Тема создания Центрального депозитария в Украине давно вызывает тоскливое чувство: ну сколько можно бродить по граблям? Десятка с лишним лет набивания шишек явно не хватило - рынок упорно хотят построить, «как начальство велит».
Если свести проблему к одной фразе, получится как в анекдоте, когда пиджак (т.е. фондовый рынок и его механизмы) упорно хотят пришить к карману, т.е. почти легендарному «Национальному депозитарию Украины» (НДУ). Остальное - уже местные нюансы.
В конце концов, мало для кого станет новостью, что в Украине нередко главное - не профессионализм, а «кто кому кум, земляк или «любий» друг». Разве что для совсем «свежих» иностранцев (работающие здесь давно уже в курсе). Ну а «необразованных» инвесторов недавно еще раз предупредили Международный валютный фонд, Всемирный банк и Агентство США по международному развитию (USAID) одновременно.
Они написали официальное письмо украинскому премьеру, вежливо информировав, что нынешний вариант формирования Центрального депозитария за счет объединения «Национального депозитария Украины» с депозитарными функциями Национального банка Украины «не будет отвечать интересам Украины». МВФ, ВБ и USAID выражают недоумение и озабоченность тем фактом, что созданная для подготовки слияния депозитариев рабочая группа в своих планах по созданию Центрального депозитария полностью игнорирует «Всеукраинский депозитарий ценных бумаг» (ВДЦБ), являющийся крупнейшим в Украине депозитарием корпоративных ценных бумаг и имеющий высокое доверие со стороны участников рынка».
Тут можно, наверное, возмутиться и спросить: «Чего они лезут в наши внутренние разборки?» Но только желающих возмущаться подозрительно мало.
Иностранцы, по факту, озвучили позицию, разделяемую абсолютным большинством участников рынка. Просто мнение «местных» очень мало интересует чиновников, а вот игнорировать МВФ все же немного сложнее.
Как и обосновать, почему 13% рынка намного важнее, чем 87%. Точнее, самим чиновникам все ясно и понятно - сверху пришла «вказівка». Но в этом не признаешься. Вот и мучаются.
Тем более что «западники» предлагают совершенно здравые вещи: «Перед принятием окончательного решения относительно формы и методов создания Центрального депозитария… привлечь международных экспертов для предоставления рабочей группе профессиональных консультаций по оптимальному варианту слияния двух существующих депозитариев - ВДЦБ и НДУ».
Нынешняя ситуация, когда в «оргкомитете» по созданию Центрального депозитария полным-полно чиновников и нет ни одного представителя организованного фондового рынка, никому не понятна. И в первую очередь инвесторам. А деньги нам, как всегда, очень нужны. В прошлом году было снова зафиксировано сокращение капитальных вложений в экономику. Конечно, не такое катастрофическое, как в конце 2008-го и в 2009-м, но все равно получился «минус».
В этом году на Грушевского оптимистично пообещали перелом и выход на докризисные позиции по инвестициям в экономику, для чего надо нарастить вложения в развитие основных фондов почти на сотню миллиардов.
Для этого, как справедливо считает премьер-министр Николай Азаров, придется привлекать и «средства европейских, российских, мировых, финансовых структур, иностранных частных инвесторов». Но одновременно Николай Янович почему-то лоббирует проект, повышающий риски для этих же инвесторов.
Озвученные общественности идеи развития фондового рынка по версии НДУ местами очень оригинальны. К примеру, утверждается, что Нацдепозитарий в большей степени готов к выполнению учетной функции, а ВДЦБ - к расчетно-клиринговой деятельности.
Другими словами, предлагается вести учет прав собственности в одном депозитарии, а оформление их перехода - в другом. Это явное новаторство: в мире нет случаев, когда один депозитарий выполнял бы функции учета, а другой - расчетно-клиринговые. Столь экзотическая система сделает невозможным проведение биржевых торгов в непрерывном режиме. Украинский рынок ценных бумаг совсем потеряет и так не слишком высокую ликвидность.
Напомним, что проталкиваемый вариант предполагает принудительную передачу бизнеса из ВДЦБ в НДУ. Или пристегивание 87% рынка к его «более готовой части». То, что все это противоречит как свободе выбора большинства участников, так и Гражданскому кодексу, похоже, несущественные мелочи.
Заодно «в НДУ планируется передать учет государственных ценных бумаг, который сейчас осуществляет депозитарий Национального банка Украины». В мировой практике оная схема встречается исключительно редко. Передавать эти функции частным компаниям не принято. Так что это - еще один эсклюзивчик.
Также пообещали, что «оргкомитет в ближайшее время соберется и окончательно утвердит соответствующий проект закона о централизации депозитарной системы». Вот только оргкомитет правом законодательной инициативы не обладает.
Хотя это - не беда, нужные проекты законов формально поступят от других инициаторов. По мнению экспертов, сейчас разыгрывается любопытная «двухходовая схема».
Сначала лидера рынка всей мощью админресурса «удаляют с поля». Что более-менее и происходит. НДУ при этом позиционируют как государевых людей (госпакет 86% акций). Об опыте последнего десятилетия, когда государство годами не могло провести в нем собрание акционеров, скромно умалчивают. Кстати, в ВДЦБ, где доля госструктур превышает 30%, конфликтов с государством как-то смогли избежать.
Но главное не в этом. Уже в ближайшем будущем планируется резко снизить долю государства в НДУ до 50%, и там появятся новые акционеры. Собственно, как раз по результатам дополнительной эмиссии акций НДУ и можно будет понять, кто заинтересован в реализации нынешней схемы.
Вот только представляют ли новые игроки ВСЕ последствия? Столь приятная мысль о принудительной монополизации рынка, похоже, заслоняет небольшой нюанс - с ней приходит необходимость брать на себя и колоссальную ответственность. Центральный депозитарий - это далеко не только шикарный офис, деньги под который можно снова попытаться выбить в Минфине.
Это и еще и многочисленные риски - как юридические, так и финансовые. В мире накоплено много примеров, когда подобные факторы заваливали и более прочные структуры. Только при этом последствия ударят по всем.
Перетягивание одеяла уже и так стоило Украине нескольких лет развития фондового рынка. Начинать же очередную серию разборок, с применением админресурса, - явный путь в никуда.
В искусственно созданный «загончик» и свои битые жизнью инвесторы не очень пойдут, а иностранцев (кроме спекулянтов) не заманишь и подавно. А значит, таки будем иметь неразвитый фондовый рынок и стоимость привлечения ресурсов в разы выше, чем у соседей.
Собственно, вариант урегулирования ситуации достаточно прост и давно известен. Необходимо привлечь, как и советуют международные финансовые организации, независимых (лучше международных) консультантов, оценить стоимость бизнеса (а заодно - и риски). Затем провести в ВДЦБ как самом крупном участнике допэмиссию акций и обменять их часть на акции НДУ по определенному независимым оценщиком коэффициенту.
Ну и для начала - хотя бы престать игнорировать рынок. В состав «оргсовета» должны войти операторы рынка ценных бумаг (в т.ч. и ведущих депозитариев), представители администрации президента, Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и Национального банка.
Да, это займет больше времени, но позволит получить взаимоприемлемый результат. Депозитарий, как смутно помнится, нужен не чиновникам, а инвесторам. В администрирование рынков (и его последствия) страна уже наигралась. Пора и поработать.