Титановая химия — нахимичат ли государство? - Конфликт интересов - zn.ua

Титановая химия — "нахимичат" ли государство?

12 сентября, 2014, 19:25 Распечатать

В сентябре государство попробовало вернуть собственные активы, забрав их у Дмитрия Фирташа. Как и ожидалось, попытка вызвала упорное противодействие.

В сентябре государство попробовало вернуть собственные активы, забрав их у Дмитрия Фирташа. Как и ожидалось, попытка вызвала упорное противодействие.

В начале месяца истекал срок аренды добывающих титановую руду Вольногорского (Днепропетров­ская область) и Иршанского (Жито­мирская область) горно-обогатительных комбинатов. Сами предприятия государственные, но уже много лет управляются структурами Фирташа. Еще в 2004 г. их отдали в долгосрочную аренду принадлежащему ему ЗАО "Крымский титан".

С тех пор произошло многое, включая оккупацию Крыма, но терять контроль над предприятиями Д.Фирташ не собирается. Кстати, государство уже не раз пыталось вернуть контроль над ГОКами, но так ничего и не добилось. По факту комбинаты даже сами себе продлили сроки аренды.

Потом к власти пришел Яну­кович, и с Семьей вопрос быстро утрясли. Дмитрий Васильевич смог без проблем продлить аренду комбинатов. Более того, уже в 2013 г. предприятия разрешили приватизировать, и в чью пользу это делалось — вопрос риторичес­кий. Однако затем был Майдан, и простая скупка имущества под конкретного покупателя не удалась. Тем более что сейчас значительно возросло влияние группы "Приват", которая тоже борется за эти активы.

Более того, сам Фирташ нынче сидит под домашним арестом в Вене. Хотя справедливости ради, Украина тут ни при чем, обвинения касаются сделки в Индии. А здесь у него все настолько прочно, что он вполне готов сражаться с государством. Решение правительства Украины прекратить договор аренды двух комбинатов и вернуть их Фонду госимущества было сразу оспорено в суде.

Более того, представителей ФГИУ не пустили на ГОКи даже для инвентаризации имущества. Один из пунктов возражений вообще впечатляет — оказывается, государство не имеет права возвращать имущество, которое отдало в аренду. Хорошо, хоть само государство они вроде признают.

Зато у Фирташа заявили о том, что за последние годы вложили в предприятия много средств. Вот только в ФГИУ отметили, что никаких разрешений на инвестиции не давали. Впрочем, упорное сопротивление арендаторов проведению инвентаризации тоже о чем-то свидетельствует.

Вообще же Кабмин вполне четко определил порядок передачи. После возвращения ФГИУ тот передаст их в ведение Министер­ства экономразвития и торговли, которое затем передаст предприятия государственной "Объединен­ной горно-химической компании". Именно за ней правительство намерено закрепить право хозяйствования на имущественных комплексах этих ГОКов. Вполне четкая схема. Однако все понимают, что дело не в формальностях, а в нежелании терять доступ к дешевому сырью. Иршанский ГОК имеет мощности по добыче ильменитовых руд около 400 тыс. т в год, а Вольногорский — около 200 тыс.

Есть вопросы и к финансовому состоянию предприятий. Ана­ло­гичные компании за рубежом в разы более рентабельны.

Вообще ситуация вокруг ГОКов — проверка на способность государства добиться того, чтобы ими реально управляли его люди. Снова тратить годы на рассмотрение дела в судах оно вряд ли может себе позволить. Титан должен начать приносить доход государству, а не Фирташу и Ко.

Пока же заявления выглядят больше, как декларация намерений. До реального процесса получения контроля над предприятиями государство ничего не сообщало. Между тем в постановлении Кабмина есть поручение выдать госпредприятию "Объеди­ненная горно-химическая компания" лицензии на право деятельности и аннулировать ранее выданные "Крымскому титану" или его дочерним предприятиям. Это выполнено?

Заодно в недельный срок Житомирской и Днепропетровской областным госадминистрациям поручалось расторгнуть договоры аренды с "Крымским титаном" и заключить такие договоры с госпредприятием. Каковы тут успехи? Или с прописанным в том же постановлении пункте о выделении госпредприятию документации на пользование новыми земельными участками для расширения карьеров и добычи полезных ископаемых. Что с этим? Это же вроде бы рутинная работа чиновников.

В общем, пока вопросов больше, чем ответов. Реально чиновники явно не торопятся, и на финансовых потоках продолжают сидеть все те же люди.

Одновременно с намерением все же вернуть добычу сырья для титановой отрасли государство пытается начать приватизацию производителя готовой продукции в этой сфере — ПАО "Сумыхим­пром". Причем и тут приходится бороться со все тем же Фирташем, структуры которого плотно обсели почти полностью государственное предприятие, взяв его под свой контроль. Кстати, еще за пару недель до бегства Януковича его собирались выставить на приватизацию под все того же Дмитрия Васильевича со товарищи.

Тогда предполагали, что будет продано 92,75% акций "Сумыхим­прома". В перечне требований к участникам конкурса было прописано, что они обязаны "иметь опыт управления химпредприятием, специализирующимся на производстве двуокиси титана", что отсекало всех украинских претендентов. Так как западные не сильно рвались в страну с горящими покрышками, среди возможных претендентов оставались только уже знакомый по титанодобывающим ГОКам "Крымский титан" и российские компании.

При этом стартовая цена пакета акций составляла лишь пятую часть годового оборота "Сумыхим­прома". Кстати, попытка продать 5% закончилась громким скандалом. Уже этим летом, т.е. после Революции достоинства и прихода новой власти, "дружественная" биржа попробовала отсечь от торгов акциями "неправильных" претендентов.

Впрочем, реально предприятием уже четвертый год руководят люди Фирташа. А о текущей си­туации лучше всего говорит письмо ФГИУ в Министерство юстиции с просьбой расследовать факты преднамеренного доведения ПАО до банкротства. Это и реализация готовой продукции по ценам ниже себестоимости, и покупка материалов по завышенным ценам, и даже приобретение на стороне двуокиси титана (которую сумчане выпускают сами).

В письме в Минюст содержится просьба подготовить выводы о наличии признаков доведения предприятия до банкротства и незаконных действий в процессе его банкротства. Об этом же приватизаторы просят и Генпрокуратуру.

На сегодняшний день следственным управлением МВД Украины в Сумской области возбуждено уголовное производство. И хотелось бы, чтобы руководство ГПУ и МВД не позволило спустить расследование на тормозах и добилось привлечения виновных к ответственности. Ведь сумма кредиторской задолженность предприятия сейчас составляет 1,4 млрд грн. Причем, по данным ФГИУ, фигурируют спорные закупки на сотни миллионов гривен. В результате возникла парадоксальная ситуация: увеличение убытков на фоне рос­та выручки от продаж.

В конце августа государство не утвердило и план санации "Сумыхимпрома". Предлагаемые управляющим санацией общества Игорем Лазаковичем (бывший топ-менеджер из Ostchem Фир­таша) меры по восстановлению платежеспособности носили, по заявлению ФГИУ, "заведомо декларативный и неэффективный характер". Вдобавок они были рассчитаны аж на 17 лет. И даже этот план санации был получен только в августе 2014-го после неоднократных требований, высказанных на заседаниях комитета кредиторов.

Несколько слов о совете кредиторов. Так как он формировался в тот период, когда страной управляла Семья, а контроль над заводом осуществляли люди из группы Ostchem, орган получился интересный. Пять из шести мест в нем получили люди структур или самого Фирташа, или аффилированных с ближайшими деловыми партнерами этого бизнесмена. Кому в таком случае будут погашать долги, можно даже не спрашивать.

Зато представителю государства, владеющего почти 100% акций ПАО "Сумыхимпром", как и представителям банков-кредиторов, которым предприятие задолжало около 1,2 млрд грн, места в комитете кредиторов не нашлось. Так что Минюсту стоит сосредоточиться на изменении состава комитета кредиторов. Как минимум, нужно провести тщательный аудит долгов, отсекая вымышленные, и расширить представительство государства и крупных банков-­кредиторов.

Возникает вопрос и о необходимости заменить распорядителя имущества и управляющего санацией независимыми фигурами, которые не будут подконтрольны Фирташу.

Цена вопросов и по ГОКам, и по "Сумыхимпрому" очень высока. Так что желающих спустить все на тормозах, очевидно, будет немало. Государство декларирует жизнь по-новому. А вдруг речь идет не о новых хозяевах старых схем?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно