Положение дел в коммунальном предприятии «Международный аэропорт «Черновцы» иногда напоминает перипетии популярного советского мультфильма о приключениях капитана Врунгеля. Помните, как тот объяснял своему бестолковому помощнику: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет»? И в самом деле, присутствие в названии предприятия громкого определения «международный» не может скрыть то обстоятельство, что начиная с 2001 года оно переживает системный кризис. Даже злоупотребления на предприятии, выявленные в прошлом году многочисленными проверками, какие-то несолидные — наподобие отсутствия 50% изгороди по всему периметру аэропорта...
А если серьезно, то для характеристики положения, в котором оказалось предприятие, достаточно красноречивого примера: из-за плохого состояния 2256 метров его взлетно-посадочной полосы служба охраны президента Румынии Трояна Бесеску, который не так давно останавливался здесь по пути из Киева в Бухарест, долго отказывалась дать добро на посадку президентского авиалайнера в Черновцах. Поэтому собственник КП «Международный аэропорт «Черновцы», которым являются территориальные общины сел, поселков, городов Черновицкой области, объявил о намерении отдать его в хорошие руки. Пока на условиях долгосрочной аренды недвижимого имущества. За это решение проголосовали большинство присутствующих 6 июля 2006 года на внеочередной сессии Черновицкого областного совета депутатов.
Три ножа в спину
Конечно, нельзя отрицать, что некоторые достижения у черновицкого аэропорта все же есть. Так, если с конца 90-х и до 2001-го аэропорт практически не функционировал, то уже в 2002 году его услугами воспользовались 3,5 тыс. пассажиров, в 2003-м — почти 6,5 тыс., в 2004-м — более 12 тыс. (Для сравнения: в далеком 1978 году услугами аэропорта воспользовались 320 тыс. пассажиров.) Поскольку собственных самолетов у главного аэропорта Буковины нет (это раньше парк государственного предприятия «Аэропорт «Черновцы» насчитывал около двух десятков машин), авиапредприятие заключило соглашения на обслуживание почти всех отечественных туроператоров, «ПодольеАвиа», «Украинских Cредиземноморских Авиалиний», родной авиакомпании «Буковина-Байкал» и т. д.
Однако весь этот относительный позитив пока не может перевесить другую статистику: при технической возможности аэропорта обслуживать 12 взлетов-посадок в час сегодня он еле-еле натягивает такое количество в среднем за неделю. На сегодняшний день хозяйственная деятельность обеспечивает 180—200 тыс. грн. в месяц при потребности на заработную плату 120 тыс., обслуживание полосы, оборудования, текущий ремонт — 50 тыс., уплату налога на землю Черновицкому городскому совету — 46 тыс., оплату коммунальных услуг — 35 тыс. грн. Не нужно быть экономистом, чтобы понять: такое предприятие, как аэропорт, на территории Буковины действительно не существует.
Кратко напомним хронику смены собственников. После распоряжения Кабинета министров Украины от 8 января 2002 года №3-р сессия Черновицкого областного совета (решение №173-17/01 от 20 декабря 2001 г., №14-18/02 от 17 января 2002 г. и №21-1/02 от 10 мая 2002 г.) поэтапно принимает в совместную собственность территориальных общин края целостный имущественный комплекс государственного предприятия «Аэропорт «Черновцы». Затем его реорганизуют из государственного в коммунальное предприятие (решение № 33-2/02 от 6 июня 2002 г.). Общинам области оно досталось с убытками от производственной деятельности в 134 тыс. грн., а задолженность по разным видам платежей достигала почти 1,5 млн. грн.
Неудивительно, что уже 17 апреля 2003 года Хозяйственный суд Черновицкой области начал производство о банкротстве КП с последующим утверждением его руководителя и распорядителя имущества. В соответствии с согласованным сессией Черновицкого областного совета, управляющего коммунальным имуществом, и утвержденным Хозяйственным судом Черновицкой области планом санации, по предложению комитета кредиторов инвестором предприятия было определено ООО СФ «Черновцыжилстрой» (руководитель — Василий Мороз). Инвестор обязался погасить долг в 600 тыс. грн.
Однако хотя бы частично преодолеть хозяйственный кризис и найти средства для выполнения предписаний о безопасности полетов удалось только после передачи этой строительной фирме недостроенного 55-квартирного жилого дома в Черновцах (ул. Кармелюка, 135а), относящегося к областному коммунальному фонду. План санации аэропорта (пункт 2.1) также предусматривал, что 30 квартир в указанном доме фирма-инвестор бесплатно передаст очередникам, работавшим еще на государственном предприятии, а остальным распорядится по собственному усмотрению. Но когда подписывали акт приемки-передачи между аэропортом и строителями, этот пункт из документов почему-то исчез.
