"Вільна каса"

Поделиться
© Андрей Товстыженко, ZN.UA
Если хотите качественных изменений жизни, то нужно верить людям, берущимся что-то менять, да и самому стоит что-то сделать. Я искренне надеюсь, что после всех испытаний, которые пришлось и до сих пор приходится проходить нашему народу, мы наконец-то начнем жить по-новому. Более того, хотел бы внести свой скромный вклад в становление современного европейского государства Украина - свободного от взяточников, коррупционеров и казнокрадов.

Михаил Бродский

Если хотите качественных изменений жизни, то нужно верить людям, берущимся что-то менять, да и самому стоит что-то сделать. Я искренне надеюсь, что после всех испытаний, которые пришлось и до сих пор приходится проходить нашему народу, мы наконец-то начнем жить по-новому. Более того, хотел бы внести свой скромный вклад в становление современного европейского государства Украина - свободного от взяточников, коррупционеров и казнокрадов.

Ниже приводятся десять наиболее распространенных схем "обилечивания" бизнеса с суммарными "кассовыми" сборами до 4–5 млрд долл. Эти схемы аккуратно передаются от одних чиновников к другим, меняются только флаги и офшорные юрисдикции, бережно хранящие деньги, отнятые у украинского бизнеса. Я надеялся, что новой власти, правительству все же хватит чести не садить своих "кассиров" на старые потоки, а также достанет решимости в разрушении административного рэкета.

Но пока, к сожалению, все повторяется.

Касса №1. Госпотребинспекция

Некая общественная организация пишет жалобу на крупную торговую сеть, рассказывая о продаже контрафактной или несертифицированной продукции. Например, Союз защиты прав потребителей Соломенского района Киева накатал "ябеду" на ООО "ДИЕССА" (сеть "Эльдорадо"), не указав при этом конкретных фактов. Госпотребинспекция поручила своим территориальным подразделениям провести внеплановые проверки. При этом инспекторы не только ищут ответы на вопросы, содержащиеся в жалобе, но и "сканируют" весь спектр возможных нарушений. Это, во-первых. Во-вторых, проверяется вся сеть, хотя для общей картины достаточно провести избирательную проверку, поскольку магазины предлагают единый ассортимент продукции.

В таких сетях бухгалтерия традиционно ведется централизованно, но инспекторы в каждом из магазинов требуют предоставления оригиналов документов. Центральный офис согласен их передать, но порой невозможно сделать это одновременно в несколько магазинов (ведь оригинал-то один) и в нереально короткие сроки, сформулированные проверяющим. Скажу больше, часто контролеры запрашивают документы, не существующие в природе вообще, как то "накладные бухгалтерского аналитического и синтетического учета", ведь законодательством не определен исключительный перечень документов, необходимых для проверки. Некоторые предприниматели жаловались, что инспекторы хотели получить информацию, являющуюся коммерческой тайной, например, конструкторскую документацию.

Можно назвать немало других "ноу-хау" этого ведомства, тянущих на тяжкие статьи Уголовного кодекса. Например, инспекция может запросто запретить к реализации в Украине продукцию известного мирового бренда, продающуюся во многих странах. Причем инспектору для вынесения такого решения не нужно даже проводить никаких испытаний и тестов.

Это "профессионализм", я считаю…

Отдельная история - штрафы. Поскольку четко выписанного понятия "создание преград в доступе представителей контролирующего органа к объекту проверки" не существует, инспектор волен по-своему трактовать этот фактор, как и "своевременность предоставления информации". Только "за создание преград" предприятие может получить штраф, эквивалентный от 1 до 10% стоимости реализованной продукции за предыдущий месяц.

Вы представляете, какие это суммы? Существуют конкретные примеры, когда на несговорчивые торговые сети "по результатам проверки" накладывались многомиллионные и даже миллиардные штрафы!

И все, "вільна каса".

К сожалению, вместо защитника прав потребителей Госпотребинспекция превратилась в инструмент давления на легальный бизнес.

Что нужно сделать:

- предусмотреть проведение избирательных проверок отдельных магазинов, продающих единый ассортимент продукции;

- определить исключительный перечень документов, подтверждающих выполнение субъектами хозяйствования требований законодательства;

- внести изменения в ст. 23 Закона "О защите прав потребителей" в части четкой регламентации понятий и определений постоянного размера штрафа или утверждения методических требований применения процентной ставки размера штрафа в зависимости от тяжести допущенного правонарушения;

- усовершенствовать ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" в части недопущения различного трактования понятия "необходимая, доступная, достоверная и своевременная информация о продукции". Кстати, поправки к этому закону я подавал три раза. Увы!..

Касса №2. Госсельхозинспекция

На этой "кассе" продают "билеты" сразу для нескольких видов бизнеса.

Первый называется "утверждение территориальным органом Госсельхозинспекции актов зачистки". Под видом утверждения так называемых актов зачистки зернохранилищ проводится на самом деле внеплановая проверка, что не согласуется с законодательством. Подменяя понятия "право" и "обязанность" на внеплановый контроль, территориальные органы Госсельхозинспекции по существу вмешиваются во внутрихозяйственную деятельность предприятий. Ведь речь идет о хозяйственных отношениях хранителя зерна и его собственника. Такие права инспекция получила согласно приказу Минагрополитики, тогда как в специальных законах, постановлениях правительства отсутствуют прямые нормы об участии должностных лиц Госсельхозинспекции в утверждении актов зачистки.

Таким образом, без утверждения инспекцией упомянутых актов полноценное функционирование зернового состава невозможно. В итоге в цену договора между зерновым складом и зернотрейдером закладываются интересы контролера. И речь идет о немалых суммах.

Второй тип "билетов" - подмена понятий "мониторинг" и "государственный надзор (контроль)" рынка зерна и продуктов его переработки. Как рассказывают предприниматели, произвольное использование понятия "мониторинг" позволяет должностному лицу контролирующего органа:

- постоянно находиться на зерновом складе - "мониторить";

- не ограничиваться в своих действиях - "проверять наличие пломб на весах и т.д.".

Анализ п. 2.9 ст. 2 Закона Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства" позволяет сделать вывод, что "мониторинг аграрного рынка" не позволяет сотрудникам Госсельхозинспекции постоянно находиться на предприятиях, ибо эти действия подпадают под функции госконтроля.

Что получаем в итоге? Риски так называемого мониторинга закладываются в цену договора зернового состава, то есть зернотрейдер уже во второй раз оплачивает интересы контролеров.

Третий тип "билетов" - проверки магазинов, реализующих сельскохозяйственную (винодельческую) продукцию.

Начну с того, что у Госсельхозинспекции нет законодательно определенных полномочий по проверке сельскохозяйственной (винодельческой) продукции в магазинах. Отсутствуют какие-либо нормативные акты, приказы или даже критерии по соответствующему проведению госнадзора (контроля). Иногда инспекторы, правда, ссылаются на требования Закона Украины "О защите прав потребителей", но этот документ имеет к ним такое же отношение, как и законодательство о культуре. Фактически речь идет об открытом рэкете, только у "бригадиров" имеются соответствующие удостоверения и влиятельное прикрытие.

Честно говоря, многие схемы удалось отменить, но базовые все-таки работают, как ни пыталось Госпредпринимательства с ними воевать.

Что нужно сделать:

- внести изменения в приказ Минагрополитики №661, а именно: оставить ведение количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки на зерновых и зерноперерабатывающих предприятиях и исключить положение об участии должностного лица Госсельхозинспекции в утверждении актов зачистки;

- запретить выход на проверку должностных лиц Госсельхозинспекции под видом мониторинга;

- запретить должностным лицам Госсельхозинспекции осуществлять выездные проверки магазинов сельскохозяйственной (винодельческой) продукции.

Касса №3. Госэкоинспекция

По экологам приведу пока только одну из крупных схем, поскольку газетной площади на все не хватит. Речь идет о предприятиях, совершающих водозабор. Суть схемы такова: предприниматель подает пакет документов на получение соответствующих разрешений на водозабор, но бумаги возвращаются со ссылкой на некомплектность или неправильное их оформление (по формальным признакам, без законодательно обоснованных требований) либо начинается бесконечный круговорот по запросу того или иного подтверждающего документа. Через некоторое время на предприятие начинают массово поступать письма от фирм-сателлитов (коммунальных или государственных предприятий, или обществ с ограниченной ответственностью) с предложениями о помощи в разработке экологической документации и получении разрешений. Услуга, разумеется, стоит денег. Бизнесмен соглашается, фирма-сателлит представляет тот же пакет документов от первоисточника, который (о, чудо!) в этот раз уже является достаточным для выдачи разрешения.

Если клиент оказывается несговорчивым и пытается самостоятельно получить разрешение, то он неминуемо получит немалый штраф за несвоевременное оформление (переоформление, продление действия) разрешения. Контролеры в этом случае действуют мгновенно и решительно.

Что нужно сделать:

- необходимо упразднить разрешительную документацию на забор воды тем предприятиям, которые не пользуются льготами и преференциями, что мне не давали сделать ни предыдущие руководители профильного министерства, ни сегодняшние.

Касса №4. Госэнергонадзор

На законодательном уровне отменен госнадзор в сфере энергоэффективности и энергосбережения. Это прогрессивный шаг, отвечающий условиям современной рыночной экономики, поскольку сам субъект хозяйствования должен быть, в первую очередь, заинтересован в экономии средств предприятия. Но на практике действует множество подзаконных нормативно-правовых актов, согласно которым компания должна разработать соответствующие внутренние документы (например, расчет общепроизводственных норм удельных расходов топлива, тепловой и электрической энергии), которые самостоятельно разработать невозможно даже компании с десятилетним стажем работы на рынке.

Как следствие, предприятие вынуждено обращаться к "придворным" структурам, имеющим разрешение на выполнение этих работ. Такие фирмы разрабатывают техническую документацию, расчеты сомнительного качества, но их уровень удовлетворяет аппетиты Госэнергонадзора. Отказавшиеся воспользоваться услугами "придворных" структур вынуждены платить штрафы.

Что нужно сделать:

- запретить деятельность фирм-сателлитов, усовершенствовать соответствующую нормативную (методологическую) базу, отменив все лишние подзаконные акты.

Касса №5. Государственная служба интеллектуальной собственности

Вокруг службы создаются организации-посредники, навязывающие свои услуги авторам творческих произведений даже при наличии у них заключенных прямых договоров с держателями медиаресурсов. В итоге авторы не получают вознаграждения, а госбюджет - огромных средств в виде налогов.

Из-за существующей модели регулирования рынка услуг в сфере интеллектуальной собственности, внедренной Госслужбой интеллектуальной собственности при поддержке МОН и Минэкономразвития, рынок разделен между несколькими определенными субъектами хозяйствования, аккумулирующими значительную часть его доходов.

Что нужно сделать:

- взять за основу европейское законодательство, необходимый пакет есть в Госпредпринимательства.

Касса №6. ГАИ

ГАИ проверяет предпринимателей, осуществляющих обязательный технический контроль автотранспорта. При этом отсутствуют критерии, согласно которым оценивается степень риска от хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля).

Отсутствие указанного нормативно-правового обеспечения открывает возможности для субъективных оценок и является предпосылкой для возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц ГАИ МВД при осуществлении плановых и внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля).

Что нужно сделать:

- реформировать ГАИ, упразднить МРЭО.

Касса №7. Госгеонедра

В данном случае речь идет о компаниях-недропользователях (например, о предприятиях, осуществляющих добычу минеральных лечебно-столовых вод). Государственная структура обязывает такие предприятия заключать договоры на осуществление мониторинга и научного сопровождения недропользования и, соответственно, оплачивать их. Например, согласно письму Госгеонедр Украины, годовая стоимость проведения работ по мониторингу и научному сопровождению недропользования по одному участку Валякузьминского месторождения подземных минеральных вод ориентировочно составит 65–80 тыс. грн, что является непосильной ношей для малого коллективного предприятия, особенно если учитывать, что общие расходы на проведение геологических экспертиз, получение специальных разрешений и т.д. только для одного предприятия за год составили более 300 тыс. грн.

