Накануне и во время избирательного процесса в Украине уполномоченные лица России сделали определенные шаги, засвидетельствовавшие их последовательность по поводу возвращения Украины в российскую орбиту. В краткосрочной перспективе Россию в ее энергетической политике удовлетворит кто-либо из украинских кандидатов в президенты — и Ющенко, и Янукович, поскольку оба выступают за углубление экономических отношений, в частности в энергетике. Тем не менее реализовывать свою стратегическую задачу — строить региональную энергетическую сеть — России будет значительно легче с Виктором Януковичем. Потому что не будет задавать лишних вопросов.
Расширить и углубить
Стремясь восстановить позиции в международной политике, утраченные после распада Союза, Россия прилагает собственные энергетические усилия. Сегодня российские дипломаты выкладывают нефтяные и газовые месторождения на стол переговоров в любых странах, в том числе и в Украине. «Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также влиятельное положение ТЭК России в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число базовых элементов российской дипломатии», — так записано в Российской энергетической стратегии от 23 августа 2003 года. И этим она активно пользуется.
Укрепить роль России на международной арене призвана еще одна деталь, указанная в стратегии, — «формирование единой энергетической и энерготранзитной инфраструктуры в пограничных регионах Европы и Азии». Именно этим активно занимается российское руководство. Создание совместно с Украиной газового консорциума, торговля с Беларусью за приватизацию энергетических компаний и расширение своего влияния на Китай — не что иное, как строительство Россией новой региональной энергосистемы, которая бы стала новым центром силы, альтернативным ОПЕК или США.
Избрав в качестве базового направления для усиления своих позиций именно внешний вектор, Россия уже сегодня активно работает по всему региону. Задача номер один для нее — стать серьезным конкурентом главных «энергетиков» мира и максимально расширить круг потребителей российских энергоносителей. Для этого российское руководство фокусируется на двух процессах в энергополитике: с одной стороны, на распространении контроля над сетью нефтепроводов и газопроводов окружающих стран, с другой — на мобилизации усилий для максимальной добычи нефти и газа.
С реализацией первой задачи в России проблем пока нет. Западный вектор экспорта нефти едва ли не сам идет в руки россиянам. Недавно под давлением сдали свои позиции белорусы, подписав соглашение о передаче права собственности предприятия «Запад-Транснефтепродукт». Продолжаются переговоры с болгарскими компаниями по поводу строительства нефтепровода, который должен значительно диверсифицировать пути поставок российской нефти. Речь идет о проекте Бургас—Александрополис (стоимость 700 млн. долл.), ради которого Россия готова в переговорах с болгарами пойти на большие уступки. Кроме того, РАО «ЕЭС России» положило глаз на болгарские ТЭЦ.
Наконец, выиграли россияне битву и за нефтепровод Одесса—Броды и теперь имеют право (правда, не возможность) качать свою нефть до Черного моря с выходом в Средиземное. А по поводу совместного газотранспортного консорциума председатель НАК Юрий Бойко довольно оптимистично объяснял российским журналистам: «Все заложенные принципы обязательно будут выполнены». Так что на западную инфраструктуру Россия наступает медленно, но уверенно.
Восточный вектор тоже рисует россиянам оптимистическое будущее. Китай продолжает требовать все большие и большие объемы нефти. Россия пообещала к 2006 году увеличить поставки до 15 млн. тонн, однако китайское руководство настаивает на ежегодных поставках 20—30 млн. тонн. Это сотрудничество вот-вот перерастет в формирование еще одной региональной структуры по типу ЕЭП или ЕврАзЭС. По крайней мере Китай уже не раз выступал за ускорение процесса создания единого экономического и таможенного пространства, и последнее слово пока остается именно за Россией. Если политика России будет и в дальнейшем успешной на всех направлениях, наша соседка имеет неплохие шансы в скором времени получить инфраструктуру, намного более мощную, чем та, которой когда-то владел СССР.
Что касается внутренних преобразований, то РФ гармонизирует деятельность компаний в соответствии с поставленными целями. Поскольку легче контролировать одного, а не нескольких игроков на рынке, продолжается медленная, но уверенная передача «Газпрому» всех нефтяных и газовых полномочий. Присоединив к себя «Роснефть», газовый монополист не просто будет влиять на правила энергетического рынка — он будет формировать их.
Вместе с монополизацией позиций происходит и монополизация владельца: российская администрация замахнулась на контрольный пакет «Газпрома». Только после получения в распоряжение свыше 50% рынка будет обещанная либерализация рынка акций концерна, в частности снято ограничение на торговлю ими и дано разрешение на покупку их иностранцами.
За сохранение своих сильных позиций Россия готова держаться зубами. Поэтому и вкладывает все в разработку нефтяных и газовых месторождений — ведь средства от экспорта энергетических ресурсов являются главной составляющей российского бюджета. Благодаря скачкам цен на нефть за последние полгода россияне получили в федеральный бюджет-2004 после очередного пересмотра и учета мировых цен 3 трлн. 274 млрд. рублей, что на 531 млрд. больше запланированного. Правда, одновременно с ростом доходов увеличились и расходы (до 2 трлн. 521 млрд. рублей). Под угрозой оказались и внутренние цены на нефтепродукты (увеличившиеся на 25%, а в некоторых регионах — даже на 40%), прогнозируемая инфляция (правительство может выйти далеко за пределы поставленных 10%), цены (рост которых за десять месяцев составил 8,8%). Ощущая зависимость от внешнего рынка, россияне с еще большим энтузиазмом начали искать пути выхода на мировую арену уже в новом амплуа — с развитой сетью трубопроводов и эффективной схемой поставок нефти всем главным игрокам.
Система без изменений
Сегодня ничто не мешает России реализовывать свою политику создания единой энергетической сети на украинской территории. Идеологическое обоснование для населения осуществляется через российскую прессу и телевидение («Аргументы и факты», «Комсомольская правда», ОРТ и кабельное ТВ), а также общественные организации. Например, довольно четко можно было проследить политическую составляющую в деятельности «Русского клуба» в Украине накануне выборов. Не исключено, что в его арсенале кроме политических тем есть и экономические, в том числе и энергетическая тематика.
В Украине россияне имеют неслабое лобби, способное проталкивать самые смелые идеи. Это лобби может влиять на принятие решений даже на довольно серьезном — стратегическом — уровне. Стоит вспомнить пример с нефтепроводом Одесса—Броды.
Влияние российской политики уже принесло не только локальные изменения в энергетике. Как и в России, в Украине сегодня усиливается государственный контроль над энергетикой — возрастает роль крупных энергокомпаний, продолжается монополизация энергосферы. Яркий пример — создание вертикально интегрированных компаний «Уголь Украины» и «Энергетическая компания Украины». Это в то время, когда в Европе проводится жесткая политика дробления компаний-монополистов и формирования конкурентного рынка. Стоит добавить, что процесс монополизации компаний позволяет создавать схемы для отмывания денег.
Однако монополизация пагубна для конкурентного рынка и может привести к его полному упадку. Не выдерживая давления и конкуренции, украинские независимые энергетические компании начнут просто исчезать. Первый тревожный звонок по этому поводу уже прозвучал — когда Кабинет министров Украины перешел на ручное управление рынком нефтепродуктов и заставил подписывать его участников меморандум о продаже нефтепродуктов с откровенно невыгодными условиями. Рынок тогда начало лихорадить, и вместе со снижением цены с АЗС начал понемногу исчезать сам бензин.
Выбирай сам?
Несмотря на то, что украинский энергорынок от новых преобразований все больше лихорадит, Россия пока не собирается отказываться от своих планов. По крайней мере об этом свидетельствуют неоднократные пожелания российского президента Путина усилить украинско-российские отношения после выборов, а также подписанные между Кучмой и Путиным соглашения о создании Единого экономического пространства. А после последнего визита Путина в Украину, во время которого он заявил о возможном двойном гражданстве, сомневаться в интеграционных стремлениях России вообще не приходится.
В контексте энергетической интеграции В.Янукович для России представляется более перспективной фигурой. Он особенно не вмешивается в энергетику, передав ответственность за принятие важных решений непосредственно Президенту. Когда начался конфликт вокруг «Укртатнафти», НПК «Галичина» и «Укрнафти», все вопросы решались или в парламенте (когда, защищая интересы компании, депутаты из фракции «Демініціативи-Народовладдя» заявили о выходе из большинства), или за столом у Президента (именно его указы в свое время как начали, так и прекратили конфликт).
Не исключено, что такой же «энтузиазм» по поводу энергетических вопросов нынешний премьер сохранит и после выборов. Особо не раздумывая, он отдаст энергетические карты в руки тех, кто в них нуждается сегодня и будет нуждаться завтра. При невмешательстве Януковича планы, реализуемые сегодня Россией совместно с заинтересованными украинскими лицами, будут воплощаться еще активнее. Система энергетики, как и сегодня, будет работать автономно от всей украинской системы «рычагов и противовесов», предпочитая ручное управление. Можно ожидать, что при Януковиче-президенте произойдет усиление государственного контроля, а для России будут созданы самые благоприятные условия деятельности.
Однако нынешняя ситуация не подтверждает очевидность прогнозов россиян. Говорят, что во время последнего визита в Украину В.Путину готовили два выступления: первое — откровенно агитационное за одного из кандидатов (догадайтесь за кого), второе — нейтральное. В последний момент Путин выбрал второй вариант, чем не на шутку огорчил администрацию украинского Президента. А после первого тура украинских выборов журналистов удивил российский посол Виктор Черномырдин, который заявил, что Россия готова работать и с Ющенко, и с Януковичем. Позже российская газета «Московский комсомолец» (от 6.11.2004) вместе с интервью двух кандидатов напечатала маленький, но жесткий анекдот о Януковиче и передачах. С намеком. Выходит, россияне непоследовательны в своем выборе?
Их непоследовательность можно понять, если посмотреть на нынешнюю ситуацию в более глобальном контексте. Близость результатов Ющенко и Януковича, очевидные фальсификации, а также массовые акции протеста заставляют россиян учитывать, что шансы стать президентом есть у обоих кандидатов. Это уже заставляет эволюционировать некоторые позиции. Но даже не это приоритетно. Следующий президент Украины будет занимать должность пять лет, что в контексте глобальных российских планов —незначительный отрезок времени. За пять лет вполне можно реализовать идею зоны свободной торговли, а за нее выступает как Янукович, так и Ющенко. Сам Ющенко неоднократно говорил, что не собирается ослаблять связи с Россией. А российский бизнес уже давно негласно поддерживает именно оппозиционного кандидата.
Поэтому в краткосрочной перспективе, возможно, для россиян не принципиально, кто будет украинским президентом, — оба пообещали сближение с Россией.
Однако в долгосрочных планах Ющенко и Янукович играют разные роли. Ющенко может значительно затормозить процесс развития российской энергетической сети. В отличие от Януковича, в соответствии с программными целями и присутствием в команде Юлии Владимировны, Виктор Андреевич не собирается придерживаться принципа невмешательства в энергетические процессы и, что весьма вероятно, начнет ломать заложенные сегодня схемы энергетического сближения. Большие шансы, что этим займется наибольший враг украинских олигархов Юлия Тимошенко, — ведь во время переговоров по поводу правительственных должностей она вполне могла «заказать» себе энергосферу, как и прошлый раз, и готова приступить к работе с не меньшим энтузиазмом, чем в 2000 году.
Как бы ситуация ни развивалась в дальнейшем, обоим претендентам на пост украинского президента нужно учитывать один принципиальный нюанс в энергоотношениях Украины и России. Дело в том, что повышение мировых цен на нефть только усилит позиции России на региональной арене. Более дешевая российская нефть марки urals становится более популярной на нестабильном и дорогом нефтяном рынке, что позволяет России быть более переборчивой в выборе партнеров. А это, соответственно, понижает внимание к Украине и ее предложениям, которые вряд ли сегодня являются конкурентоспособными. Стремясь держать Украину «на коротком поводке», Россия, с одной стороны, будет продолжать обещать Украине преференции в энергетическом сотрудничестве, но, усиливая свои позиции на международной арене и заботясь о собственных национальных интересах, конечно же, будет работать прежде всего с более сильными и перспективными. А с нами Россия не пойдет дальше, чем необходим определенный «прожиточный минимум».