Конфетти нефтегазовой дипломатии

Поделиться
«Возглавьте любую из двух сотен наций и возьмите в свои руки бразды правления внешней и внутренней политикой...

«Возглавьте любую из двух сотен наций и возьмите в свои руки бразды правления внешней и внутренней политикой. Вступайте в войны, отправляйте экспедиции на поиски новых земель, добивайтесь богатства и процветания своего государства любыми доступными средствами».

Из описания компьютерной игры «Европа-2»

Власть, насилие и дипломатия неразрывно связаны между собой. О дипломатии всегда было принято говорить как о «первом аргументе» монарха, а о войне — как о ultimo ratio regum, то есть как о последнем доводе королей. Немецкий военный теоретик начала XIX века Карл фон Клаузевиц, состоявший на службе российского императора в течение всей войны 1812 года и воевавший, в сущности, против своей страны, Пруссии, которая тогда была союзницей Наполеона, очень точно подметил, что «война есть продолжение политики другими средствами».

В ситуации, когда в демократической Украине вполне можно констатировать появление как минимум двух удельных монархов в границах одной державной территории, каждая из крупных отраслей экономики страны волей-неволей становится ареной либо дипломатических переговоров, либо военных действий. Простота в подходах к политическим вопросам новых властей предержащих с неизбежностью приводит либо к капитуляции руководителей ведущих предприятий указанных отраслей, либо к началу политэкономических военных действий с использованием тяжелой артиллерии административного ресурса. Но и то, и другое никоим образом не несет позитивного эффекта как для отрасли, так и для экономики государства в целом.

Главной же отличительной чертой нынешнего внутриполитического противостояния является полное отсутствие стратегии у воюющих сторон на фоне скудной фантазии режиссеров политического спектакля. В итоге мы можем наблюдать возникающие с завидной регулярностью очаги финансово-политической напряженности на ряде предприятий, где боевые действия ведутся методами партизанской войны. Примеров за последнее время накопилось более чем достаточно, и их публичное проявление на политической арене было достаточно детально проанализировано в прошлом номере «ЗН». Мы же попытаемся на примере общей оценки тенденций в нефтегазовом комплексе проиллюстрировать как битвы титанов власти, так и власти с титанами бизнеса.

Декларации

«В борьбе правителей за сохранение равновесия сил на международной арене важны были декларации, из которых другие могли узнать, что вы считаете приемлемым, а что нет. Письма—предупреждения используются для того, чтобы предупредить правителя о том, что некоторые его шаги неприемлемы и что ответом на его дальнейшие действия в том же духе будет война».

В достаточно взрывоопасном нефтегазовом секторе правительство заложило как минимум две мины замедленного действия. Механизм последней начал свой отсчет с того момента, как правительство впервые отрапортовало об успехах в деле снижения цен на светлые нефтепродукты. Чуть менее месяца назад, выступая на конференции, посвященной итогам 100 дней работы нового руководства Минтопэнерго, министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил, что цены на нефтепродукты в Украине останутся стабильными в течение ближайших четырех-шести месяцев. По его словам, такой прогноз основан на задекларированном в Катаре намерении стран—членов ОПЕК зафиксировать цену на нефть в пределах 58 долл. за баррель. Бойко также тогда отметил, что весной 2007 года он ожидает незначительное (до 10%) повышение цен на нефтепродукты в Украине, «но это повышение сезонное, оно происходит каждый год, и мы с ним справимся за счет собственных резервов».

Однако хорошо известно, что мировой рынок нефти является достаточно нестабильной системой, и, вопреки ожиданиям украинского министра, руководители ОПЕК оценили проблему несколько иначе. Президент картеля Эдмунд Даукору заявил в начале декабря о том, что ОПЕК, скорее всего, вновь примет решение о дополнительных сокращениях добычи нефти на совещании 14 декабря и что ОПЕК довольна, что ноябрьское решение о сокращении добычи привело к росту цен на нефть. Объемы сокращения добычи нефти будут зависеть от различных обстоятельств, но недавний рост цен на нефть и снижение запасов окажет влияние на решение картеля. По данным Reuters, январские фьючерсы на американскую легкую нефть в конце прошлой недели выросли на 0,3 долл., до 63,43 долл. за баррель после падения почти на доллар в предыдущую сессию. Цены увеличились после снижения в понедельник до 59,26 долл. за баррель благодаря заявлениям представителей ОПЕК и прогнозам холодной погоды в США. Аналогичные контракты на нефть сорта Brent подорожали на 0,36 долл., до 64,62 долл. за баррель.

Похоже, что недавние «обнимашечки» нефтяников с членами правительства останутся не более чем выцвевшей фотографией в корпоративном архиве. Уже сейчас недовольство нефтяников сложившейся ситуацией выражается в тихом протесте в виде исчезновения наиболее популярного бензина Аи-95 на отдельных заправках. Дальше — больше. Уже не пытаясь сохранять анонимность, нефтяники во весь голос заявляют о необходимости создания ассоциации, которая бы занималась защитой их прав.

Пока же за противостояние нефтяников и правительства платит потребитель. Владельцы АЗС уже не скрывают того факта, что мировые 3,65 грн. за литр бензина марки Аи-95 удерживаются за счет качества реализуемых нефтепродуктов. Ведь никто не будет проводить детальный химический анализ на всех АЗС Украины. Разница же в качестве даже без всякого анализа вполне осязаема на стелах заправок — Аи-98 продают по 5 грн. за литр.

Как говорится, без комментариев. Правительственных. Потому как недосуг было государственным экспертам проанализировать ситуацию по НПЗ — поставщикам нефтепродуктов, внутренним и внешним. Тогда бы и стало понятно, что, помимо ОПЕК, есть Лисичанский, Мажекяйский и румынский НПЗ (RAFO), которые являются одними из основных поставщиков ГСМ украинским потребителям и испытывают определенные трудности в течение последних двух месяцев. Вот и растет глухое недовольство нефтяников, которое, скорее всего, будет компенсироваться за счет кошелька рядовых потребителей. Уже сейчас большинство экспертов рынка прогнозируют розничную цену бензина Аи-95 в будущем году на уровне 3,9—4,0 грн. за литр. И это до момента пикового спроса.

В итоге премьер-министр Виктор Янукович в очередной раз пообещал, что Кабмин стабилизирует цены на нефтепродукты и пресечет их необоснованное повышение, почему-то решив, что сейчас идет борьба между нефтетрейдерами и среди них есть такие, кто, работая на рынке, соблюдает украинское законодательство, но есть и такие, которые ищут возможность это законодательство обойти. Главный посыл В.Януковича: «Мы наведем порядок, и будет и бензин, и дизельное топливо на заправках. Все будет хорошо».

Ну, насчет «все хорошо» — тезис достаточно спорный. Под этим девизом вот уже почти два месяца руководство группы «Приват», контролирующее деятельность нынешнего топ-менеджмента «Укрнафты», пытается сохранить свой статус-кво в отношениях с правительством. «ЗН» достаточно подробно писало о перипетиях прохождения через парламент и секретариат президента поправки к Закону «О хозяйственных обществах», который изначально был определен кулуарными экспертами Верховной Рады и Кабмина как антиприватовский.

Пока равновесие сохраняется, а злополучный законопроект, кстати, ветированный президентом Украины (визирование которого в секретариате президента злые языки с востока страны оценили в 150 млн. долл.), отправлен на доработку. Парадокс же ситуации заключается в том, что едва ли не впервые владелец Приватбанка г-н Коломойский оказался заложником собственных методов ведения бизнеса. Только на этот раз бизнес-противником выступила практически вся кабинетно-подкупольная рать госчиновников и депутатов.

Оскорбления

«Они ухудшают отношения и дают оскорбленному предлог для начала войны в течение года. Полезный дипломатический шаг для начала войны, если вы сами не собираетесь ее объявлять».

Впрочем, на этом злоключения «Укрнафты» не закончились, и президенту вновь пришлось вступиться за «маленьких нефтегазовиков». Генеральная прокуратура Украины в ноябре возбудила уголовное дело против крупнейшей нефтедобывающей компании «Укрнафта» за то, что компания не реализовывала газ населению в 2004—2006 годах по фиксированным ценам. С точки зрения социальной справедливости решение, в принципе, правильное, поскольку газ, добываемый «Укрнафтой», всегда числился «социальным» (но реализовывался почему-то как коммерческий). Но с точки зрения ведения военных действий решение Генпрокуратуры стало еще одним поводом для проявления президентом «политической воли» в междоусобной войне.

По мнению Виктора Ющенко, приоритетом в выборе «Укрнафтой» категории потребителей для продажи газа должна быть экономическая целесообразность. «Меня настораживают реплики правительства о том, что мы должны заставить ее, чтобы она сдавала газ куда-то, например населению», — заявил президент Украины. По рассуждению гаранта Конституции, «щедрость правительства» должна реализовываться путем компенсации через бюджет «Укрнафте» стоимости газа, и тогда она будет сдавать газ туда, куда скажет правительство.

Кстати, весьма уместное замечание в контексте роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Киеве, вызвавшего цепную реакцию аналогичных повышений в регионах, которые были мотивированы гор- и обладминистрациями как ответные меры на повышение цены на газ и получили благословение профильных министерств. В итоге президент, сам того не подозревая, замкнул порочный круг неконтролируемого роста тарифов, отпустив в свободное коммерческое плавание единственную государственную (на 50%+1 акция) нефтегазодобывающую компанию.

Или вот «снегурочно-предновогодняя» возня вокруг НАК «Нафтогаз України» и ее «дочек», которые, по утверждению Генпрокуратуры, «нецелевым образом» отпраздновали Новый год в компании. Случай, по прокурорским меркам, безусловно, позорный, ибо, по мнению ГПУ, в тяжелой экономической ситуации в стране праздники отмечает только НАК и только этой зимой. Но, как говорится, есть факты, и факты упрямы. Ведь известно, что украинские нефтяники и газовики составляли в советское время основную массу работников отрасли. Работавшие по преимуществу на просторах Западной Сибири, они привезли на родину весьма специфические, сибирские традиции широко отмечать праздники, в том числе профессиональные.

