КАСПИЙСКИЙ РЕЗЕРВУАР

Поделиться
Читателям «Зеркала недели» уже хорошо известны аргументы идеологов проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) и их оппонентов, прежде всего в Украине...

Читателям «Зеркала недели» уже хорошо известны аргументы идеологов проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) и их оппонентов, прежде всего в Украине. Сегодня редакция предлагает разговор на эту тему журналистки из Польши Татьяны Серветник с экспертом Института ІІІ Речи Посполитой Мацеем Янцем. В частности, нам показалось интересным его мнение по поводу перспектив продления украинской части нефтепровода Одесса—Броды до польского Гданьска. Господин Янец считает, что этот нефтетранспортный маршрут имеет экономические перспективы, но для этого Украина должна сделать еще несколько решительных шагов.

— Как эксперты Института ІІІ Речи Посполитой оценивают проект нефтяной магистрали Одесса—Броды? Нужно ли ее продлевать до польского города Гданьск?

— В ответ приведу главный вывод исследований американских компаний Halliburton Kellogg Brown&Root и Cambridge Energy Research Associates. А он таков: нефтепровод не будет экономически прибыльным и нe будет гарантировать соответствующий уровень диверсификации поставок нефти для Украины и других государств, зависящих от российского сырья, если его не продлить до Польши.

По нефтепроводу Одесса—Броды может поставляться каспийская нефть. Сегодня нефть из этого региона транспортируется через пролив Босфор, но указанный маршрут — один из наиболее перегруженных и уже поэтому опасных. Есть еще маршрут из Одессы через Словакию в порт Oмишаль (Румыния). Однако этот отрезок значительно длиннее, а посему и более дорогой. Следовательно, остается маршрут из Oдессы до Гданьска. И это был бы, наверное, наилучший вариант, но при условии, что удастся найти потребителей транспортированной по этому маршруту нефти. С чем сегодня могут быть проблемы.

— Евросоюз с 2005 года обязывает производителей и поставщиков нефтепродуктов непременно уменьшить уровень содержимого серы в топливе и других нефтяных изделиях. Каспийская нефть, собственно, и является таким сырьем, у которого очень низкое содержание серы. Учитывая это, разве возникли бы проблемы с потребителями?

— Низкое содержание серы в каспийской нефти должно быть аргументом в пользу применения этого сырья. Но давайте оценим ее и с другой стороны, хотя бы на примере Польши. Польские нефтеперерабатывающие заводы изначально приспосабливались к миксу, смеси сырья, почти на 90% состоящей из российской нефти. Чтобы приспособить их технологии к переработке каспийской нефти, нужно истратить значительные дополнительные средства. Это была бы с польской стороны инвестиция не только в нефтепровод, но и в нефтеперерабатывающие заводы.

Посмотрим на ситуацию в Евросоюзе. Государства европейского сообщества имеют значительно лучше диверсифицированный энергетический баланс — российскую нефть используют только на 20 процентов. Остальная поступает из других источников, например с Ближнего Востока. Однако большинство крупных и важных на рынках нефтеперерабатывающих заводов приобретает нефть на основании долгосрочных контрактов. Они имеют постоянных поставщиков, которые могут снижать цену своего сырья. Не исключено, что это будут делать и россияне — они пойдут на такой шаг хотя бы для того, чтобы заблокировать импорт каспийской нефти в ЕС. Поэтому, подчеркну еще раз, поиск потребителей для транспортированной по новому маршруту нефти — это необходимость.

— Проект нефтяной магистрали Одесса—Броды—Гданьск поддерживает Евросоюз. Из столицы Бельгии неоднократно поступали такие сигналы. Они адресовались не только правительствам Украины и Польши, но и частным предпринимателям. Как вы полагаете, найдутся среди них желающие инвестировать эту «трубу»?

— Думаю, что да. Рассмотрим данный проект во временной перспективе. Важным фактором является ситуация вокруг Ирака, способная сегодня вообще изменить расклад на топливном рынке. Похоже, в этом конфликте США преследуют цель также уничтожить ОПЕК. Чтобы американцам это удалось, США должны обеспечить себе поставки нефти из иных источников. Не исключено, что война с Ираком задержит поставки из Саудовской Аравии и региона Ближнего Востока. Может также оказаться, что арабы будут недовольны развитием событий в Ираке. А потому пойдут в такой ситуации, например, на уменьшение добычи и поставок нефтяной продукции.

Существует опасность и на Ближнем Востоке, часть нефтедобывающих скважин и трубопроводов этого региона в случае военных столкновений будет повреждена или уничтожена. В такой ситуации Америке требуется дополнительное обеспечение нефтью и путями ее транспортировки. Одним из них и является нефтепровод Одесса—Броды. Но США, несмотря на то, что хотели бы развивать Каспийский регион и усиливать свое присутствие там, нейтрализуя влияние России, скорее всего, будут содействовать налаживанию нового нефтяного сообщения через Турцию, хотя бы через Босфор. Кажется, Украине предлагали присоединиться к проекту Aктау—Баку—Tбилиси—Джейхан и оставить трубопровод Одесса—Броды. В обмен США могли бы профинансировать украинские инвестиции... Важна также позиция Евросоюза, который должен быть заинтересован в большей диверсификации источников и путей нефтепоставок, поскольку ситуация на Ближнем Востоке нестабильна. Каспийская нефть — это резервуар, которым нужно воспользоваться. Но, опять-таки, следует поинтересоваться экономическими расчетами.

— Есть ли аргументы в пользу того, что Польша должна обязательно подключиться к сооружению нефтяной трубы от Бродов до Плоцка?

— Здесь следует учесть несколько элементов. Во-первых, политический аспект и укрепление контактов с Украиной. Польша хотела бы иметь добрые отношения с этим государством, а, как известно, ничто так не способствует интеграции, как укрепление экономических связей. Второй элемент — диверсификация поставок нефти в Польшу. Mы должны повысить энергетическую безопасность для нашего государства. По прогнозам правительства, Польша до 2005 года будет использовать около 20 млн. тонн нефти в год. Я уже говорил, что сегодня почти 90% этого сырья импортируется из России. Выходом стал бы доступ к каспийским нефтяным месторождениям. Но опять же возникает вопрос: какой ценой? Не будут ли средства, вложенные в технологическое переоснащение польских нефтеперерабатывающих заводов, слишком велики? Не окажется ли каспийская нефть дороже российской? И третий элемент — транзит нефти, на котором Польша могла бы заработать. Мы подсчитали, что если бы оплата за транзит каспийской нефти по территории Польши была такая же, как в Украине (77 центов за тонну на каждые 100 км нефтепровода), то, даже экспортируя всего от 9 до 14,5 млн. тонн сырья в год, инвестиционные затраты польская сторона могла бы вернуть уже за семь лет. Бесспорно, в ЕС потребность в легкой нефти будет расти. Следовательно, европейское сообщество должно обеспечить другие источники поставок и пользоваться не только услугами России или Ближнего Востока. Но мы не можем говорить о прибылях с транзита без окончательного экономического расчета этого проекта. Нужен бизнес-план, которого пока нет. Кроме того, по моему мнению, ОАО «Укртранснафта» должна искать и других партнеров и инвесторов в Польше для реализации проекта трубопровода Одесса—Броды—Гданьск. Почему бы к этому делу не привлечь, например, солидные фирмы, имеющие в своих долях акции государственного имущества, такие, как польский нефтяной концерн «Oрлен»?

— Это могло бы оживить работу, связанную с сооружением отрезка нефтяной трубы на польской территории?

— Да, но Украина должна в этом направлении сделать еще несколько решительных шагов. Во-первых, неплохо было бы привлечь к этому проекту таких крупных и солидных партнеров, как нефтеперерабатывающий завод в Гданьске или концерн «Перн», владеющий отрезком нефтепровода «Пшиязнь» от Плоцка до Гданьска. Во-вторых, как можно быстрее нужно подготовить бизнес-план и ознакомить с ним потенциальных партнеров. Средства на финансирование технологических исследований можно было бы получить от американских банков, поддерживающих подобные исследования (Exиm Bank), или европейских институтов. Исследования могли бы провести и американские фирмы, имеющие в этой сфере огромный опыт и заинтересованные в проекте как участники строительства и, возможно, как его акционеры. Дополнительным импульсом в проекте является также поддержка Евросоюза. Следовательно, если Украина сделает упомянутые шаги, проект будет иметь значительно больше шансов.

Справка «ЗН»

Институт ІІІ Речи Посполитой — неприбыльная, неполитическая структура. Его основатели заинтересованы в проведении исследований по развитию современной Польши, определяемых как research&development. Среди аналитиков института — экономисты, социологи, юристы, эксперты политических наук и внешней политики. Институт проводил исследования, в частности, по теме российских инвестиций в Польше, энергетической политики региона, топливных союзов Центральной Европы, зарубежных инвестиций в банковском и страховом секторах экономики Польши. Институт организовывает конференции и встречи для политиков и представителей бизнеса, международные научные командировки, а также подготовительные программы, сотрудничает с академическими центрами и исследовательскими институтами Европы и США.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме