Итак, свершилось. Верховный суд Украины признал незаконными все решения собрания акционеров ОАО «Днепрэнерго» об увеличении уставного капитала. Тем самым доля государства в компании увеличена до 76%.
В частности, ВСУ отменил решение Высшего хозяйственного суда Украины, оставив в силе решения Апелляционного хозяйственного суда Запорожской области, которым признавались незаконными решения собрания акционеров энергогенерирующей компании от 27 августа 2007 года. Напомним, тогда была предпринята попытка выпуска дополнительной эмиссии, размывающей государственный пакет в полтора раза, до 50%.
По словам юристов, решение ВСУ окончательное и обжалованию не подлежит. Но вот что будет дальше?
То, что решение по «Днепр-энерго» высшей судебной инстанции «позитивно для государства», уже заявило Министерство топлива и энергетики Украины. С другой стороны, совершенно очевидно, что его выполнение попробуют нивелировать.
«Донбасской топливно-энергетической компании» Рината Ахметова принадлежит как минимум 10% уставного фонда ОАО «Днепрэнерго», хотя в ней самой считают, что все 44%. ДТЭК сразу заявила протест против решения Верховного суда Украины. Выполнять это решение она, естественно, не собирается — напротив, намерена оспорить в международных судах отмену решения об увеличении уставного фонда.
Более того, четко заявлено, что поменять дружественный донецким менеджмент также никто не позволит. А намерения государства утвердить контроль над «Днепрэнерго» названы рейдерскими.
В общем, все, как и ожидалось. Никто просто так отдавать столь лакомый кусок не собирается. Биться за него будут до последнего.
Верховному суду пришлось сделать разъяснение для прессы, что при принятии решения по «Днепрэнерго» «он руководствовался не рейдерством, а нормами законодательства о невозможности проведения общих собраний акционеров обществ, находящихся в процедуре санации».
Верховный суд признал обоснованными выводы Апелляционного хозяйственного суда Запорожской области, подтвердившего нарушение прав миноритарного акционера при проведении собрания акционеров ОАО «Днепрэнерго» 27 августа 2007 года.
Было также установлено, что еще в 2001 году в судебном порядке было вынесено определение по делу о банкротстве ОАО «Днепрэнерго», а в мае 2005-го утвержден план санации предприятия.
Согласно Закону Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», со дня вынесения решения о санации прекращаются полномочия органов управления должника — юридического лица.
Исходя из этого, апелляционный суд пришел к выводу, что в связи с действием процедуры санации, прекращением полномочий органов управления ОАО «Днепрэнерго» и передачей их в компетенцию управляющего санацией общее собрание акционеров 27 августа 2007 года созвано незаконно и не могло принимать решения об увеличении уставного фонда акционерного общества.
Кроме того, судом апелляционной инстанции был установлен факт нарушения требований законодательства об обязательном включении в повестку дня общих собраний вопросов, относительно которых планируется рассмотрение и принятие решений. В частности, суд выявил нарушение требований ст. 40 и части четвертой ст. 43 Закона Украины «О хозяйственных обществах» при утверждении устава энергокомпании в новой редакции.
На собрании акционеров 27 августа 2007 года принимались решения по вопросам, которые не были включены в повестку дня собрания, обнародованную в установленном порядке. В частности, это вопросы утверждения протокола решения о дополнительном выпуске акций «Днепрэнерго», полномочий управляющего санацией на осуществление ряда юридических действий.
В заявлении прямо говорится, что «принятым Верховным судом Украины решением фактически признана незаконной дополнительная эмиссия акций, чем были нарушены интересы государства.
Это дает возможность восстановить государственную долю акций ОАО «Днепрэнерго», которая на момент проведения общего собрания общества составляла 76,04%».
В принципе, трудно что-то добавить.
Однако, как уже отмечалось, дело не только в юридических тонкостях, но и в наличии воли. О юридических упущениях при проведении размыва акций не написал исключительно ленивый. Однако воз и ныне там.
