Проблемы с коммунальным хозяйством, которые в этом году катастрофически плотно подобрались к областным центрам и столице, как минимум, пятилетку назад всей своей разорительной мощью ударили по рабочим городкам и райцентрам. Прежде всего речь идет о теплоснабжении. В самых продвинутых небольших населенных пунктах были воплощены программы по переводу потребителей тепла на индивидуальное отопление. Было сделано подобное и на Львовщине. Почти два года назад все местные и центральные СМИ дружно сообщали о завершении реализации «Программы обеспечения жителей надежным теплом» в одном из райцентров нашей области — в Городке. Тогда журналисты, наслушавшись осчастливленных городковчан, рассказали всей стране, какое это благо — не зависеть от технически и экономически деградировавших старых централизованных систем теплоснабжения! Почти каждая квартира или частный дом в 18,5-тысячном Городке получила свой контролируемый, надежный, энергосберегающий, перспективный и экономный источник тепла. Сегодня в этом населенном пункте среднестатистический владелец трехкомнатной квартиры (ориентировочно 70 квадратных метров) зимой платит за газ 50—70 гривен в месяц. И это — с учетом пользования газовой плитой и автономного подогрева воды для бытовых нужд. А во Львове только тепло от централизованного источника владельцу трехкомнатной квартиры обходится примерно в 130 гривен.
Наверное, отталкиваясь от подобной разницы в ценах, сегодня развивать индивидуализацию теплового рынка пытаются уже на уровне всей области. В повестку дня последнего заседания сессии Львовской областной рады был включен вопрос о предоставлении кредитов местному населению с целью установления в индивидуальных жилищах автономных систем отопления. Правда, вопрос из-за непроработанности темы так и не был проголосован. И все же тенденция сохранилась.
Ну, а песни распевать лучше хором, лучше хором
Вместе с тем, на уровне самого Львова индивидуальному отоплению уже раздаются совершенно противоположные оценки. Сначала новый мэр Львова Андрей Садовый, а затем и директор Львовского городского коммунального предприятия «Львовтеплокоммунэнерго» Игорь Марчак публично заявили о вреде автономных систем. Собкор «ЗН» встретился со специалистом в области теплоснабжения Игорем Марчаком и попросил аргументировать свою позицию. По мнению директора ЛГКП «Львовтеплокоммунэнерго», недостатки индивидуального формата выглядят следующим образом.
В начале девяностых годов прошлого века западные европейцы начали массово отказываться от децентрализованного отопления. И причина этого была не только в том, что потребителю намного удобнее включить кран и получить тепло (обслуживать индивидуальный котел более трудоемко, да и небезопасно). Главные детерминанты «коллективизации отопления» — политика и экономика.
Современное индивидуальное отопление — это жесткая привязка к газу. А значительную долю газа в европейские страны больше всего поставляет пока Россия. Быть же газозависимой от политической линии Москвы Европе как-то не с руки. Перманентное подорожание газа делает, соответственно, более дорогим тепло для всех категорий потребителей, и оптовых, и розничных. А розничному покупателю товар обходится значительно дороже, нежели оптовому. Кроме того, индивидуальные системы отопления могут давать только тепло. Тогда как на централизованных системах можно достичь эффекта когенерации, то есть, кроме тепла, производить еще и электроэнергию. Ну и, наконец, централизованные системы позволяют сжигать другие виды топлива: уголь, дрова, опилки, солому, торф, мусор и т. д. Тем самым удается уйти от пресловутой жесткой привязки к газу. Просчитав комплекс вышеописанных составляющих, Западная Европа начала строить центральные отопительные системы, вынося источники тепла за пределы городов и оснащая их (эти источники) установками по получению электроэнергии.
Производители индивидуальных систем отопления, оказавшись без рынка сбыта в Западной Европе, обратили свой взор на Центральную. Здесь, в бывших соцстранах, после развала старой экономики и инфраструктуры началась волна перехода на индивидуальные системы. Однако к концу девяностых и Центральная Европа осознала целесообразность перехода к централизации теплоснабжения, причем по тем же причинам, что и Западная.
На этот раз производители индивидуальных котлов (или конвекторов) и сопутствующих изделий нацелились на республики бывшего Союза. Украина также попала в их поле зрения. Без высочайшего разрешения просто так попасть на наш рынок со своим «крамом» коммунального предназначения никто не мог (напомним, ситуация описывается со слов директора «Львовтеплокоммунэнерго». — Е.Г.) — забросу малых систем отопления в наши края предшествовала серьезная лоббистская работа. При этом, не исключено, на «убеждение» высшего руководства ушли многие миллионы, если не миллиарды, условных единиц. (Если исходить из времени, когда это происходило, то в Украине объектом уговоров соответствующих западных производителей могло быть окружение Кучмы.)
Сегодня, когда цены на газ выросли до рекордных отметок, а в Украине цену на данное топливо для розничного потребителя предполагается сделать более высокой, нежели для оптового, участь обладателей индивидуальных систем отопления выглядит не столь привлекательной. Информацию о том, что команда «на крупного и мелкого потребителя газа рассчитайся!» будет дана с
1 января, отечественные тепловики уже получили. Каким будет это ценовое соотношение для потребителей разных весовых категорий в Украине, сейчас не берется спрогнозировать никто. Но можно смоделировать наше близкое газовое будущее, обратив взор на соседнюю Польшу. Там тепловики берут газообразное топливо по 130 долл. за тысячу кубометров, а владельцам квартир и домов его отпускают уже по 450. Т. е. газ отдельно взятому поляку обходится в 3,5 раза дороже, чем теплокоммунальному предприятию. По расчетам И.Марчака, эта ценовая разница в сочетании с другими факторами (наличие или отсутствие когенерации, сжигание альтернативных видов топлива) сделает цену тепла от индивидуального котла на порядок выше цены тепла от котла общего. Причем к категории «общий котел» нельзя причислять коллективную котельную на крыше или в подвале, поскольку она не может параллельно производить то же электричество.
«Гуртом тільки батька бити добре»
В целом изложенное Игорем Марчаком вроде бы убеждает. Однако как справедливо, по крайней мере, с нашей точки зрения, утверждает Николай Савка, бывший мэр упомянутого в начале этой статьи Городка, определять лучший способ извлечения тепла, централизованный или автономный, исходя из одной кривой роста цены на газ, не совсем корректно. Н.Савка считает, что «тепловой вопрос» нужно решать в комплексе.
Бывший мэр Городка предлагает исходить прежде всего из качества услуги по обеспечению теплом. Если человек не желает зависеть от так называемого отопительного сезона (начало и завершение которого регулируются распоряжениями и весьма часто не совпадают с реальной потребностью в тепле) и готов немного дороже платить за комфорт, то кто вправе ограничивать такого потребителя в выборе способа отопления?! «Львовтеплокоммунэнерго» планирует подавать тепло круглый год. А уже дом, согласно этим планам, получит возможность по собственному усмотрению определять, брать теплоноситель на обогрев, скажем, в пасмурный летний вечер, или на горячую воду в ванной комнате, либо — и на то, и на другое. Но, по большому счету, круглогодичная поставка теплоносителя проблему кардинально не решает. «Колхоз», что большой (весь город), что маленький (дом), все равно остается «колхозом». В одном доме все равно не окажется «команды потребителей», которая имела бы одинаковые запросы насчет теплоносителя и демонстрировала одинаковое отношение к нему. Один житель ограничится проектным количеством ребер, другой нарастит батарею в три раза больше нормы. Один владелец квартиры может быть настроен на рационально-экономное отношение к теплу, другой будет открывать форточки в лютую стужу. А стоимость тепла будут «справедливо» разбрасывать на всех. И это при условии, что обсуждаемый отдельный дом будет оснащен прибором учета тепла.
Со счетчиками на рынке тепла тоже проблемы. А может, этих проблем и нет, во всяком случае — для поставщика тепла? Скорее всего, этому самому поставщику средства учета как раз и ни к чему. Поскольку поголовное оснащение потребителей счетчиками осложнит монополисту жизнь. Ведь придется брать деньги только за то количество калорий, которые реально доставлены в дом. А еще придется рассекретить структуру тарифа и доказать экономическую обоснованность каждого пункта. И что-то нам подсказывает, что такое развитие событий нынешних производителей тепла не особо вдохновляет. К слову, многие принципиальные потребители, глубоко неудовлетворенные качеством такого товара, как тепло, до сих пор не могут добиться от продавца, из чего же этот проклятущий тариф состоит.
Нет, против счетчиков ни новая городская власть Львова, ни «Львовтеплокоммунэнерго» не выступают. Наоборот, городские власти сегодня даже выполняют хитрую программу оснащения домов счетчиками тепла. Хитрость состоит в том, что город предлагает жителям домов оплатить половину стоимости приборов учета тепла. На это у нас возникает несколько замечаний. Во-первых, такое предложение противоречит Жилищному кодексу, который обязывает продавца коммунальных услуг выходить на рынок со своими «весами». Во-вторых, такой способ (50 на 50), скорее всего, не позволит охватить значительную часть домов. Поскольку наверняка не все жители согласятся сдавать деньги на счетчики. Есть немалое количество домов, в которых найдется по нескольку бабушек, которые инициативной группе по сбору средств на вторую половину счетчика скажут: «Деточки, на наш век и так хватит!» К тому же в неблагополучных домах некоторые владельцы квартир «свободные деньги» предпочитают «инвестировать в поддержку производителя алкоголя, нежели счетчиков по теплу». К тому же установка домового счетчика не является гарантией того, что добросовестный житель получит тепло — теплоснабжающие предприятия во Львове подают тепло в тот дом, в котором долги погашены на 95%. Фактически все жильцы втягиваются в так называемую коллективную ответственность, когда добросовестный потребитель должен не только расплатиться за себя, но и стимулировать нерадивого соседа рассчитаться за полученное тепло.
Продавцы тепла — еще одна головоломка. Предыдущий мэр, переводя горожан с расчетов по квадратному метру на расчеты по гигакалориям, между «Львовтеплокоммунэнерго» и потребителем поставил буфер — ЖЭКи. Именно этим структурам, морально изжившим себя, прежний городской голова предоставил статус исполнителя услуг. И получилось как в плохом магазине: покупатель начинает возмущаться, скажем, по поводу запеченного в хлебе таракана, а продавщица огрызается, что ее дело только продавать завезенное.
Да, стоимость газа будет расти, и от этого отмахнуться не удастся. Вместе с тем, прямо пропорциональной зависимости между ростом цены на голубое топливо и ростом цены тепла может и не быть. Даже тогда, когда потребитель не будет переходить на альтернативные виды топлива. Добиться экономии средств можно за счет снижения потребления газа, хоть централизованным источником тепла, хоть индивидуальным. И речь вовсе не о том, чтобы помещения едва протапливались. Наши жилища по параметру утепления нужно привести хотя бы до уровня нынешних строительных норм. Ведь через стены имеющегося фонда в среднем теряется приблизительно 40—45% тепла. Стены же некоторых бюджетных объектов из силикатного кирпича пропускают более 50% тепла. А ведь кроме стен существуют еще окна и двери.
Вопрос утепления зданий непосредственно связан с вопросом, на каком этапе это будет сделано: до запуска новых централизованных систем, которые пропагандирует директор «Львовтеплокоммунэнерго», или после? Если после, то значительная часть мощностей может оказаться лишней. А это значит, что будут инвестированы лишние деньги.
Собственно, найти инвестиции на создание новых систем централизованного отопления реально. (В октябре нынешнего года пресс-служба Львовского горсовета отрапортовала о запуске котельной с когенеративными установками в одном из микрорайонов областного центра; деньги на новацию нашли в городском бюджете.) Вместе с тем, автоматически появление когенеративных установок может и не смягчить для потребителя ценовой удар, спровоцированный удорожанием газа (тепла). Причиной может быть, условно говоря, специфика адаптивных свойств нашей постсоветской реальности. Лучший мировой опыт, столкнувшись с украинскими «слугами народа», как правило, деформируется в свою противоположность.
Как показывает недавняя история тепловой политики Львова, отцы города легко могут поставить бюджеты областного центра и теплоснабжающего предприятия лично себе на службу. Так, при прежнем мэре Львова, как сообщил собкору «ЗН» депутат Львовского городского совета Юрий Кужелюк, «без каких-либо решений горсовета и горисполкома» на территории Львовской ТЭЦ-1 начали строить парогазовую установку для производства электрической и тепловой энергии. При этом среди инвесторов этой установки удивительным образом оказались теща городского головы и мать директора ЛГКП «Львовтеплокоммунэнерго». А город, на территории которого и должна была заработать установка, в доле специально созданного предприятия получил «ноль». Работать же новая установка могла, давая прибыли своим соучредителям, лишь в том случае, если бы к теплоэлектростанции подвели более мощный газопровод, строительство которого городской мэр решил профинансировать за счет городского бюджета.
Будет ли нынешняя городская власть себя вести лучше прежней в обсуждаемом вопросе? Вряд ли. Судебная система на уровне всех четырех инстанций признала политику предыдущей городской властной команды незаконной относительно тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Выполнение решений этих судов досталось по наследству команде нынешней. Однако последняя не спешит выполнять предписания.
Кто все-таки греет руки на нашем тепле?
Помимо перечисленных недостатков у индивидуальных и централизованных систем отопления есть многие другие. Но ограничимся приведенными примерами. И вообще, предоставим специалистам провести исчерпывающее исследование по этому вопросу и определить в точных цифрах, какой из способов отопления и в каких случаях является наиболее оптимальным. Вот только беда в том, что таких исследований и расчетов, судя по всему, никто не ведет. Во всяком случае, профессионалы от тепла, с которыми автор статьи общался, о подобных работах ничего не слышали.
Стратегия по теплоснабжению, которую Верховная Рада или Кабмин за прошедшие пятнадцать лет вполне могли бы утвердить, отсутствует. Вместо этого налицо полнейший хаос в этом вопросе. Кому что удается пролоббировать, то и реализуется. Тот же И.Марчак, объясняя такую неопределенность, допускает, что она кому-то выгодна. Директор «Львовтеплокоммунэнерго» не исключает, что, помимо производителей индивидуальных систем отопления, нашим рынком тепла пытается «рулить» и Россия, крупнейший поставщик газа. Переход на другие виды топлива, которые могут использовать централизованные системы, сулит Украине существенное уменьшение энергетической зависимости от северного соседа, а следовательно — и политической.