Коммунальные тарифы уже давно замерли на высоком старте и по первому же сигналу готовы, к ужасу подавляющего большинства граждан, молнией рвануть вперед. И без того нервозную ситуацию активно подогревают руководители жилищно-коммунального хозяйства, утверждая, что по старым расценкам работать никак невозможно. Однако аудиторский отчет органов Государственной контрольно-ревизионной службы, исследовавшей причины убыточности предприятий ЖКХ страны на примере всех ее регионов, свидетельствует, что коммунальщики несколько лукавят, а иногда и бессовестно обманывают общественность, уверяя, что единственным спасением и для отрасли, и для потребителей является скачок цен на их услуги.
Убытки жилищно-коммунального хозяйства действительно астрономические. В 2002 году они составляли 650 млн. гривен, а в прошлом себестоимость коммунальных услуг превысила начисленную в отрасли сумму доходов почти на миллиард. Общие же долги за потребленные жилищно-коммунальные услуги достигли уже 8,6 млрд. грн., из них 5 млрд. — за населением. Но прежде чем сочувствовать коммунальщикам, не помешало бы посмотреть, из чего эти миллиарды складываются. Как выяснили ревизоры, треть годовой суммы убытков ЖКХ страны — не что иное, как сверхнормативные и непроизводственные потери его предприятий и организаций.
Коммунальщики райцентра Заставная, что на Буковине, преподнесли городу сюрприз — подняли цены на воду сразу в несколько раз. Дескать, существующие тарифы не соответствуют реальным затратам местного водоканала. Кубометр воды теперь стоит 6 грн. (Для сравнения: в Черновцах при наличии счетчика он стоит немногим более гривни.) Жители Заставной восприняли новость на удивление спокойно. Митингов с перекрытием городских магистралей, как это было по аналогичным причинам, например, в Чернигове, не устраивали. Просто за последние месяцы резко снизилась проплата за пользование коммунальным водопроводом.
В ситуацию вмешалось областное КРУ совместно с Черновицким территориальным отделением Антимонопольного комитета. Сейчас эти уважаемые организации выясняют, насколько оправдано подорожание заставнянской воды. Вывод, скорее всего, будет таким же, как при недавнем аудиторском анализе формирования себестоимости коммунальных услуг в соседних Сокирянах и Новоднестровске, жители которых продолжительное время жаловались на слишком высокие тарифы и очень низкое качество работы местных коммунальных служб.
После тщательных проверок черновицкие ревизоры установили, что коммунальщики Сокирянщины, определяя тарифы, без малейшего зазрения совести переложили на плечи потребителей все свои непроизводственные затраты. В течение последних двух лет районное управление жилищно-коммунального хозяйства безосновательно отнесло на себестоимость коммунальных услуг 270 тыс. гривен налогового долга, 21 тыс. незаконно выплаченной своим сотрудникам зарплаты, да еще и завысило амортизацию на тепловую, канализационную и водопроводную сети. А Новоднестровский тепловодоканал в тарифы на воду и тепло в прошлом году заложил 20% от общей суммы своих убытков. Вследствие этого горожанам пришлось из собственных карманов возместить ему ни много ни мало — 87 тыс. гривен.
В масштабах страны эти цифры вообще потрясают. По данным аудиторского отчета Государственной контрольно-ревизионной службы, практически все предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства, пользуясь отсутствием каких-либо ограничений в формировании своей затратной части, а также финансового контроля со стороны владельцев имущества, допускают нарушения при перерасчетах себестоимости предоставляемых услуг, разумеется, в сторону их подорожания. А это порядка 220 млн. грн. в год.
Один из недостатков хозяйствования, который всячески пытались скрыть и который всплыл на поверхность именно благодаря ревизорам, — громоздкая и высокозатратная, как ни в одной другой отрасли, система управления ЖКХ. Оказывается, в стране на каждых трех работников, реально заботящихся о состоянии коммунального жилья, приходится один управленец. При этом, что любопытно, численность управленческого персонала никак не зависит от общей площади жилья и квартир, обслуживаемых тем или иным коммунальным предприятием. А эффективность управленческих решений, что еще интереснее, обратно пропорциональна количеству руководителей: чем их больше, тем убыточнее работает предприятие и хуже его услуги.
Объясняется этот парадокс прежде всего низкой квалификацией бухгалтерских и управленческих кадров, что приводит к значительным финансовым нарушениям и в целом отрицательно сказывается на финансовом состоянии отрасли. С этим связаны и крупные недостачи материальных ценностей, денежных средств, занижение стоимости активов, вакханалия в вопросах арендной платы. Только на занижении размера арендных ставок (сознательном или нет — другой вопрос) жилищное хозяйство за последние два года недополучило более 12 млн. грн. доходов, которые ему очень бы пригодились. Но что самое неприятное, вся эта огромная армия управленцев абсолютно не знает, что делать и как на практике реформировать доведенное до ручки жилищно-коммунальное хозяйство. А это почти четверть основных фондов государства и 5% трудоспособного населения.
Видимость кардинальных реформ продолжительное время создавали многочисленные государственные программы, ни одна из которых, впрочем, так и не выполняется. Сколько было красивых слов и громких постановлений о необходимости учета водо- и теплоснабжения, что в свою очередь стало бы действенным шагом на пути стабилизации тарифной политики отрасли. Но на каком бы высоком уровне ни определялись задачи, сейчас только треть жилых домов оборудована счетчиками холодной воды, а тепловой энергии — вообще каких-то 9%.
Но, как учит жизнь, если программа не выполняется — это кому-то нужно. Оказывается, прежде всего предприятиям водоснабжения и водоотвода, которых совсем не волнует отсутствие учета воды. Как свидетельствуют результаты тех же аудиторских исследований, при стопроцентном оснащении квартир или домов счетчиками расхода воды их доходы существенно уменьшатся. В выигрыше и энергопоставщики. Поскольку нет учета реального расхода тепловой энергии, то жилищное хозяйство ничего не ведает о ее потребленных объемах. Чем и пользуются акционерные энергетические компании, предъявляя ЖЭКам к оплате за свои услуги суммы, на десятки миллионов гривен большие, чем последние начисляют населению в соответствии с утвержденными нормами.
Впрочем, не стоит обвинять коммунальщиков в столь высоких материях, как отсутствие реформ. Хотя бы элементарный порядок навели в своем хозяйстве. Жуткая изношенность сетей, физически и морально устаревшее оборудование приводят к критическим потерям воды, тепла и электроэнергии, которые потом частично покрываются за счет населения. В Черновцах, например, 40% поданной в сеть воды вытекает где-то по пути к потребителю. Буковинцев может утешить разве что тот факт, что в Николаевской области потери воды составляют все 60%. Да и куда же, в конце концов, воде деваться, если половина черновицких водопроводных и канализационных сетей в аварийном состоянии? На их ремонт у местного водоканала нет средств. Вот и текут реки через прохудившиеся трубы прямехонько в почву, усугубляя характерные для города оползневые процессы. Туда же, а не в батареи, идет немалая часть тепла от «Черновцытеплосети», техническое оснащение которой соответствует уровню 60-х годов.
Семи миллионов гривен, впервые за период независимости выделенных области из госбюджета на реформирование ее запущенного жилищно-коммунального хозяйства, не хватит даже на латание дыр в водопроводных трубах. Однако и повышение тарифов не поможет, хотя они действительно сегодня ниже фактических затрат коммунальщиков. Шестая часть населения страны не в состоянии рассчитываться за коммунальные услуги даже по старым тарифам. Каждый владелец лицевого счета в среднем должен выложить за них 27% прожиточного минимума. А пенсионер вообще все 33%, хотя прожиточный минимум предполагает втрое меньшую норму. Поэтому не стоит удивляться, что среднестатистическая украинская семья в течение 11,6 месяца не платила по счетам.
— Вопрос увеличения тарифов должен рассматриваться параллельно с финансированием мероприятий по модернизации всего жилищно-коммунального сектора, — говорит начальник КРУ в Черновицкой области Иван Дребот. — Для этого каждый населенный пункт должен разработать бизнес-план развития своего коммунального хозяйства. К сожалению, таких планов нет, как и эффективного управления системой ЖКХ. Убежден, что в этих условиях повышение тарифов только еще глубже загонит проблемы отрасли в и без того темный, холодный и сырой коммунальный туннель.