Более того, в заявлении ДТЭК есть место, с которым трудно поспорить. Компания совершенно справедливо заявляет, что «на сегодняшний день ни одного иска со стороны государства, оспаривающего санацию «Днепрэнерго», не существует».
Это — чистейшая правда. Вся позиция государства базируется на исках нескольких небольших акционеров, протестующих против ущемления их прав. Государство, пострадавшее во много раз больше других акционеров, формально в процессе не участвует.
Ситуация более чем странная. Фактически, если бы этих «негосударственных» исков не было, то планы правительства продать на открытых конкурсах 60% акций не могли появиться даже в принципе. Между тем сейчас говорят о намерении получить за них миллиарды долларов. И опыт повторной продажи «Криворожстали» доказывает, что это возможно.
Однако, как нам помнится, там государство было активным участником процесса, а не бросало его на самотек. С «Днепрэнерго» ситуация прямо противоположная. В Киеве ждут, когда его принесут на блюдечке с голубой каемочкой. Позиция, несомненно, нехлопотная, но вряд ли государственная.
В итоге, у нынешних управленцев появляется возможность игнорировать интересы основного собственника. К примеру, менеджмент ОАО «Днепрэнерго» абсолютно безнаказанно не признает итоги собрания акционеров, проведенного 21 марта с.г. Он считает, что собрание акционеров не могло состояться, поскольку правление компании его перенесло.
Владелец контрольного пакета — Национальная акционерная компания «Энергетическая компания Украины» подготовила протокол собрания акционеров «Днепрэнерго» от 21 марта, подтверждающий принятые на нем решения. Напомним, тогда государство решило сменить как менеджмент энергогенерирующей компании, так и регистратора.
Более того, через неделю назначенное на 27 марта собрание акционеров «Днепрэнерго» вообще не состоялось из-за отсутствия реестра.
По словам заместителя директора департамента по корпоративному управлению НАК «ЭКУ» Игоря Малого, оно не состоялось по вине правления, не зарегистрировавшего… основного акционера.
По словам г-на Малого, «мы обратились с просьбой провести регистрацию по выпискам (из реестра) хранителя (ценных бумаг), но нам было отказано… При этом отказ мандатной комиссии проводить регистрацию был ничем не мотивирован. В итоге, НАК «ЭКУ» пришлось обратиться с запросом в правление компании о мотивах отказа в регистрации».
Вот так и выглядит реальная ситуация с государственным управлением в ОАО «Днепрэнерго» на начало апреля текущего года...
Продолжение данного шоу во многом облегчается тем, что принятое летом 2007 года решение Кабмина Виктора Януковича, разрешавшее дополнительную эмиссию, правительством Юлии Тимошенко до сих пор так и не отменено. Это дает возможность не без успеха цепляться за компанию.
Правда, после решения ВСУ ситуация для Кабмина сложилась поистине уникальная. Все возможные юридические препятствия к восстановлению справедливости сняты. Причем совершенно без участия государства.
Теперь слово за правительством. Юлии Владимировне все-таки следовало публично определиться со своей позицией по данному вопросу. Благо, что практически все причастные к нему инстанции согласовали проект документа, предлагающего продажу 60% плюс одна акция ОАО «Днепрэнерго». Тем самым они высказались за отмену постановления предыдущего правительства.
Теперь дело за малым — за действиями. Обещаний перед выборами было вагон и маленькая тележка...
Ну а пока Кабмин определяется, на рынке произошло интересное событие. ДТЭК неоднократно утверждала, что отмена допэмиссии создаст в стране проблемы с инвестициями. Однако на решение ВСУ о признании незаконной допэмисии акций ОАО «Днепрэнерго» фондовый рынок Украины отреагировал весьма позитивно. Котировки акций «Днепрэнерго» на ПФТС сразу выросли на 19%.
Люди поверили в решимость Украины прозрачно и дорого продать компанию. И, наверное, не стоит обманывать их ожидания.