Что нужно сделать:

- отменить Положение о проведении мониторинга и научного сопровождения недропользования (приказ Госгеонедр Украины от 16 ноября 2011 г. №155 и приказ Минприроды Украины от 11 марта 2013 г. №96) в части возложения на недропользователей обязанности заказывать и оплачивать соответствующие работы, как не отвечающие нормам законодательства в этой сфере (Кодексу Украины о недрах, Закону Украины "О государственной геологической службе", Порядку предоставления специальных разрешений).

Касса №8. Госслужба по контролю за наркотиками

Речь о таком специфическом бизнесе, как культивирование растений, которые содержат наркотические средства и психотропные вещества и обращение которых допускается для промышленных целей, разработки, производства, хранения, перевозки, приобретения, реализации, экспорта и импорта. В ГСКН отсутствует исчерпывающий перечень вопросов, по которым осуществляется государственный надзор (контроль), хотя его наличие предусмотрено ст. 5 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности". Таким образом, должностные лица органа госнадзора (контроля) в ходе плановой проверки могут по своему усмотрению проверять все направления, которые посчитают нужным, с последующей возможностью проведения внеплановой проверки выполнения предписаний и распоряжений об устранении нарушений законодательства, выданных ГСКН Украины.

Что нужно сделать:

- стране необходимы новые правила регулирования этой отрасли, ныне действующие морально устарели.

Касса №9. Министерство здравоохранения

У Минздрава много схем, но главнейшей из них является закупка лекарств за бюджетные деньги. Из-за коррумпированности тендерных закупок импортные лекарства в Украине часто на 60–80% дороже таких же, но продающихся в Европе. Инсулин - на 80%, в два раза дороже противотуберкулезные и противораковые препараты. Если убрать личные интересы руководителей ведомства, то на выделенные бюджетом деньги можно закупать вдвое больше лекарств. Это одна составляющая проблемы. Вторая состоит в том, что протоколы выписываются таким образом, что Минздрав "вынужден" покупать конкретный дорогостоящий препарат вместо нескольких препаратов одной группы.

Причина понятна: импорт лекарственных препаратов - бизнес монополизированный, там крутятся большие деньги, и именно эти монополии формируют поведение чиновников, занимающихся закупками лекарств. К слову, в последнее время ситуация только ухудшилась, и при росте курса на 50% цены в аптеках выросли чуть ли не на 150%. Поэтому премьер и все правительство должны концентрироваться не только на получении займов, но и на не менее насущных проблемах.

Что нужно сделать:

- ввести референтные цены на лекарства;

- изменить протоколы Минздрава, врач должен рекомендовать больному активное действующее (лечащее) вещество, а человек уже сам определяется, отечественный или импортный препарат ему покупать;

- вместо закупки лекарств министерство должно ввести реимбурсацию: больной получает рецепт от врача, в аптеке получает бесплатно лекарство, а государство компенсирует аптеке его стоимость. Никаких тендеров, никаких логистических расходов и рисков хранения.

Касса №10. Укргосреестр

В стране создали сеть админцентров, "единые окна", упростили немало регистрационных алгоритмов, в частности, введение в эксплуатацию объектов строительства. Но… Чиновники все равно умудряются "обилечивать" простых граждан и предпринимателей. Вдобавок людям еще необходимо выстоять в изнурительных очередях.

Что нужно сделать:

- ввести электронную регистрацию по аналогии с эстонской или грузинской моделью.

Я могу долго рассказывать о различных способах обдирания украинцев.

Если кто-то думает, что налоговая начала работать по-иному, то он ошибается. Действуют те же схемы по НДС, исчезли площадки, но появились пираты (ямы-однодневки).

Многие госорганы, пользуясь освобождением от судебного сбора, подают крупные и необоснованные судебные иски к бизнесу, понимая, что не понесут за это никакой ответственности.

Однако десяти базовых схем для одной статьи и так достаточно. Добавлю, что на должности главы Госпредпринимательства я все четыре года активно боролся со многими "кассирами", немало удалось сделать. Некоторые законопроекты годами лежали в парламенте, и часть из них пошла в работу лишь в новом политическом сезоне. Но самое печальное состоит в том, что некоторые члены правительства взялись возобновлять схемы, которые удалось отменить даже при Януковиче: проявляют активность руководители Минздрава, Минэкологии, МинАПК. Как говорится, король сбежал, да здравствуют князья…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме