В Администрации морских портов Украины очередной скандал, связанный с результатами журналистского расследования, проведенного порталом "Наші гроші". Журналисты утверждают, что руководители АМПУ многократно завысили стоимость проведения дноуглубительных работ в порту "Южный". Выемка кубометра грунта обойдется государству в 283,23 грн., хотя в прошлом году большая часть работ по дноуглублению проводилась исходя из "тарифа" порядка 50 гр. За кубометр. "Наші гроші" утверждают, что ни увеличение цены солярки, ни уровень инфляции не дают основания для подобного роста цены.
Эксперты уже неоднократно заявляли, что Администрация морских портов превратилась в наиболее коррупционную в стране госструктуру.
Так, в конце сентября одесские ревизоры выявили, что чиновники подразделений АМПУ в Одесской области необоснованно растратили почти 10 миллионов гривен. Обнаружены финансовые махинации с недополученной прибылью за эксплуатацию причалов, списанием горючего "налево", завышением стоимости строительных работ, а также выплатой налогов и взносов социального страхования. Народный депутат Андрей Вадатурский заявил, что в целом сумма злоупотреблений в АМПУ исчисляется сотнями миллионов гривен.
"Профи из АМПУ на зарплатах от государства так лихо научились выстраивать схемы для "отжима средств" с последующей их "утилизацией" в свою пользу, что большинство клиентов портов чаще всего вынужденно согласиться с этим видом поборов. Не платить - себе дороже. То, что на руководстве АМПУ коррупционного клейма негде ставить - это факт", - говорит координатор движения "Нет коррупции на транспорте" Александр Захаров.
По мнению эксперта, АМПУ не смогли бы проворачивать свои схемы, если бы на то не было молчаливого согласия тех, кто должен пресекать подобные действия - милиции и прокуратуры.
Однако в Мининфраструктуры, похоже, не имеют серьезного влияния на руководство своего же подразделение. Так, первый заместитель министра Владимир Шульмейстер не скрывает, что у него давно возникают вопросы к деятельности данной структуры. В частности, он заявил, что АМПУ продает валюту (почти 1 млн долларов ежедневно) по заниженному курсу. Кроме того, администрация разместила миллиардные суммы в нескольких небольших коммерческих банках. Такие действия руководителей АМПУ в министерстве считают весьма сомнительными. Однако все упирается, как утверждает Шульмейстер в "кадровый вопрос".
Как выяснили "Наші гроші", АМПУ превратилось в удельное княжество благодаря тому, что ее глава Андрей Амелин тесно связан с семьей замглавы фракции "Народный фронт" в парламенте Андрея Иванчука. В частности, Амелин возглавлял сахарный завод, в число учредителей которого входа жена народного депутата Ирина Иванчук.
"Партнерами Иванчука в сахарном бизнесе были братья Келестины из Ивано-Франковщины. Во времена Януковича, когда Иванчук формально вышел из их совместного бизнеса, фирма Келестиных попала под уголовное дело за хищение при поставках сахара государству. При этом уже после Майдана один из братьев Келестиных – Юрий был объявлен в розыск по линии Интерпола, однако он до сих пор не найдет. Также растворился в медийном вакууме второй брат – Валерий Келестин. Однако у самого Иванчука появилась помощница – Марта Валерьевна Келестина", – сообщают "Наші гроші".
Очевидно, высокое покровительство во власти позволяет Амелину чувствовать себя достаточно комфортно и не обращать внимания на постоянную критику в свой адрес.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что АМПУ настолько погрязла в коррупции, что ее проще упразднить. "Информация о финансовых нарушениях и коррупции в администрации морских портов является очередным подтверждением того, что необходимо ликвидировать АМПУ. Ведь ничего не изменилось в деятельности этого предприятия: средства собирают со своих 15-ти филиалов, на разработку проектов их не тратят, а потом разворовывают. Поэтому необходимо кардинально менять эту систему", - отметил народный депутат Андрей Вадатурский.
Но пока о ликвидации предприятия речь не идет. Как и об увольнении самого Андрея Амелина, ведь Арсений Яценюк не признает коррупции среди своих ближайший друзей, в число которых входит и Андрей Иванчук.
Впрочем, вскоре работой чиновников АМПУ могут заинтересовать не только отраслевые эксперты, а отставка Амелина грозит стать вопросом политическим.
Две недели назад Ильичевский порт загрузил на турецкое судно Nazlican 11 тонн ильменита. Груз прибыл в порт с Междуреченского горно-обогатительного комбината. Корабль вышел из Ильичевска 12 ноября в направлении российского порта "Кавказ", также известного как… керченская паромная переправа, соединяющая Краснодарский край и Крымский полуостров.
Ильменит – сырье для "Крымского титана", принадлежащего Дмитрию Фирташу. Раньше его железной дорогой поставляли в Крым с Междуреченского ГОКа . Причем поставки продолжались и после прекращения жд сообщения с полуостровом 27 декабря прошлого года - к предприятию проложена специальная ветка.
В сентябре этого года активисты перегородили "титановую ветку" бетонными блоками. В Крыму запаниковали. 28 сентября глава оккупационной власти полуострова Сергей Аксенов пообещал помочь "Крымскому титану". И, как видим, помог. Руководство АМПУ без лишней огласки начало снабжение крымских предприятий по морю. В надежде, что всесильный Иванчук вновь прикроет? Однако на этот раз, судя по всему, речь идет не о банальной коррупции, завышении цен на тендерах, поборах с участников рынка. Неужели АМПУ при поддержке покровителей из числа "друзей премьера" вступило в откровенный сговор с оккупационными властями Крыма?