Когда городские власти Киева в прошлом месяце решили проложить новый шестиполосный хайвей через парковочную площадку около современного, выдержанного в стиле западного модерна комплекса, посол Южной Африки в Украине, чье посольство находится как раз в этом комплексе, заблокировал дорогу бульдозерам своим «Мерседес-Бенцем».
Посол, господин Деон ван Анчур, заявил, что он протестовал против строительных работ из принципа - городская администрация не только проигнорировала обусловленное дипломатическими соглашениями право посольства на зону безопасности, но и, что еще хуже, даже не удосужилось заранее предупредить посла о намечаемых строительных работах.
И вообще он, как и остальные представители Запада, работающие в Киеве, видит в случае с хайвеем наглядный пример бизнеса по-киевски. Ведь иначе трудно понять, что же именно происходит сейчас с австрийской фирмой «Макулан», специализирующейся на недвижимости. Похоже, все соглашения между ней и городской администрацией о расширении прав «Макулана» на территорию, прилегающую к комплексу, увязли в трясине бюрократических разногласий.
Для небольшой группы западных бизнесменов в Киеве этот эпизод явился наглядной демонстрацией тех ловушек, которые ожидают их в том случае, если они отважатся приступить к реализации крупных инвестиционных проектов в бывших советских республиках, где коррупция в правительстве распространена практически повсеместно и где заниматься бизнесом означает почти то же самое, что и пытаться проскочить между Сциллой и Харибдой.
Даже государственный визит президента Клинтона в Украину споткнулся о проблемы, из-за которых иностранное инвестирование оказалось в тупике. В ходе подготовки к предстоящему визиту, как раз и нацеленному в основном на увеличение притока инвестиций в Украину, украинские чиновники открыто выражали свое беспокойство по поводу того, удастся ли им найти в Киеве помещение, где президент Клинтон смог бы остановиться на ночь. Ведь здесь нет гостиничных номеров, достойных по западным стандартам принять президента и его свиту.
Говоря о истощенной войной столице Грузии, посол ван Анчур заметил: «Если они смогли построить у себя в Тбилиси пятизвездочный отель с сауной, плавательным бассейном и со всеми современными коммуникациями, то почему это до сих пор не сделано в Киеве?»
А потому, что экономика Украины находится сейчас в состоянии свободного падения, которое началось сразу же после объявления независимости, после распада Советского Союза. При Президенте Леониде Кучме, избранном в июле прошлого года, правительство, похоже, приступило к осуществлению радикальных экономических реформ сокращения дефицита бюджета, введения свободных цен при поддержке в сотни миллионов долларов, полученных от Запада. Инфляцию украинское правительство надеется сократить до 1% в месяц, хотя еще в 1993 году она достигала 10 000% в год.
Здесь есть уже некоторые обнадеживающие признаки. За последний год в Киеве открылось несколько новых комплексов совместных предприятий, валютных магазинов, модных ресторанов. Рестораны, большинство которых тоже является совместными предприятиями, особенно популярны среди небольшой, но быстро растущей группки украинских нуворишей. Самозванные Мэрилин Монро настойчиво зазывают посетителей в черно-розовый ресторан, имитирующий обстановку киностудии, а в ресторане, носящем имя Наполеона, бифштексы подают официанты в генеральской форме.
И все же приток зарубежных инвестиций в Украину заметно ниже, чем в другие бывшие советские республики. А когда дело доходит до строительства офиса или отеля, иностранные резиденты теряются перед непредсказуемостью - а что может быть хуже для инвестора - решений городских властей.
«Уже есть десятки предложений инвестировать строительство отелей и офисов, которые так нужны здесь, - говорит один западный бизнесмен, пожелавший остаться анонимным, - но все эти предложения блокированы городскими властями. По-видимому, всем ясно, что хайвей проложен по территории Макулана только лишь потому, что кто-то кому-то чего-то недоплатил».
Взятки - это распространенная, но неявная составляющая бизнеса. И все же многие представители компаний утверждают, что дать взятку в Киеве еще не означает получить гарантию успеха; если кто-то даст больше, то все преимущества достанутся ему.
«Отличительная черта бизнеса в Украине заключается в том, - говорит Борис Дакив, юрист киевского филиала «Бейкер & Маккензи», - что здесь вы никогда не знаете, кто же на самом деле принимает решения». Он говорит, что украинские законы, особенно регламентирующие операции с недвижимостью и частную собственность, неимоверно запутаны, временами противоречивы и всегда непредсказуемы. «Вы никогда не можете быть уверены в том, что соглашение, которое вы заключили сегодня, завтра не будет пересмотрено».
Три года назад «Макулан» заключил с бывшим руководством города контракт на строительство в Киеве первого современного отеля и бизнес-комплекса на месте заброшенных зданий в старой части города. Несмотря на продолжительные переговоры с нынешним правительством, проект оказался замороженным, а киевляне так до сих пор и не увидели ни современного отеля, ни бизнес-комплекса.
Представители «Макулана» отказываются комментировать сложившееся безвыходное положение. Мэр Киева, Леонид Косаковский, заявил в интервью, что проблема вовсе не в том, что город решил обложить «Макулан» дополнительной мздой. Их размолвка произошла из-за того, что компания не смогла удовлетворить архитектурным требованиям, которые предъявлял ей городской муниципалитет.
«Мы готовы сесть за стол переговоров с теми иностранными компаниями, которые действительно хотят получить возможность работать, а не создавать лишние проблемы, - говорит Косаковский. - Существует множество фирм, которые с радостью займут это место, если «Макулан» не в состоянии соблюдать наши правила».
Для сторонних наблюдателей эта стычка стала настоящим развлечением. «За все время своего пребывания здесь я никогда еще не видел, чтобы так быстро строили дорогу, - говорит коммерческий атташе французского посольства о дороге, проложенной вдоль макулановского комплекса. - Решительность мэра на всех произвела огромное впечатление».
Посол Южной Африки в Украине весьма горд тем, что его хорошо освещенный средствами массовой информации протест за рулем своего «Мерседес-Бенца» смутил украинское правительство и заставил его принести свои извинения. «Город также обязан, - заявил он, - сократить количество полос хайвея с шести до четырех для того, чтобы осталось место для зоны безопасности перед посольством».
«Было здорово, - заявил он, - устоять перед бульдозерами. Мэр был в ярости, а я сохранял хладнокровие».
Господин Косаковский по-своему прокомментировал это событие. «Мне бы очень хотелось узнать, как бы повел себя мэр Нью-Йорка, если бы какой-нибудь посол попытался помешать строительству новой дороги по соседству со зданием Объединенных Наций, - сказал он. - Мне почему-то кажется, что он действовал бы немного не так, как действовал мэр Киева».