ПРИЗРАК диВЕРСИФИКАЦИИ БРОДИТ

Поделиться
Когда в современном мире заходит речь о территориальных претензиях кого бы то ни было к какой-то с...

Когда в современном мире заходит речь о территориальных претензиях кого бы то ни было к какой-то стране, потенциальному агрессору напоминают о международных правилах: государственные границы остаются в определенных с 40-х годов пределах. Государства, конечно, могут объединяться (что в конце концов произошло с ФРГ и ГДР), определяться после освобождения от колониальной зависимости (как это было со странами Африканского континента) и, наконец, разделяться и отделяться (в результате чего возникли государства СНГ и Балтии, а также Чехия, Словакия, Босния и Герцеговина). И хотя в каждом конкретном случае масса нюансов и причин, общее правило в основном действует. И в том числе по этой причине самостоятельной Украине удалось без территориальных потерь провести демаркационную линию с такими претендентами на часть ее территорий, как Румыния и Молдова. Это все в общем-то называют частью геополитики. Словом, так называемая геополитическая карта мира особому перекраиванию не подлежит.

Приблизительно на таких же принципах сформированы геоэкономические сообщества. Например, в свое время возникла идея, договоренности между европейскими потребителями газа, нефти и электроэнергии об основных правилах работы на рынке энергоносителей - и родилась Европейская энергетическая хартия. В рамках этого международного пакта существуют страны-производители энергоресурсов, потребители и страны-транзиторы. Разумеется, в той или иной степени они все являются потребителями энергоресурсов. Но для геоэкономического сотрудничества принципиальное значение имеет и, так сказать, классификация по хартии. Украина, как вы, наверное, догадались, значится среди транзиторов (и при этом является крупнейшим энерго-, в том числе газопотребителем).

для характеристики такой геоэкономической ипостаси достаточно сказать, что как продавцов - в данном случае энергоносителей, так и импортеров вполне устраивало то положение, в котором оказалась Украина. Энергоемкое производство требует значительно больше энергоресурсов (при их минимальной собственной добыче), чем страна может закупить, т.е. оплатить. Но ее щедро кредитуют; при этом кредиты предоставляются как раз для оплаты энергоресурсов. А страна-транзитор превращается в емкий рынок сбыта продукции как импортеров, так и экспортеров. Часть выручки при реализации товаров в стране-транзиторе затем ей же предлагается в виде кредитов... для оплаты энергоносителей. Импортеры и экспортеры заинтересованы в сохранении такого статус-кво.

Приблизительно так все и было до недавних пор. Но уже с распадом Союза нарушился геополитический баланс. некоторые экспортеры (как новоявленные, так и традиционные), а вслед за ними и некоторые импортеры намерились перекроить карту геоэкономического расклада и избавиться от роли, определенной им Европейской энергетической хартией.

Но нюанс в том, что перекроить карту возможно при согласии если не всех сторон, то большинства. Ни экспортер, ни импортер, ни тем более транзитор самостоятельно с такой задачей не справится. И это имеет непосредственное отношение к Украине с учетом ее попыток ограничить влияние монопольного поставщика энергоносителей.

И поди тут определи корень слова «диверсификация» - то ли версия, то ли диверсия.

А между тем версии проектов уверенно бродят...

...По Европе и России

Совершенно справедливо замечает госминистр Анатолий Минченко, что в практике других стран принято использовать в среднем три источника энергоносителей. Правда, есть немало исключений, но они скорее подтверждают правило. Как и тот факт, что некоторые страны Восточной Европы, вырвавшись из объятий лидера Варшавского договора, пытаются хотя бы частично «отпочковаться» от его нефте- и в основном газовой трубы. о сокращении (а то и полном отказе) от импорта российского газа заявляли несколько восточноевропейских стран. И не будь с ними у российского «Газпрома» долгосрочных договоров, как знать, что бы последовало за такими заявлениями. Но кое-чего при этом возмутителям «газпромовского» спокойствия удалось добиться. например, некоторого снижения стоимости российского энергосырья и отсрочки долгов.

Особенность взаимоотношений восточноевропейских стран с «Газпромом» в том, что они являются, как и Украина, странами-транзиторами. И вместо платы от россиян за транзит газа к западным соседям получают в основном тот же газ. Если не считать контрактов основных газоторговых компаний из этих стран, поставки российского газа таким государствам, как Болгария, Венгрия, Германия, Польша, Чехия, Словакия и Румыния - в обмен на их участие в совместных с Россией проектах по газодобыче, - составляют за год в среднем до 19 млрд. кубометров газа. А долги некоторых из этих стран (Боснии и Герцеговины, Югославии и Польши) за использованный в 1991 - 1996 годах газ превысили 430 млн. долларов. Причем, большая часть этого долга накопилась за 1996-й - свыше 240 млн. долларов.

С Польшей «Газпром» уладил отношения сравнительно просто, так как через ее территорию проходит новый транзитный коридор - ветка газопровода Ямал-Центр (Западная Европа). Хлопотнее оказалось с Чехией. В апреле сглаживать конфликт с Прагой туда отправился даже не Рем Вяхирев, глава «Газпрома», а сам премьер-министр Российской Федерации Виктор Черномырдин. И, конечно же, конфликт был исчерпан.

Всполошились европейцы в прошлом году и в связи с перекупкой «Газпромом» долгосрочных контрактов «Бритиш Газ» (североморское сырье, которым россияне планируют заместить часть своих контрактных поставок в Европу). А также в связи с выдающимися успехами россиян по овладению не только рынком сбыта, но и транспортными магистралями в Европе (через создание СП и торговых домов). Но так как объем потребления российского газа в Европе весьма существенен (например, в 1995 году экспорт его в этот регион составил 117,4 млрд. кубометров - 21% от общей добычи «Газпрома»), прежде, чем пытаться оградить себя от экспансии, европейцы семь раз отмерят. И если экономически сочтут выгодным, не только не станут останавливать российских газовиков, но даже помогут. Участие в проектах «Газпрома» обеспечит им не меньшую независимость, чем практическая диверсификация источников энергопоставок.

Из свежих подтверждений выбора, практически сделанного странами-импортерами, является февральская сделка в 2,5 млрд. долларов консорциума западных банков с «Газпромом». Она была организована германским Dresdner Bank AG, который еще в 1995 году представлял займ «Газпрому». Примечательно, что сделка состоялась (и в марте соглашение вступило в силу) в момент, когда в самой России газового монополиста буквально пытались разорвать на части. На этом фоне именно западные банки продемонстрировали свое доверие к «Газпрому».

Все это свидетельствует о том, что «Газпром», как основной экспортер, сумел договориться о некотором перекраивании транзитной карты непосредственно с импортерами. И сколько бы нюансов ни содержала такая договоренность, факт ее существования неоспорим.

При этом «Газпром» одновременно может добиться не только диверсификации рынков сбыта своего газа, но и путей его доставки, сглаживая тем самым несогласованности с основным транзитором своего газа - Украиной.

...в Украине

тем временем также не сидели сложа руки. Хотя вряд ли пока можно сказать, что ее диверсификационные идеи реально реализовываются теми же темпами, как, например, «Газпрома».

Как транзитор, Украина должна вести весьма тонкую и многосложную политику, чтобы реально повлиять на проекты и планы экспортеров и импортеров. При этом сдерживающим фактором однозначно является наличие долгов россиянам за прежние поставки газа, отсутствие реальных средств для финансирования собственных проектов и неопытность (если не неумение) в поиске союзников. Слишком долго наша страна топталась на месте со своими идеями диверсификации источников энергопоставок и создания новых транзитных коридоров...