Очередники, уже не раз пикетировавшие органы власти и прокуратуры, обвиняют в этом руководителя санации Владимира Палийчука (директор КП с 2002 года), который не настоял на выполнении инвестором взятых на себя обязательств. У инвестора же своя правда — очередники должны выкупить жилую площадь. И свою позицию он также отстаивает в судах. Не углубляясь в юридические тонкости многочисленных исков, отмечу, что сейчас очередников обслуживает уже четвертый адвокат, а судебной волоките конца-краю не видно.
Второй узел разногласий вокруг аэропорта затянулся совсем недавно. Практически весь 2005 год прошел под знаком выяснения отношений новой, тогда еще «оранжевой», команды облгосадминистрации, осуществлявшей оперативное управление предприятием, с его руководством. Формальным поводом для их обострения стал отказ аэропорта принимать самолеты DС-9 («Дуглас»), на чем якобы настаивали чиновники ОГА. В конце 2004 года едва ли не все региональные СМИ сообщили, что «Международный аэропорт «Черновцы» принял самолет серии DС-9 «Украинских Cредиземноморских Авиалиний», вылетевший в Черновцы из города Форли (Италия). Тем не менее спустя короткое время руководство черновицкого аэропорта в одностороннем порядке отказалось от взятых на себя обязательств по обслуживанию самолетов упомянутого типа.
Представители дирекции аэропорта говорят, что сделали это после заключения Украинского государственного проектно-технологического научно-исследовательского института ГА «Украэропроект» — единственного учреждения, имеющего право определять техническое состояние взлетной полосы и способность принимать самолеты разных типов. А согласно выводам киевских экспертов, узкое шасси DС-9 может серьезно повредить покрытие аэродрома, а это, в свою очередь, привести к аварии самолета и даже гибели людей.
Предприниматели пожаловались на такие действия директора аэропорта областной власти, а та инициировала процесс проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия специальной комиссией в составе представителей Пенсионного фонда, налоговой, КРУ и прокуратуры. Результаты ее работы, изложенные на 17 страницах, были переданы в прокуратуру, которая тоже должна была сказать свое слово. (Летом 2005 года прокуратура Черновцов возбудила уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей должностными лицами КП «Международный аэропорт «Черновцы». Осенью того же года прокуратура Черновицкой области возбудила уголовное дело по факту манипуляций с документами очередников. О доведении дел до логического завершения общественности в данный момент ничего не известно.)
Кроме перечисленных, еще одной, и едва ли не самой большой бедой предприятия заместитель главы облгосадминистрации Борис Баглей считает кадровое обеспечение. Что это означает, объяснил бывший военный руководитель полетами аэропорта, председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам транспорту и связи Садгорского райсовета г. Черновцов Степан Сологуб. По его данным, из ста работников аэропорта только шесть имеют специальное образование, а 2/3 руководителей предприятия, включая директора, милицейские отставники. Все это влечет за собой нарушение статей Воздушного кодекса Украины, Справочника квалификационных характеристик профессий и установок аэродромной службы и т. д.
Счастливое «приземление»
Однако окончательно «разбился» аэропорт о земельные дела. На предприятии ждали, что Черновицкий горсовет, как и в 2004 году, освободит областное коммунальное предприятие от уплаты налога на землю. Но в ходе рассмотрения этого вопроса на одной из сессий в 2005 году депутаты так и не приняли какое-либо решение. А земли у аэродрома ни много ни мало — 130 га, поэтому там не без оснований побаивались, что отмена налоговых льгот снова поставит предприятие на грань банкротства. (Напомню, что земельный налог с предприятия взимается в соотношении 75% — в городской бюджет, 25% — в областной.) Не помогло даже откровенное лоббирование интересов КП нардепами от Буковины.
Собственно, именно рассмотрение вопроса о замораживании «земельного» долга аэропорта перед областным бюджетом на сессии Черновицкого облсовета 9 января 2006 года и стало основанием для спонтанного решения депутатов о передаче коммунального предприятия в собственность города. Озвучив сумму задолженности, депутатам вдруг предложили не просить город о налоговых льготах, а просто подчинить аэропорт Черновицкому городскому совету. Только после расшифровки стенограммы заседания сессии облсовета неожиданно выяснилось, что речь шла только о намерении. Хотя к тому времени городской совет уже успел дать согласие «на прием в коммунальную собственность территориальной общины г. Черновцы КП «Международный аэропорт «Черновцы» (решение 41-й сессии горсовета №943 от 16 февраля 2006 года).
Избранный в марте 2006 года новый состав Черновицкого областного совета вернулся к рассмотрению вопросов, связанных с функционированием аэропорта. Депутаты объявили конкурс на передачу в долгосрочную аренду имущества совместной собственности территориальных общин сел, поселков, городов области, находящегося на балансе коммунального предприятия «Международный аэропорт «Черновцы». Целью конкурса они считают определение арендатора, который предложит лучшие условия эксплуатации объекта, его реконструкции и сохранения основного вида деятельности (профильности). Сам конкурс будет проводиться через 30 календарных дней после даты публикации объявления о нем 7 июля с.г.
По словам уже нового губернатора Буковины Владимира Кулиша, чтобы исправить ситуацию, в первые два года аренды инвестор должен вложить в предприятие не менее 30 млн. грн. (Только ремонт взлетной полосы обойдется в 12—16 млн. грн.) Губернатор также не против того, чтобы таким инвестором стал городской совет. Кстати, на момент объявления конкурса именно он был самым «засвеченным» претендентом на имущество КП «Международный аэропорт «Черновцы».
Зачем Черновцам аэропорт?
Разговоры о возможной передаче аэропорта городу ведутся с 2003 года. Отцы города традиционно обещают, что помогут предприятию выбраться из долговой ямы. Мэрия устами своего секретаря Трояна Еремичука сообщает, что город имеет возможность уже в этом году заказать всю проектную документацию на серьезный ремонт в аэропорту и начать подготовку к ремонтным работам в следующем. С таким расчетом, чтобы к 600-летию первого письменного упоминания о Черновцах вложить в это предприятие порядка 15—20 млн. грн.
И у города такие деньги есть. (Что и не странно, ведь, по информации департамента градостроительного комплекса и земельных отношений, в первом полугодии 2006 года продано 10 земельных участков общей площадью 5,4 га на сумму 14 173 000 грн., а у аэропорта потенциально свободной земли целых 130 га.) Единственным условием для их получения должна стать «стопроцентная гарантия», что аэропорт станет собственностью города.
Впрочем, выстраданное депутатами решение об объявлении конкурса на передачу в долгосрочную аренду имущества, находящегося на балансе коммунального предприятия «Международный аэропорт «Черновцы», откровенно не понравилось присутствующим на сессии чиновникам мэрии. Но депутаты облсовета не обратили на это внимания. (Поговаривают, что помешало подозрение, будто город больше интересует не так само предприятие, как почти 130 га бесценной земли в пределах областного центра.)
Собственное, именно последнее обстоятельство заставляет внимательнее присмотреться к потенциальному собственнику коммунального предприятия. Вложить в его развитие 30 млн. грн. из фонда развития города — дело нехитрое. Не своими же деньгами рискуют чиновники. Да и «свои» подрядчики, которые будут проводить здесь ремонтные работы, останутся довольны. Непонятно сейчас другое: на чем базируется уверенность, что мэрия окажется более эффективным менеджером для предприятия, чем власть областная?
Представителям территориальных общин сел, поселков, городов Черновицкой области, которые все являются собственниками аэропорта, до сих пор не представлены маркетинговые расчеты будущей успешной деятельности предприятия. Поскольку вряд ли ими можно считать слова секретаря городского совета Трояна Еремичука о том, что аэропорт станет частью инфраструктуры развития туристической отрасли, на которую делают ставку в городе и области.
Неужели после перехода аэродрома в собственность города буковинцы с их низким уровнем зарплат вдруг станут больше путешествовать на самолетах, что сделает дело рентабельным? Такую перспективу опровергают данные самой мэрии. Как сообщил ее пресс-центр, количество иностранных туристов, посетивших в прошлом году Черновцы, превысила 5 тыс. человек. В то же время почти 23 тыс. клиентов, воспользовавшись услугами местных туроператоров и турагентов, осуществили зарубежные путешествия. Даже если предположить, что все эти люди воспользуются услугами местного аэропорта, до пассажиропотока 1970-х годов еще ой как далеко. Поэтому вопрос, почему более 240 тыс. жителей Черновцов предлагают спонсировать ремонт взлетной полосы для нескольких тысяч пассажиров, способных приобрести себе билет на самолет, еще долго будет оставаться открытым.
Специалисты по местному самоуправлению также утверждают, что никакие оговорки о том, что в будущем город не будет иметь права перепрофилировать работу предприятия, а также выставить его на приватизацию, не являются абсолютными. Депутаты правомочны принимать любые решения, но ничто не мешает им отменить ранее принятые.
Непонятно и то, как город будет решать проблему с очередниками. Как правопреемник облсовета, он может продолжить принимать участие в судебной волоките между очередниками и инвестором или же решить вопрос радикально — проверить список очередников и резко сократить его.
Поэтому пока в деле спасения черновицкого аэропорта не столько ответов, сколько вопросов. И главный из них — нужно ли такое бремя городу в условиях глобализированного мира?