Начавшееся еще на внеочередном заседании Верховного Совета 4 ноября обсуждение проблем либерализации цен и унификации курса карбованца плавно продолжилось на нынешней неделе, в среду. Вытребовав-таки информацию из уст самого премьер-министра В.Масола, народные избранники смогли в очередной раз убедиться, что государство наше - банкрот. Да еще какой! Если уже в начале текущего года утверждение бездефицитного государственного бюджета воспринималось мало-мальски образованными людьми как издевка, то результаты хозяйствования в течение 10 месяцев попросту плачевны: дефицит госбюджета Украины по официальным оценкам достигает 20% валового внутреннего продукта. Нарастает Спад производства (а в государственном плане на 1994 год, если припоминаете, было заложено увеличение его объемов против 1993-го), растет внешняя задолженность страны, особенно за импортную нефть и газ.
В таких условиях дальнейшее сдерживание цен путем значительных дотаций производителям нашему государству просто не под силу. Необходимо менять подходы, и депутаты, скрепя сердце, правительственное постановление о либерализации цен все же оставили в силе. Хотя остро критиковали. Предложенный на рассмотрение проект постановления ВС об отмене решения о либерализации цен даже приверженный социалистическим ценностям спикер А.Мороз подверг сомнению, заявив, что такой шаг приведет к катаклизмам.
Таким образом, либерализации цен, как одной из составляющих экономических преобразований в нашей стране, ничто уже, кажется, не грозит. Зато ценовой шок угрожает теперь населению всей Украины. И как бы заместитель министра экономики В.Кальник ни призывал журналистов рассматривать проблему в комплексе, не забывая о предложенной Кабинетом министров системе социальной защиты, упреждающих денежных выплатах малообеспеченным, на душе все же кошки скребут. Достаточно было двух новых цен - на хлеб и сливочное масло, чтобы наглядно опровергнуть прогноз Минэкономики о том, что индекс цен возрастет в ноябре всего в 1,8 раза. Не находимся ли мы на пороге новой волны социальной напряженности и удастся ли ее избежать, ублажая отдельные категории работников, прежде всего, шахтеров?
Не думаю, что депутаты и правительственные чиновники не осознают всей сложности ситуации. Но вот выводы делаются, мягко говоря, странные: парламентарии все ратуют за социальную защиту граждан, назначают все новые сроки разработки ее механизмов, представители КМ клятвенно обещают индексировать пенсии и другие социальные выплаты, исходя из изменения уровня цен в ноябре и декабре. Но где брать средства для таких выплат во всевозрастающих размерах при нашем, по существу, наполовину «лежачем» производстве? Ответ нам известен по нескольким предыдущим попыткам освобождения цен - эмиссия, с завидным постоянством снижающая и без того сильно пошатнувшийся материальный уровень граждан Украины.
В который раз уже приходится констатировать: экономические реформы в нашем государстве почему-то всегда начинаются с отпуска (читай - повышения) цен. И им же заканчиваются. Нынче, кажется, была возможность для прорыва: цены отпускались одновременно с принятием новых «правил игры» на валютном рынке. Хотя, как отмечают многие специалисты, этого мало, нам крайне необходим пересмотр налоговой и бюджетной системы, только это позволит стимулировать производственника, заставит страну жить действительно по средствам. Необходима приватизация: госбюджет Украины уже давно задыхается под бременем финансовой поддержки неэффективных производств.
Прописные истины? Увы, приходится о них говорить вновь и вновь. Приватизацию основательно подкосил принятый Верховным Советом мораторий на заключение договоров купли-продажи; проекты законов о налогообложении все еще рассматриваются в высоких кабинетах (когда и в каком виде они будут приняты - тоже, надо сказать, вопрос не из легких). Неужели и нынешняя наша заявка на радикальные реформы вновь останется только заявкой?