Наш подарок России: Украина добровольно разрывает ж/д сообщение с Донбассом?

Поделиться
Президент Украины Петр Порошенко недавно пообещал вернуть неконтролируемые Украиной территории Донбасса до конца 2016 года.

Президент Украины Петр Порошенко недавно пообещал вернуть неконтролируемые Украиной территории Донбасса до конца 2016 года.

Знают ли в правительстве о планах Порошенко? Пока глава государства декларирует стремление сохранить целостность страны, вернув части Донецкой и Луганской областей, Кабмин двигается в обратном направлении, пытаясь разорвать инфраструктурные связи с регионом.

Постановление Кабинета министров №200 от 25.06.2014 о реорганизации украинской железной дороги в публичное акционерное общество кроме прочего предусматривает ликвидацию госпредприятия "Донецкая железная дорога" с 1 марта 2016 года.

Это означает полную остановку финансирования предприятия и его отключение от системы диспетчеризации Украины. Что в свою очередь сделает невозможным синхронную работу с другими железными дорогами страны и приведет к прекращению транспортного сообщения с крупнейшими украинскими металлургическими и угольными предприятиями, оставшимися на временно неконтролируемых территориях Донецкой и Луганской областей.

Движение поездов уже дважды останавливалось, тем не менее, решение о приостановке ликвидации "Донецкой железной дороги" повисло в воздухе.

Донбасс последние годы воспринимается исключительно как проблемный регион и зона перманентного военного конфликта.

Людям невдомек, что кроме вооруженных сепаратистов по ту сторону линии разграничения остались крупнейшие украинские предприятия горно-металлургического комплекса, которые продолжает работать на Украину.

Однако чиновники прекрасно знают, что эти шахты и заводы перерегистрировались в контролируемых городах Донбасса и продолжают наполнять государственный бюджет, отпускать свою продукцию на экспорт. Причем в основном поступления дают именно предприятия, расположенные на неконтролируемых Украине территориях.

Ежемесячно металлурги, оставшиеся по ту сторону линии разграничения, обеспечивают Украину 100 млн долл. валютной выручки также выплачивая огромные суммы в региональные бюджеты Донецкой и Луганской областей.

Почему же высокопоставленные руководители из министерств с такой легкостью смотрят, как останавливаются поезда, ввозящие из зоны АТО уголь на ТЭС или металл в морские порты? Почему чиновников не беспокоит, что Украина теряет налоги, экспорт и энергетическую независимость?

Хотя иногда, разум все-таки берет верх над бюрократической логикой. По словам заместителя министра экономического развития и торговли Юлии Ковалив, решение об остановке ж/д сообщения с неконтролируемой территорией Донбасса можно принимать лишь после анализа последствий этого шага для украинской экономики.

В Минэкономразвития утверждают, что ликвидация ГП "Донецкая железная дорога", вызванная реорганизацией "Укрзализныци", не обозначает автоматической остановки поездов с неподконтрольных территорий. И на сегодня расчетов МЭРТ, прогнозирующих потери украинской экономики от разрыва ж/д сообщения, нет.

"Вопрос, касающийся приостановки решения о прекращении ж/д сообщения мы будем обсуждать в зависимости от результатов расчетов, на данный момент такие разговоры не ведутся", - говорит Юлия Ковалив.

А вот на местном уровне последствия, похоже, уже просчитали.

"Более 50% доходов областного бюджета и более 60% доходов Донецкой области в государственный бюджет поступают от предприятий, которые расположены на неконтролируемых территориях, но перерегистрированы на территории, контролируемой украинской властью", - комментирует ситуацию глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский.

По его словам, разрыв ж/д сообщения с неподконтрольными районами существенно ударит по экономике всей страны и по поступлениям в государственный бюджет.

Член парламентского комитета по вопросам транспорта Владимир Гусак поясняет, что на сегодня, не смотря на фактически осадное положение, предприятия, которые остались на временно неподконтрольных Украине территориях, продолжают работать в связке с украинскими предприятиями по украинским законам и в украинском налоговом поле.

Остановка железнодорожного сообщения лишит эти предприятия возможности получать сырье, вывозить свою продукцию в Украину или продавать ее на экспорт, что, в конечном итоге, приведет к их остановке.

"Последствия этого решения будут катастрофическими. Можно говорить, что если эти предприятия остановятся, у нас будут миллиарды долларов потерь", - подчеркивает Владимир Гусак.

Прекращение ж/д сообщения с Донбассом, утверждают металлурги, спровоцирует цепную реакцию, которую ощутят на себе предприятия горно-металлургического комплекса в других регионах страны.

Для украинских ГОКов и других производителей сырья для металлургических, угледобывающих и флюсо-доломитных предприятий, оставшихся на неподконтрольных территориях, ликвидация "Донецкой железной дороги" обернется потерей рынка сбыта, что в итоге приведет к вынужденному сокращению производства, а во многих случаях и полной остановке.

По словам председателя Федерации металлургов Сергея Беленького, остановка предприятий лишит десятки тысяч людей работы, которая для большинства из них является единственным источником доходов.

"Для этих людей это будет большой социальный вызов. Как правило, это градообразующие предприятия, и другой работы там нет", - отмечает Сергей Беленький.

По его оценкам, работы лишатся около 100 тыс. человек, половина из которых работают на металлургических предприятиях. Многим из них в поисках других источников доходов придется выехать из региона. Это спровоцирует новую волну беженцев из Донбасса и повесит на государство дополнительный груз социальных выплат.

Естественно сократится и грузопоток по железной дороге, который и без этого демонстрирует устойчивее снижение

Без работы останутся и большая часть 27 тыс. сотрудников "Донецкой железной дороги". А "Укрзализныця" потеряет доходы, которые получает за грузоперевозки по неконтролируемой части Донбасса.

На фоне амбициозного финансового плана и роста доходов, который УЗ запланировала на 2016 год, потеря этих средств серьезно ударит по перспективам обновления инфраструктуры и подвижного состава транспортного монополиста..

Однако, потери Украины от закрытия "Донецкой железной дороги" не ограничатся только деньгами. Страна потеряет доступ к собственным энергетическим углям марок "А" и "Т", который является единственно возможным топливом для 7 из 14 украинских теплоэлектростанций. На временно неконтролируемой территории находится практически все шахты, где добывается антрацит. "У нас 50% тепловых электростанций работают на этой марке угля", - поясняет председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.

По данным Минэнергоугля, в 2015 году Украина завезла из зоны АТО около 8,5 млн тонн угля, это в десять раз больше чем было импортировано из ЮАР: как компенсировать утрату такого объема угля и где брать антрацит для половины украинских ТЭС в министерства пока не знают.

Не исключено, что нам придется покупать все тот же свой собственный уголь, но с наценкой за "посредничество" России, которая традиционно использует энергоносители для достижения своих политических целей.

Сменив газовую российскую "иглу" на угольную, Украине вновь придется привыкать к веерным отключениям света.

К примеру, Луганская ТЭС, снабжающая электроэнергией, в том числе, подконтрольные Украине районы, погрузится во тьму в течение 20 дней с момента остановки составов с углем – единственный маршрут доставки угля на электростанцию пролегает по неконтролируемой территории.

По мнению экспертов, у решения разорвать ж/д сообщения с Донбассом есть один бенефициар – Россия. "Это только ухудшит ситуацию, причем, прежде всего, в Украине, а не на неконтролируемых территориях. Это просто абсурдное решение, которое направлено во вред всему украинскому народу. Такое ощущение, что все они работают на Путина", - заявляет директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.

По словам директора Департамента развития предпринимательства регуляторной политики МЭРТ Владимира Семенихина,остановка ж/д сообщения с Донбассом выгодна"восточному соседу",поскольку экономические последствия такой блокады обернутся для Украины экономическими потерями,всплеском контрабанды и значительно большими вложениями в восстановление региона.

По словам Павла Жебривского, общая инфраструктура, куда входит и железнодорожное сообщение – важнейшее условие будущей реинтеграции неподконтрольных территорий.

"Это вопрос ответственности и перспективы. Это вопрос – верим ли мы, что в ближайшее время неконтролируемые территории Донетчины и Луганщины вернутся под юрисдикцию Украины", - уверен глава Донецкой ОГА.

На сегодня ситуация с ж/д сообщением с отдельными районами Донецкой и Луганской областей остается неопределенной. Поэтому руководители промышленных предприятий региона и лидеры отраслевых объединений горняков и металлургов Украины торопят президента и премьера с поиском решения, которое позволит предприятиям работать, обеспечивая страну углем и наполняя госбюджет налогами. Они предлагают не рубить с плеча, а ввести переходный период, за который можно будет наработать решения и механизмы, которые позволяли бы сохранить ж/д сообщение. Но услышит ли их глава правительства?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме