18 февраля глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева публично заявила: "В соответствии с нашей программой с МВФ повышение тарифов будет очень резким - на 280% на газ и около 66% на тепло". Это первые официально озвученные цифры будущих тарифов на газ и тепло для домохозяйств Украины.
Причастные к переговорам с МВФ чиновники не говорят о конкретних тарифах в гривневом исчислении, так как цены и тарифы должен установить национальный регулятор – НКРЭКУ. Нацкомиссия сделает это в ближайшее время, так как по договоренности с МВФ новые тарифы должны применяться с 1 апреля. На месяц их введение удалось отсрочить – МВФ настаивал на введении новых тарифов на газ уже с 1 марта.
ZN.UA уже рассказывало об отправных газовых моментах в договоренностях правительства Украины с МВФ (ZN.UA №5, 13 февраля 2015 г., "Нищенские полурадости"). Это, в частности требования кардинальной реформы на основе Третьего энергопакета и достижение безубыточности "Нафтогаза Украины" до начала 2017 г. А также безотлагательное повышение тарифов на газ и теплоэнергию.
Сегодня ZN.UA конкретизирует и несколько восполнит недостаток информации, приведя основные цифры, уже согласованные правительством Яценюка в готовящемся к подписанию Меморандуме с МВФ. Именно на них будет ориентироваться нацрегулятор, устанавливая цены и тарифы на природный газ и тепловую энергию для потребителей Украины, прежде всего домохозяйств.
На природный газ предполагают установить две цены – так называемую льготную и рыночную.
Льготная цена – 3,6 тыс. грн за 1 тыс. кубометров. Она будет действовать для домохозяйств, потребление природного газа которыми не превысит годовой лимит в 2,4 тыс. кубометров. Умножим 2,4 тыс. кубометров на цену (на 3,6 тыс. грн) и получим 8,64 тыс. грн годового платежа. В месяц выходит около 720 грн.
Сегодня одно домохозяйство в среднем платит за газ 100-120 грн. Если газ используется только для приготовления пищи, то оплата от 20 до 35 грн в месяц – в зависимости от наличия или отсутствия счетчика газа (посмотрите в свои платежки). Уже понятнее, в том числе и то, что далеко не всем такие суммы по карману. Но это только присказка.
Для тех домохозяйств, которые не уложатся в лимит потребления 2,4 тыс. кубометров газа в год, предусмотрено резкое повышение цены – минимум до 7178 грн. за 1 тыс. кубометров сверхлимитного газа. Это и будет вторая - рыночная цена на газ для домохозяйств. Добавим к этой цене обязательные налоги, стоимость транспортировки газораспределительными сетями (облгазами) - и рыночная цена для потребителей автоматически увеличивается до свыше 10 000 грн за 1 тыс. кубометров.
Важное уточнение: рыночная цена газа коснется в первую очередь владельцев больших квартир и частных домов. А также практически всех жителей частного сектора, прежде всего в сельской местности, которые используют природный газ для отопления жилья. Повсеместная газификация населенных пунктов Украины сыграла на этом этапе злую шутку…
Утешением может быть то, что в отопительный сезон (это пять месяцев в году) для тех домохозяйств, которые используют газ для отопления (не централизовано, а самостоятельно), планируют предусмотреть ежемесячный лимит - 200 кубометров газа по фиксированной цене на каждого члена семьи (домохозяйства). Будет ли это льготная цена 3,4 тыс. грн за 1 тыс. кубометров, пока доподлинно неизвестно. Но все, что такие домохозяйства сожгут свыше лимита, предстоит оплачивать по рыночной цене, т.е. по 10 000 грн за 1 тыс. кубометров. Со временем – дороже.
Рыночная цена на газ привязана к цене импортируемого в Украину природного газа. И, очевидно, импортируемого не только "Нафтогазом Украины". В феврале НАК закупает, например, самый дорогой, российский газ по 329 долл. за 1 тыс. кубометров (с учетом 100 долл. скидки, действующей до 31 марта – в рамках брюссельського "зимного пакета" договоренностей), в Европе – дешевле 300 долл. за 1 тыс. кубометров. По данным Министерства экономического развития и торговли, Украина импортировала газ в январе в среднем по $ 358,7. Если разделить рыночную "эМВээФовскую" цену – 7178 грн. за 1 тыс. кубометров на 25 грн (курс грн/долл.), то получается, что рыночная цена привязана к цене импортного газа 242 долл. за 1 тыс. кубометров. Такую цену ожидают на газоторговых площадках Европы летом…
Тепловая энергия. Здесь все намного сложнее, а потому еще менее определенно на сегодня. Цена теплоэнергии зависит прежде всего от цены природного газа. Повышается цена газа (будь то газ отечественной добычи, цену на который хотят установить на уровне 1300 грн - это без налогов, или импортный) – автоматически дорожает теплоэнергия. Плюс остальные расходы на ее производство, плюс стоимость доставки теплоцентралями, плюс налоги…
Обогрев 1 кв. м жилья в последние месяцы обходился жителям многоэтажек (именно они получают теплоэнергию централизованно), например, в Киеве в среднем в 10 грн. (в регионах страны тарифы на теплоэнергию значительно разнятся). С учетом выполнения требований МВФ плата за 1 кв. м возрастет, предположительно, в зависимости от цены газа, от 60 до 100 грн. То есть в месяц за отопление в квартире метражом 40 кв. м предстоит платить 2,4-4 тыс. грн. При площади квартиры 50 кв. м, соответственно, 3-5 тыс. грн в месяц. И далее - по восходящей…
Повторюсь, все будет зависеть от цены газа, закупаемого для производства теплоэнергии. Правда, тарифы на теплоэнергию обещают повышать постепенно, до 2017 г. Но, вместе с тем, предупреждают, что описанное выше повышение – это только первый этап даже в текущем году.
Такова реальная цена газа, столько граждане Украины должны будут заплатить за кредиты МВФ.
Плюсы. Экономить газ и тепло начнут даже те, кто располагает средствами для оплаты повышенных тарифов. Программа энергоэффективности жилья станет крайне популярной. Частные домохозяйства станут искать и, хочется верить, найдут альтернативные и конкурентные по цене источники энерго- и теплообеспечения. Энергоаудит и энергосервис жилых домов и производственных помещений перестанут быть абстрактными понятиями. Возобновляемая альтернативная энергетика получит реальный стимул для быстрого развития.
Минусы и риски. Рост неплатежей. Не смогут – при всем желании - резко сократить потребление энергоресурсов те, кто централизовано получают газ и теплоэнергию. Не факт, что предусматриваемых Минсоцполитики и Минфином 12,5 млрд грн на дотации в Госбюджете-2015 хватит всем, кто в них будет нуждаться. Система адресных дотаций, на чем настаивает МВФ, в Украине так и не введена. Действующая система субсидий и льгот крайне неповоротлива и несовершенна, в результате чего госдотации и субсидии получают не те, кто в них нуждается, а те, кто больше потребляет газа и тепла. Местные общины (власти) не смогу существенно дотировать повышение тарифов из своих бюджетов.
Неплатежи за газ скажутся на дефиците "Нафтогаза Украины" и поставят под сомнение удержание его дефицита на уровне 5,8% ВВП в 2015 г. В результате под вопросом окажется выполнение требования о достижении бездефицитности НАКа к концу 2016 г. Нацбанк по-прежнему в интересах "Нафтогаза" вынужден будет "проводить интервенции из валютних резервов страны, а МВФ поможет нам пополнять резервы", - заявление главы Нацбанка 18 февраля. Кредиты, говорите?..
Как сообщало ZN.UA, в 2014 г. Нацбанк продал "Нафтогазу" 8,6 млрд долл. из валютных резервов, дефицит НАКа составил 110 млрд грн. Госбюджет-2015 предусматривает вливания в "Нафтогаз" 29,7 млрд грн (29 декабря значилось 31,5 млрд грн). В январе НБУ уже продал НАКу 500 млн долл., в феврале – 300 млн долл. – "Нафтогазу" и "Энергоатому"…
Не имея возможности выбора поставщиков газа и теплоэнергии, не имея возможности самостоятельно регулировать потребление в многоэтажных энергозатратных домах, не имея европейского уровня зарплат и пенсий, миллионы жителей в Украине становятся заложниками ситуации, потенциальными неплательщиками и кандидатами на субсидии.
Без кардинальных реформ энергорынка и системы ЖКХ, в условиях безусловного права монопольных энергопоставщиков, при непрозрачной системе установления тарифов, начисления и получения субсидий, при очень скромних зарплатах, - при всем этом в условиях войны и разрушающейся экономики страны о ближайшем результате тарифных нововведений страшно даже подумать. Возможно, 20 лет назад, мы бы это пережили несколько легче, как Польша, Латвия, Литва. Но в современных условиях от правительства требуется намного больше, чем только решительность в повышении тарифов.