Меморандумная

диверсификация

На заре независимости, воспользовавшись еще проектами советских времен, Украина заявила о намерении создать такие транзитные коридоры, которые позволили бы оперативно управлять нефте- и газопотоками через ее территорию по всем направлениям. Были оглашены планы соединения транспортных магистралей с государствами Балтии, затем проекты в Турции и строительство НПК в Южном, а также некоторые другие. Были заключены протоколы намерений и выполнена еще кое-какая теоретическая работа. Но все упиралось в отсутствие средств, что являлось неформальной демонстрацией того, что Украине не удавалось договориться с теми, кто реально дает «добро» на передел геополитических и геоэкономических карт если не в мире, то в Европе.

И даже появление новых экспортеров в лице нефте- и газодобывающих стран Средней Азии, а также воинствующих Ирана и Ирака - без наличия альтернативных российскому транспортных коридоров - ничего не могло изменить.

В поиске союзников Украина логично обратила свой взор на восток. В последнее время последовала серия переговоров с потенциальными союзниками в борьбе за передел геоэкономической карты и переориентацию транспортных коридоров. Не вдаваясь в подробности, напомним эти события.

Договоренность с Туркменистаном о поставках газа в Украину (осень 1996-го - весна 1997 года) хотя и весьма пока теоретическая, но, как справедливо заметил А.Минченко, это дело будущего. Другое дело, как она будет реализована: если пойдет с такими же перекосами, как в этом году, то ничего определенного еще долго она не сулит.

Договоренность с Узбекистаном о поставках в Украину газа и транзите туркменского газа (апрель 1997 года).

Соглашение с Кыргызстаном о сотрудничестве в области энергетики (апрель 1997 года).

Договоренность с Грузией о транзите азербайджанской нефти в Украину через терминалы в Поти и Батуми. Реанимация танкерного коридора (ноябрь 1996 года).

Договоренность с Азербайджаном о поставках в Украину и транзите по ее территории каспийской нефти (март 1997 года).

Договоренность об участии Украины в проектах транспортировки нефти и газа через территорию Турции.

Кроме двусторонних договоренностей, Украина заключила также ряд тройственных союзов с вышеперечисленными экспортерами: Киев - Тбилиси - Баку, Украина - Узбекистан - Туркменистан... теоретически это уже немалое достижение в поиске союзников в геоэкономическом переделе транспортных путей.

Не будем сейчас описывать все эти проекты. Сошлемся только на заявление госминистра А.Минченко о том, что все это направлено на реализацию политики диверсификации источников энергообеспечения потребности страны: из одного источника не должно поступать более 30% общей потребности Украины в энергоносителях.

Но все эти планы заставляют переориентировать существующие (и порядком изношенные) и создать новые транспортные магистрали - трубопроводные, воздушные, морские, железнодорожные и автомобильные - из Азии в Европу да еще и в обход России.

нефтяные интересы Украины состоят в том, чтобы нефть прикаспийских государств доставлялась в Европу именно через ее территорию. И есть на что рассчитывать, так как украинский путь позволит обойти проблему танкерной транспортировки нефти через Босфор (и здесь союзником является Турция); использовать действующую ветку нефтепровода «Дружба», которую, правда, еще надо соединить с сооружаемым терминалом ниткой соединительного нефтепровода Одесса - Броды. Более того, вполне конкретно заговорили о прокладке соединительного нефтепровода от украинских Бродов до польской Адамовой заставы, что может позволить направить потоки нефти через Украину до балтийских портов Вентспилс, Гданьск и Росток.

Реализация этих планов означает полный обход российского транспортного участка. И, разумеется, наши соседи предпринимают немало усилий, дабы если не исключить такую возможность, то уменьшить возможные потери. Следует заметить, что им многое удается и в этом направлении, о чем «ЗН» писало неоднократно.

Однако на сегодня реализация всех вышеназванных украинских договоренностей со схемами поставок энергоносителей в Украину и через ее территорию выглядит только теорией. И масса нюансов может способствовать тому, что наша страна рискует в очередной раз остаться при своих диверсификационных интересах. Например, многолетняя неясность со строительством терминала в Южном (первая очередь рассчитана на перевалку 12 млн. тонн нефти ежегодно и обойдется не менее, чем в 450 млн. долларов), для которого никак не находятся средства, а потенциальные инвесторы пока что наблюдают за развитием всех остальных проектов и по мере интересов участвуют в них. Ненамного лучше ситуация и со строительством нефтепровода Одесса-Броды, финансированием которого пока занимается только дирекция нефтепровода «Дружба», а ей такой финансовый груз в одиночку не поднять. Кроме того, многие страны, с которыми Украина имеет меморандумные договоренности, уже практически участвуют в аналогичных проектах с Россией. Например, пока речь пойдет о реальном транзите и поставках в Украину азербайджанской нефти, уже в 1997 году так называемая ранняя нефть тамошних каспийских источников будет прокачиваться через территорию России. А дальше россияне также намерены не оставлять свои нефтепроводы и порты без каспийской нефти. Из этой же серии турецкие проекты, начатые еще в 1992 году и на долгое время зависшие во времени и пространстве.

Все это требует четкого контроля за ситуацией в геоэкономическом пространстве и взвешенно-дальновидных политических решений. В противном случае мы можем стать свидетелями очередного этапа забвения отечественной диверсификационной идеи. Особенно с учетом собственно украинских проблем с энергоносителями.

«Укргазпром»: ни вершков, ни корешков

Под каким бы соусом ни преподносилась идея диверсификации, даже ее реализация не решает внутриукраинскую проблему дисбаланса потребления энергоносителей и расчетов за них. Даже с переходом на поставки газа через посредничество трейдеров Украина не лишилась старой и прочной привычки ежегодно «терять» 3-5 млрд. кубометров газа. При сегодняшней стоимости 1000 кубометров в 80 долларов да еще 13-18 долларов расходов на доставку каждой тысячи кубометров, такие «потери» - дело весьма накладное.

Как и все прежние кураторы ТЭК, господин Минченко констатировал, что в Украине непозволительно расточительно производство и учет энергоресурсов: на один доллар ВВП расходуется в 2,8 раза больше энергии, нежели в других даже восточноевропейских странах. Конечно, если сравнивать объем потребления, газа например, в 1992 году (свыше 110 млрд. кубометров) с потреблением в 1996-м (87 млрд. кубометров без технических затрат), то тенденция к экономии заметна. Но она скорее характеризует спад производства, чем экономию энергоресурсов.

На днях и Президент Украины распорядился подготовить меры по срочному сокращению потребления газа в стране на 20%. Впрочем, о том же говорится не один год. И вполне понятно, что никакие указы и директивы не могут изменить тенденцию принципиально.

По словам А.Минченко, правительство решило серьезно «заинтересовать» всех потребителей газа не только в экономии ресурсов, но и в их своевременной оплате. Населению обещано сделать это за счет дифференцированной оплаты при установке счетчиков газа (что, по словам А.Минченко, способствует экономии в быту 30% этого сырья). Заодно обещано наполнить рынок этими самыми счетчиками газа отечественного производства (до 2 млн. штук в год). С предприятиями поступят покруче: готовится решение об отключении должников и неплательщиков от газовой трубы. Правда, такой способ в Украине практикуется еще с 1995 года. Но весомых результатов нет. Как нет и своевременных платежей.

Не будем сейчас говорить о трейдерах, приведем только пример оплаты газа и транспортных услуг «Укргазпрома». В 1995-1997 годах это АО поставило промышленным предприятиям, населению и коммунально-бытовому сектору в общей сложности 91,3 млрд. кубометров газа на сумму 13603,8 млн. гривен. А к маю из этой суммы потребители заплатили только всего 9737 млн. гривен. Задолженность потребителей «Укргазпрому» составляет, таким образом, свыше 3866 млн., из которых на долю населения и комбыта приходится 2011,5 млн., а на промышленных потребителей - 1855 млн. гривен.

Не менее «обязательными» в оплате услуг по доставке газа потребителям являются и газотрейдеры. В 1996-м и первом квартале 1997 года «Укргазпромом» транспортировано 64393,1 млн. кубометров трейдерского газа. Трейдеры оплатили всего 53,5% и до сих пор остаются должны свыше 147 млн. гривен. В совокупности с неплатежами за газ сумма получается весомая. И уж сколько лет не наблюдается тенденции к сокращению подобных неплатежей… При этом само газотранспортное предприятие лишено реальной возможности вкладывать заработанные средства в развитие газодобычи (хотя всеми госпрограммами предписано увеличить добычу газа с нынешних 18 млрд. кубометров до 34 - 36 млрд. кубометров в год), ремонт и строительство газопроводов и т.д. Не может оно и уплатить госналоги, а это уж, простите, недоимки бюджета, а значит, и недостающие пенсии и зарплаты. Невольно «дотируя» отечественных газопотребителей, «Укргазпром» может только надеяться на моральную поддержку в поиске реальных союзников для поддержки действующей и создания новых газотранспортных магистралей.

Никто не говорит, что «Укргазпром» останется без транзитной работы даже тогда, когда россияне построят альтернативный газопровод через Белоруссию и Польшу. Но никто точно не знает, удастся ли украинским газотранспортникам отвоевать право диктовать или хотя бы согласовывать взаимовыгодные тарифы. И согласовывать не сколько с единым экспортером, а с массой импортеров, что оставляет возможность для ценового и временного маневра. Без серьезной и последовательной экономической и политической поддержки попытки диверсификации транзитных возможностей «Укргазпрома» и вообще Украины очень надолго останутся версиями и планами. Даже несмотря на многообещающие меморандумные договоренности с альтернативными России экспортерами энергоносителей.

...по Средней Азии

и Кавказу

при всей привлекательности описанных планов не стоит забывать, что и среди найденных Украиной союзников по диверсификации не всегда царит согласие. стремясь к созданию новых коридоров для экспорта своих ресурсов, страны Центральной, Средней Азии и Закавказья по-разному видят пути их реализации. Одних (например, Туркменистан) прельщает экспорт газа, а значит, создание газотранспортных магистралей. Других (Казахстан и Азербайджан) - идея создания нефтепровода.

На недавнем (май 1997 года) ашгабатском саммите глав государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества, подписан протокол, согласно которому уже в конце 1997 года должно начаться строительство нефте- и газопровода из Туркменистана в Пакистан через территорию Афганистана. Президент Афганистана Раббани на радостях даже заявил, что ради этого готов пойти на переговоры с талибами, и допускает возможность некоторых политических уступок. Но, кроме воинствующих группировок в Афганистане, проект снова может затормозить отсутствие реальных средств.

Гейдар Алиев на том же саммите все пытался заинтересовать союзников идеей строительства газопровода из Туркменистана через Каспийское море в Азербайджан и Турцию. Кстати, Украина также обсуждала (правда, потихоньку) возможность участия в этом проекте. Но он пока так и остается одной из диверсификационных версий.

Президенты Назарбаев и Алиев считают приоритетным для своих стран и всех участников Организации экономического сотрудничества проект строительства нефтепровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан и других его вариантов.

Впрочем, стремясь преобразовать свой регион в некий невообразимо емкий терминал, пропускающий потоки товаров (а значит, и денег) с севера на юг и с запада на восток, азиатские страны уже добились восстановления железнодорожного варианта Великого шелкового пути. магистралью были соединены рельсовые сети Туркменистана и Ирана. Этот видимый и пока единственно реальный успех азиатских союзников подвиг в ходе саммита президента Узбекистана Ислама Каримова призвать всех конкретизировать и скоординировать свои планы. Удастся ли это, покажет время. Ведь восток - дело тонкое, и каждый из глав стран на свой лад стремится возглавить сообщество и способствовать реализации выгодных его стране проектов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме