Цены на бензин на украинских автозаправках уверенно перешагнули за 6 грн. В основном это связано с мировым ростом цен на нефть — с 1999 года она подорожала в 13 раз. Но приличную часть ценника украинское правительство должно принять и на свой счет.
В текущем году чиновники сделали практически все возможное, дабы максимально усложнить ситуацию на нефтяном рынке, и продолжают в том же духе. Было и административное давление, и уже привычный поиск врага, и стремление пролоббировать интересы «друзей». При этом основной мишенью оказался крупнейший нефтеперерабатывающий завод страны — ЗАО «Укртатнафта» (Кременчуг). Кажется, нет ни одного «теплого» слова, которое по его адресу на Грушевского не сказали…
То, что, несмотря на нефтяную блокаду (к снятию которой Кабмин не приложил ни малейших усилий), завод работает, чиновников совершено не интересует. Между тем в условиях сокращения поставок нефти почти вдвое, в первом квартале производство бензина в Кременчуге удалось удержать на уровне 90,4% к прошлогоднему показателю, не допуская резких скачков цен на рынке. В ответ предприятие собрались... оштрафовать.
Непостижима логика чиновников от нефтепродуктов. На этой неделе они радостно презентовали очередной проект строительства «нового современного НПЗ по переработке легкой каспийской нефти». Стоимостью в жалкие 3—4 млрд. долл.
Никого, по-видимому, не волнует, что до сих пор все переговоры от имени государства о закупке нефти заканчивались полным пшиком.
Привычки отвечать за сказанное наши руководители так и не приобрели. Что шокирует даже вполне лояльно настроенных поляков, недавно деликатно напомнивших, что сначала нужен контракт на поставку нефти, а уже потом — все остальное...
Представления о том, что нефть в мире легко и просто купить, пока фактажом не подкрепляются. Об этом могут порассказать те же менеджеры «Укртатнафты», в последние месяцы покупавшие для предприятия иракскую и даже белорусскую нефть. Зато госчиновники, в жизни не купившие ни тонны, источают оптимизм — кстати, уже лет десять подряд.
Ну и, как уж отмечалось, ищут врагов. В апреле в Кабмине рассматривался совершенно любопытный документ — «План мероприятий по стабилизации ситуации вокруг ЗАО «Укртатнафта». Если резюмировать изложенное в нем, цель ставится самая что ни есть благая — завести на завод «дружественные фирмы».
К примеру, поменять охрану собираются путем отзыва лицензий у всех организаций, «кроме необходимых». Что позволит физически поменять руководство.
Единственного частного украинского акционера — компанию «Корсан» — собираются «уйти», аннулировав задним числом договор на покупку ею акций. Заодно Кабмин собирается «строить» суды, «обеспечивая» нужные решения.
Впрочем, бить будут исключительно своих. А вот к татарам снова попытались подластиться.
Напомним, что конфликт начался с того, что государство вернуло контроль над 18,3% акций «Уртатнафты», в свое время переданных по мутным схемам и практически безоплатно двум офшорным компашкам. Потом эти офшорки были проданы, причем так, что новые владельцы не имеют ни малейшего отношения ни к ОАО «Татнефть», ни к правительству Татарстана. Зато, по мнению экспертов, они дружественны частным лицам из числа менеджмента ОАО «Татнефть».
Украинская прокуратура в начале года вообще поставила вопрос о правомочности создания «Укртатнафты», так как ни один пункт обязательств татарской стороны полностью выполнен не был, а поставки нефти не составили и пятой доли от обещанного. Однако в апреле, перед визитом в Киев тогдашнего премьера России, Юлия Тимошенко дала полный отбой. Было принято решение о создании совместной рабочей группы по изучению вопроса. В переводе с официального — Москве и Казани дали сигнал, что торг по акциям вполне возможен…
Еще раньше появилась информация о контактах с Казанью на предмет договоренности о возвращении двум офшорным компаниям пакетов акций ЗАО «Укртатнафта». Взамен требовалось согласие относительно завода на предприятие нужных людей. В первую очередь речь о депутате от БЮТ Сергее Пашинском. В Интернете основная информация о нем связана с деталями отдыха, операциями с сахаром и мясом и попытками силового проникновения на госпредприятие «Укррезерв».
Однако, по словам экспертов,
г-н Пашинский не только был советником Юлии Владимировны, но и имел деловые контакты с ее мужем-миллионером Александром. Связи, несомненно, полезные, но совершенно неясно, как бы они помогли руководить громадным предприятием. Более того, в интервью на тему Кременчугского НПЗ назначенец немедленно объявил все схемы поставок, кроме как из Татарстана, «несерьезными». А само предприятие — находящимся на грани краха. Хотя оно работало прибыльно.
Правда, г-н Пашинский так поспешил с капитуляцией перед татарами, что перепугал Минтопэнерго. Когда в руководство двигают человека, публично говорящего, что понятия не имеет, что делать с обеспечением сырьем, у профессионалов это вызывает, как минимум, неприятие...
Так что руководство Минтопэнерго не рвется менять нынешнее руководство НПЗ, обеспечившее работу в сложнейших условиях блокады, на товарища, не видящего перспектив. Особенно когда судьба правительства очень туманна, а горизонты его прогнозирования — максимум месяцы. Или президентская кампания премьера. В этом случае силовая смена руководства Кременчугского НПЗ приведет к тому, что новый менеджмент будет представлять не столько премьера Юлию Тимошенко, сколько кандидата в президенты Украины и Республику Татарстан...
Кстати, на этой неделе татарстанская сторона обратилась с претензией на 1,13 млрд. долл. — за убытки, которые она понесла в связи с ситуацией на «Укртатнафте» и отстранением протатарского управления. Любопытно, что более половины суммы — 600 млн. долл. — приходятся на «потерю возможности управлять предприятием». Т.е. получается, что ранее каждый месяц приносил татарам 75 млн. долл. прибыли. При этом завод сидел в убытках, и никакой модернизации не проводилось.
Сейчас наблюдатели обсуждают причины татарстанского демарша.
По одной версии, Татарстан не удовлетворили темп и глубина «прогиба». А вот по другой — он дает повод партнерам по рабочей группе для силового захвата завода. В конце концов, документы на Грушевского называются «планом мероприятий по стабилизации ситуации...».
Учитывая, что обстановка на заводе сейчас спокойная, для «стабилизации» сперва ее нужно раскачать. А для этого нужен хороший повод — вот он и образовался…
Интересует ли кого на Печерске цена бензина в Украине после «стабилизации»? Или война все спишет?