Источники в «Нафтогазі» свидетельствуют о том, что бюджет празднования в 2005 году мало чем отличался от аналогичного бюджета в 2004-м, когда НАК возглавлял Юрий Бойко. Да и нынешний праздник, под руководством бывшего первого зама г-на Бойко, а ныне председателя правления НАК Владимира Шелудченко, будет под стать предыдущим. Иначе когда ж еще можно порезвиться нефтегазовым «достойникам», отрезая друг другу гламурные галстуки от Бриони в случае забывания о традиции «третий и …надцатый за дам-с». Да и сам Юрий Анатольевич в своем недавнем интервью заявил, что «к снегурочкам мы относимся положительно».

Несколько изданий уже достаточно подробно осветили ситуацию с относительно новым для Украины явлением ивент-компаний, организующих праздники для крупных корпораций и высокопоставленных лиц (вне зависимости от их партийной или государственно-чиновничьей принадлежности), в контексте обвинений НАКа. Эксперты из этих компаний называют самые разные суммы, потраченные на проведение праздников. По их словам, все зависит от пожелания клиента и его финансовых возможностей. Эти суммы могут колебаться от 100 долл. на человека до 5—7 тысяч долл. для VIP-персон. Правда, по оценкам экспертов такие заказы скорее эксклюзив, нежели ежедневная практика. Что же касается ситуации с НАКом, то большинство опрошенных нами организаторов корпоративных праздников считают, что объем затрат на проведение подобных мероприятий НАК «Нафтогаз України» вполне укладывается в сметы затрат аналогичных крупных украинских компаний, а по некоторым позициям даже несколько занижен.

Впрочем, мы не ставили перед собой цель провести маркетинговое исследование рынка ивент-услуг в Украине. Но если исходить из девиза организаторов корпоративных праздников «кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает», то прежнему руководству НАК «Нафтогаз України» стыдится особо нечего. За январь—ноябрь 2005 года общий долг предприятий теплокоммунальной энергетики (ТКЭ) составлял 257 млн. грн., уровень расчетов — 82%. В то же время с начала 2006 года сумма долга теплокоммунэнерго достигла 885,6 млн. грн., уровень расчетов снизился до 64%. При этом долг ТКЭ за ноябрь 2005 года составлял 95,4 млн. грн., за ноябрь 2004-го — 117,6 млн. грн. Сегодня же долг предприятий коммунальной теплоэнергетики за поставленный в ноябре 2006 года газ составляет 437 млн. гривен.

Более того, бывшее руководство НАК «Нафтогаз України» считает, что обвинения Генпрокуратуры носят сугубо заказной характер и направлены на то, чтобы «отвести внимание общества от того, что сегодня происходит в нефтегазовом комплексе». По словам А.Ивченко, «согласно данным финансового отчета о деятельности НАК «Нафтогаз України» в 2005 году расходы на авиаперевозки составляли 9,894 млн. грн. — на 5,687 млн. меньше, чем в 2004-м (сумма расходов — 15,581 млн. грн.), когда руководителем «Нафтогазу» был нынешний министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Расходы на рекламу составляли в 2004 году, при руководстве Бойко, 58,239 млн. грн., а в 2005-м при хоть и одиозном А.Ивченко они сократились до 39,729 млн. грн. В 2004-м на благотворительную помощь «Нафтогаз» израсходовал 74,040 млн. грн., а во время руководства Алексея Ивченко эти расходы в 2005 году были уменьшены до 46,119 млн. грн.».

Абстрагируясь же от финансовых разбирательств в деятельности НАК, можно вполне резонно предположить, что причина «новогодних гонений» — высказывания бывшего главы «Нафтогазу» о незавидном будущем украинской газотранспортной системы, которая уже давно не дает покоя российскому газовому монополисту. В частности, первой ласточкой установления контроля над системой можно считать совершенно недвусмысленное заявление исполнительного директора «РосУкрЭнерго» Константина Чуйченко о том, что формирование цены на природный газ для Украины с 2008 года будет зависеть от политической стабильности в отношениях России и Украины. Кроме политической стабильности в отношениях двух стран, еще одним фактором, который может повлиять на формирование цены на газ, может быть, по его словам, изменение политической ситуации в самой Украине. И можно потом сколь угодно долго убеждать Соединенные Штаты в том, что единство позиций правительства, президента и Верховной Рады относительно необходимости украинской собственности газотранспортной системы непоколебимы.

Особенно знаковым это заявление выглядит на фоне последнего мессиджа, который исходил от российского президента на встрече с Виктором Януковичем. В частности, Владимир Путин заявил, что «развиваются контакты на всех уровнях, прибавились в экономической сфере, в целом по энергетике выходим на окончательные договоренности, заканчиваем согласование». Все дальнейшие вопросы, которые обсуждались в Москве относительно позитивной динамики движения Украины в ЕЭП, можно считать второстепенными, поскольку новогодний подарок к традиционной елке в Кремле Украина, осыпанная политическим конфетти благосклонности российского лидера, преподнесла первой. Все остальное — лишь издержки новой украинской дипломатии.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме