Повысить базовые показатели экономического роста, устранить социально-политические противоречия и существенно улучшить жизнь населения — таковы, если вкратце, основные задачи социально-экономического и культурного развития Запорожской области на 2002 год, сформулированные в разработанной облгосадминистрацией программе. Предусматривается, в частности, рост реальных доходов (если говорить о заработной плате, то не менее чем на 6,4 процента), а также погашение имеющейся зарплатной задолженности. Решение этой проблемы, по мнению авторов программы, позволит помимо социально-политических дивидендов получить еще и экономические — поступления от подоходного налога пополнят местные бюджеты на 12 млн. грн.
Что и говорить, прогнозы весьма оптимистичные. Пожалуй, даже чересчур на фоне тенденций развития региона, которые отчетливо давали о себе знать уже в период разработки программы.
Даже для смутно ориентирующихся в законах экономики не секрет, что основой улучшения благосостояния является исключительно производственный рост. По мнению властей, «достижения области в 2001 году служат хорошей основой дальнейшего развития в 2002-м». Что ж, в прошлом году в области действительно зафиксирован 2,4-процентный прирост объемов промышленного производства. Хотя ожидали большего — на уровне 6 процентов. Вероятно, это в значительной степени повлияло на оценки рейтинга социально-экономического развития, выполненного главным управлением по вопросам экономической политики администрации Президента. В нем Запорожская область за год сместилась с 6 на 23 место. Впрочем, и это не главное. Намного хуже, что у предприятий базовых отраслей — в первую очередь металлургических, удельный вес которых в общем объеме промышленного производства региона составляет 45 процентов, — начались серьезные проблемы. Резкое падение мировых цен сделало неконкурентоспособной продукцию алюминиевого комбината, который на 80 процентов сориентирован на экспорт. В силу аналогичных причин вынужден сокращать производство и комбинат «Запорожсталь».
Разумеется, были и внутренние причины, нисколько не зависящие от внешнеэкономических катаклизмов. К примеру, в области не закончили инвентаризацию договоров аренды земли, не отличаются особой активностью и специально созданные комиссии, призванные обеспечивать своевременность бюджетных платежей и расчетов по заработной плате. В более благоприятные времена на подобных недоработках, глядишь, и не акцентировали бы внимание, невзирая даже на то, что ликвидация половины из них позволяет с лихвой выполнить план по бюджетным доходам. Однако на сей раз ситуация крайне осложнилась.
В январе спад объемов промышленного производства в области составил 7 процентов, а по итогам первого квартала — 10,3. Как и следовало ожидать, «отличились» все те же базовые отрасли. Только за два первых месяца года объем производства на ферросплавном заводе и «Днепроспецстали» сократился более чем на треть, на «Запорожстали» — на 11 процентов, тепловой и атомной электростанциях — соответственно на 15,3 и 1,8 процента. Так что сделанный в начале года областными властями вывод о том, что ситуация с выполнением бюджета критическая, увы, актуален и по сей день. Если на 1 января сводная сумма налоговой задолженности запорожских предприятий составляла 450 млн. грн., то по итогам первого квартала она приблизилась к 500 млн.
Негативная динамика свойственна и задолженности по заработной плате. В прошлом году в области ее удалось снизить более чем наполовину, доведя остаток до 59,3 млн. грн. Однако с начала нынешнего года долги снова начали расти, и только за два первых месяца они увеличились без малого на 10 процентов. Из-за этого областной бюджет недосчитался 600 тыс. грн., которые могли бы поступить в виде подоходного налога.
Впрочем, ситуация с поступлениями в местные бюджеты по нынешним меркам еще терпимая. Хотя задолженность по платежам и выросла без малого на 6 млн. грн., все же уровень доходов почти достиг нормы, составив 23,5 процента годового плана. А вот с наполнением государственного бюджета дела обстоят гораздо хуже. Доведенные Минфином задания на первый квартал область не выполнила. Особые проблемы с поступлениями от налога на прибыль. Финансисты надеялись на прекращение в 2002-м эксперимента в горно-металлургическом комплексе, но срок его действия был продлен.
Это раньше наполняемость госбюджета беспокоила местные власти едва ли не в последнюю очередь. Теперь же проблема приобрела экономическое содержание. Более трети расходов местных бюджетов финансируется за счет субвенций и дотаций из центра. И если в первом квартале план по общегосударственным налогам область выполнила на 70 процентов, то, согласно установленному нормативу, на 3 млн. грн. дотаций она могла не рассчитывать. Однако после обращения руководства области в Минфин и к премьеру деньги все же были перечислены. Больше того, из госбюджета регион получил дополнительно 2,5 млн. грн. для оплаты текущей задолженности по водоснабжению, услугам связи и теплоснабжению.
Скорее всего, подобная лояльность была вызвана избирательной кампанией — требовалась как минимум стабильная социальная обстановка. Таким образом, по итогам первого квартала в регионе удалось ликвидировать задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы. Однако с окончанием политических баталий на помощь центра рассчитывать уже вряд ли приходится, и, осознавая это, большинство территорий снова вынуждены решать неотложные социальные проблемы с помощью банковских кредитов, которые хороши сейчас, но подчас выходят боком потом.
В процессе выполнения текущего бюджета нельзя не заметить, на первый взгляд, парадоксальной особенности. Несмотря на продолжение промышленного спада, в первом квартале по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом поступления как в государственный, так и в сводный бюджеты в области существенно возросли. Соответственно на 9,1 и 17,7 процента. Прогресс наблюдается и в деле мобилизации налога на прибыль — на 18 процентов. А по части снижения недоимки и вовсе замечательный результат — почти двукратное сокращение. Столь впечатляющие успехи сами налоговики характеризуют скромно, просто и таинственно: «Приходится изыскивать дополнительные источники». В переводе на мирской язык это означает не что иное, как сбор средств всеми возможными способами. Так, руководствуясь установленным ГНАУ нормативом количества убыточных предприятий (уже сам термин звучит многообещающе, не правда ли?), в области за первый квартал число таковых сократили на 1791.
Метод весьма незамысловат — либо плательщик налогов признает свою рентабельность, либо дело на него передается в суд с последующей отменой госрегистрации. Разумеется, в свете подобной перспективы количество желающих побыть прибыльными хотя бы пару месяцев резко возрастает. Тем более что власти настоятельно рекомендуют силовым структурам «значительно активизировать работу». Словом, взаимоотношения государства и бизнеса отчетливо строятся как своеобразное экономико-правовое состязание, в котором удача сопутствует более изворотливым и сообразительным. Не потому ли сокрытие истинных размеров прибыли с целью минимизации налоговой нагрузки стало столь привлекательным для многих предприятий?
Одна из широко распространенных классических схем применена, например, в АО «Главное предприятие тепловых сетей». На его базе было создано новое предприятие — ООО «Главное предприятие тепловых сетей-2001», которому перешли все активы, а долги остались за акционерным обществом. Просто и эффективно. А вот умение представить высокоприбыльное предприятие едва сводящим концы с концами — это уже элементы высшего экономического пилотажа. Практически в совершенстве его освоили фирмы, специализирующиеся на добыче, переработке и экспорте металлолома. По данным отчетности, их валовые доходы равны валовым расходам. Технологией снижения налогового давления успешно овладели и запорожские банки. Хотя их деятельность относится к наиболее прибыльной, да и сами банки имеют достаточно высокий уровень рентабельности, налоговые платежи у них довольно скромные. Больше того, три из пяти местных банков за прошлый год вообще декларировали убыточность собственной деятельности. Однако пальма первенства в деле тенизации доходов, безусловно, принадлежит предприятиям торговли. Более трети из них на полном серьезе заявляют об убытках, хотя о банкротстве, естественно, даже не помышляют.
Власти, конечно, понимают, что в подобных ситуациях бизнесмены отнюдь не святым духом питаются, но, увы, кардинальным образом изменить ситуацию не в состоянии. Поэтому процесс наполнения доходной части бюджета и приобретает характер знакомой с детства игры «А ну-ка, отними» с высокой степенью вероятности услышать в ответ нечто издевательское.
Словом, как ни крути, а с налоговым законодательством пора что-то делать, и это уже очевидно не только промышленникам, но и чиновникам. Один из них, кстати, выразился достаточно откровенно: «Если, например, со 170 грн. заработка мы заставляем платить 15 процентов подоходного налога, это и есть основная причина, по которой зарплата находится в тени». Слова-то, конечно, верные, да только какой от них прок, если правила игры не меняются?