VIII Международный экономический форум, прошедший во Львове 1—3 октября, едва не стал сценой для ожидаемого всеми политического заявления президента о роспуске парламента. Этого не произошло, но на работе форума политика все же отразилась.
Мэры многих украинских городов до Львова так и не доехали. Единственным членом правительства, выступившим с докладом на пленарной сессии, стал министр регионального развития и строительства Украины Василий Куйбида. И хотя охрана форума во время выступления В.Ющенко попросила журналистов подняться на балкон, откуда, кстати, было очень плохо слышно, почти треть мест в конференц-зале государственного университета им. Ивана Франко пустовала.
Из высокопоставленных зарубежных чиновников на форум прибыли вице-президент Европейского инвестиционного банка Ева Срейбер, исполнительный директор Европейского инвестиционного банка, член совета директоров ЕБРР Терри Браун, заместитель генерального директора Генерального директората по энергообеспечению и транспорту Еврокомиссии Золтан Казацай.
Впрочем, обстоятельства сложились опять-таки не в пользу львовян. К сугубо украинской политической «турбулентности» добавился и мировой финансовый кризис. А значит, «черный» вторник на фондовых биржах заставил зарубежных инвесторов серьезно пересмотреть свои планы по инвестированию в те или иные объекты. В свою очередь, хозяева форума, словно ничего не произошло, озвучивали приоритетные инвестиционные проекты, которые должны быть реализованы в ближайшие пять лет. Причем каждый из них тянул на миллиарды долларов.
Первые два касались застройки и развития жилых микрорайонов — Сыхова и территории вдоль ул. Липинского. Проект обустройства территории вокруг стадиона для Евро-2012 стоимостью более 1 млрд. грн. занял третье место в этом списке. Дальше шел проект развития транспортных сетей г. Львова, прежде всего электротранспорта. Пятый инвестпроект предусматривал сооружение паркингов в районе парка культуры и отдыха им. Хмельницкого. И, наконец, проект евроколеи от границы с Польшей до Львова стоимостью более 400 млн. евро.
В целом, как подсчитал глава Львовской облгосадминистрации Н.Кмить, за пять лет Львовщина должна получить порядка
25 млрд. грн. инвестиций. Уже на нынешнем форуме были представлены проекты с общим объемом инвестиций в более чем 15 млрд. грн. Однако ничто не мешало назвать цифру вдвое большую. Ведь между политическими договоренностями и конкретными проектами пролегает довольно длинный путь.
Как рассказал один из потенциальных инвесторов, во Львове главной проблемой является не столько волокита с земельными участками, столько инженерные сети. Большинство из них устарели, требуют реконструкции.
Предположим, площадь земельного участка позволяет разместить аквапарк, но средств, чтобы подвести туда инженерные сети, которые бы обеспечили его надлежащее функционирование, может и не хватить. Среди первейших проблем — вода, электроэнергия, канализация. Сейчас схема действий властей выглядит следующим образом: инвестор как инициатор объекта должен самостоятельно осуществить все капиталовложения в развитие инженерных сетей, а потом еще и заплатить городу определенный инвестиционный взнос на развитие инженерно-транспортной инфраструктуры. Логика отсутствует.
Возможно, именно поэтому «за бортом» инвестиционного форума годами остаются ряд жизненно важных для города и области проектов, в частности реконструкции источников теплоснабжения Львова, обеспечение города качественной водой, рекреационными комплексами и т.п.
На итоговой пресс-конференции глава облгосадминистрации Н.Кмить и городской голова А.Садовый рассказывали о стоимости представленных на форуме проектов. В свою очередь, хотелось бы услышать, сколько средств принесет областному или городскому бюджету реализация хотя бы части из них, сколько реализация проекта даст новых рабочих мест. Ведь именно это является главной задачей привлечения любых инвестиций.
Как чуть позже сообщил Н.Кмить, инвесторы заинтересовались проектом возведения города-сателлита вблизи
с. Лисиничи, строительством шахты «Любельская», концессионным автобаном «Краковец—Львов—Броды». Впрочем, история большинства намерений насчитывает не менее пяти-шести лет, новым является только проект жилой застройки с. Лисиничи.
Сомнения в «жизнеспособности» вызывают и ряд других инвестиционных проектов. Например, сооружение 75 км евроколеи. Финансировать проект предполагается из государственного бюджета, и по этому поводу уже возникли разногласия между ветвями власти. Как выяснилось, Минтранссвязи не поддерживает этот проект, а без этого все разговоры о нем — пустая трата времени.
Еще один крупный проект — возведение инфраструктуры вокруг стадиона Евро-2012. Какой будет его отдача в дальнейшем, после европейского первенства? Кто из львовян туда поедет? Ответить на все эти вопросы должны были бы власти. А значит, ввиду отсутствия четкого видения перспектив развития территории многие из участников бизнес-форума теряли время, рассказывая друг другу прописные истины.
Тем временем из уст высокопоставленных чиновников звучали цифры одна больше другой — один, два, пять миллиардов. Магия больших чисел очаровывала. Концессионная дорога, евроколея, железнодорожный вокзал, аэропорт — объекты безусловно для Львовщины не лишние. А что же проекты помельче, а именно дорога к памятнику княжеских времен — наскальной крепости Тустань или гостиница вблизи Подгорецкого замкового комплекса, требующие сравнительно незначительных средств? Неужели они не интересны инвесторам?
Позже на пресс-конференции корреспондент «ЗН» поинтересовался, какой прок Львовщине от того, что на ее территории расположена почти половина всех памятников архитектуры Украины? И вообще, что, по мнению городских чиновников, могло бы привлечь инвесторов вкладывать средства в памятники архитектуры?
Аргументированный ответ так и не прозвучал.
Единственным конкретным результатом нынешней инвестиционной ярмарки была продажа двух земельных участков площадью около 50 га. Победителем торгов стала украинская компания — партнер итальянской Gem Group, которая намерена в течение пяти-шести лет построить там новый жилой микрорайон — сателлит Львова. Стоимость проекта — 1,4 млрд. евро.