Официальная статистика утверждает, что за минувший год в Украине рейдерских атак произошло в 10 раз больше, чем годом ранее. По неофициальным данным, рентабельность подобных операций может достигать 1000 и более процентов. В Киеве ежедневно регистрируется два-три случая попыток силового захвата предприятий. Не обошли подобные неприятности и ОАО «Киевметрострой».
В СМИ не раз звучали заявления руководства этой организации о рейдерских наскоках со стороны конкурентов. И киевляне уже готовы были искренне сочувствовать метростроевцам и их многолетнему бессменному начальнику Владимиру Петренко, как вдруг вышла закавыка. Судебная палата по хозяйственным делам Верховного суда Украины своим окончательным и не подлежащим обжалованию решением признала ОАО «Киевметрострой» проигравшей стороной в тяжбе с одним из акционеров — «Северо-Восточной строительной компанией».
Пожалуй, не стоит подозревать Верховный суд в пособничестве рейдерству — дело было рассмотрено тщательно и досконально. А вот в чем с сожалением можно было убедиться в ходе судебного разбирательства, так это в том, что руководство «Киевметростроя» само не брезговало рейдерскими методами борьбы с акционерами: нелегитимные собрания ОАО без кворума, незаконная замена регистратора, дополнительная эмиссия акций...
Конфликт «Киевметростроя» с «Северо-Восточной строительной компанией», владеющей 20% акций, длился с переменным успехом не один год. Намереваясь выдавить с предприятия мелких инвесторов, председатель правления ОАО Владимир Петренко и его команда попытались провести собрание акционеров и протащить на нем решение увеличить уставный фонд компании на треть. Тяжба переместилась в судебные инстанции разного уровня. В нее были втянуты районные, Хозяйственный, Киевский апелляционный, Высший хозяйственный суды. В конечном счете, Верховный суд признал дополнительную эмиссию незаконной.
Разобраться в тонкостях корпоративного конфликта — дело нелегкое. Но вот что было заметно и рядовому киевлянину, так это то, что строительство столичной подземки в прошлом году практически приостановилось. А ведь метро — транспорт небогатых людей, которых в Киеве все-таки большинство. И они уже не одно десятилетие ожидают открытия новых станций на отдаленных от центра жилых массивах Теремки, Троещина, Виноградарь. Если в 2005 году звучали обещания открыть три новые станции — «Демеевскую», «Голосеевскую» и «Васильковскую» — в 2007-м, то теперь ввод их в строй откладывается на целый год.
Владимир Петренко объясняет такую задержку финансовыми трудностями. Но вот такой факт. Летом прошлого года «Киевметрострою» было урезано финансирование и работы по проходке новых туннелей приостановились. В этот момент помощь в строительстве метро предложило ЗАО «Планета-Буд». Но выгодное предложение конкурента — беспроцентный кредит городу в 100 млн. гривен — было отклонено. Чем бы ни было продиктовано подобное решение — в проигрыше остались киевляне. Как тут не вспомнить украинскую пословицу «И сам не гам, и другому не дам».
Только в Киеве на сегодняшний день насчитывается порядка 40 предприятий, имеющих лицензии на проведение работ по строительству метро. Многие же из них готовы участвовать в метростроевских тендерах. Но монополист — ОАО «Киевметрострой» не спешит делиться. Кому от этого лучше? Уж, во всяком случае, не жителям Теремков или Виноградаря.
Надо сказать, что строительство метро — дело достаточно прибыльное. В самые благоприятные годы столичные метростроевцы имели прибыль до 15 млн. гривен в год. Неудивительно, что специалисты из Швейцарии встретили с готовностью предложение мэра Черновецкого консультировать и строить метро в нашей столице.
Но вот долго ли продержатся на украинском рынке обязательные и законопослушные швейцарцы, когда поближе познакомятся с нравами отечественного бизнеса? Ведь даже сейчас, когда вынесено не подлежащее обжалованию решение Верховного суда, нет абсолютной уверенности, что ОАО «Киевметрострой» будет скрупулезно подчиняться букве закона и соблюдать права миноритарных акционеров…