Уступи место! (реформа в театре)

18 июня, 2016, 14:28 Распечатать

Сбылась заветная мечта всех украинских актеров и режиссеров, десятилетиями считавших себя "крепостными" в репертуарном театре.

Сбылась заветная мечта всех украинских актеров и режиссеров, десятилетиями считавших себя "крепостными" в репертуарномтеатре

Ведь именно этот сезон (который подходит к концу) — собственно, последний сезон бывшей "крепостной" жизни отечественных деятелей сцены (согласно воображаемой ремарке, именно в этом месте —гомерический хохот). На авансцену, наконец, вышла "Реформа". В виде контрактной системы. 

Гора родила документ. Ряд интересных циркуляров о светлом будущем украинской сцены. Как говорил некогда Эркюль Пуаро: "Привлекательность умственной деятельности не знает пределов!". Именно это и касается театральной документации. 

Фактически за год в сфере отечественной сцены должны произойти отдельные изменения и сдвиги, которые освободят бывшую штатную бессрочную зависимость и определят новые критерии и горизонты для театральных деятелей (опять ремарка: задумчивые взгляды актеров). 

Итак, считайте, это что-то вроде 1861 г., когда царь Александр ІІ подписал указ об отмене крепостного права. В определенной степени именно так здесь и сейчас. В основе отдельных реформаторских сдвигов — закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внедрения контрактной формы работы в области культуры и конкурсной процедуры назначения руководителя государственного или коммунального учреждения культуры". Этот закон подписал президент Украины еще в начале года. 

Уточню, сам закон (о контрактной форме работы) предусматривает синергию с другими законами — "О культуре", "О театре". 

А сама театральная синергия провоцирует множество вопросов — относительно работы в условиях контракта — у деятелей отечественного театра. Они адресуют эти вопросы и Минкульту, и своим руководителям. И даже нашему изданию. 

Умышленно избегая казуистики законотворческих параграфов (при желании их можно найти и на сайте президента, и на сайте Минкультуры), попробую для некоторых заинтересованных театралов сформулировать умышленно-наивные, но несомненно актуальные 20 ответов-вопросов. 

— Когда вступил в силу закон о введении контрактной работы? 

— Закон вступил в силу еще 24 февраля. И процесс перехода на контракты должен произойти в течение года, на первом этапе — до 24 августа.

— Какова судьба артистического персонала, до принятия закона работавшего по бессрочному трудовому договору? 

— Судьба такова. Руководитель государственного или коммунального учреждения культуры в течение года должен прервать бессрочный трудовой договор и заключить с этим персоналом контракт. Срок действия которого — от одного до трех лет. Как известно, в статусе бессрочных актеров-"крепостных" значились преимущественно ведущие мастера сцены, народные и заслуженные артисты, основатели театров. 

Отныне — закон для всех один. Играй, твори — от одного до трех лет (это уже как решит руководитель) — и "никаких гвоздей". 

— Что по поводу введения контрактной формы говорят профсоюзы? 

—Предыдущая экспрессия со стороны профсоюзов сменилась на этакую милость, даже снисходительность. В том смысле, что в плане контрактов профсоюзы — почти союзники Минкульта. Хотя они (профсоюзы) и обращают внимание на важные нюансы, предусмотренные трудовым законодательством. 

В частности, руководитель учреждения культуры должен ознакомить персонал с приказом об изменении формы трудового договора за два месяца до заключения контракта. В свою очередь, Министерство культуры Украины обязано обеспечить необходимую нормативно-правовую базу, т.е. подготовить соответствующие подзаконные акты — о порядке проведения конкурса, об утверждении типичной формы контракта и т.п. 

Также профсоюзы не настаивают, но рекомендуют "просвещать" актеров об изменении договорных отношений — под роспись. 

— Как будет осуществляться переход на контракты непосредственно в театрах? 

— Руководитель театра издает приказ о прекращении трудовых отношений с работниками. Соответствующие записи фиксируются в трудовых книжках. И дальше — по плану: подготовка к новой форме работы на основе контракта. Руководитель театра издает приказ о зачислении работников, с которыми контракт заключен. Отдел кадров, в свою очередь, оформляет документы. Трудовой стаж для предоставления отпуска начинается с момента заключения контракта. 

Уточняю, форма контракта распространяется на художественный и артистический персонал, технические работники пока могут работать спокойно. 

— Заплатят ли?

— Согласно ст. 116 КЗоТ устанавливается обязательность выплаты работнику всех надлежащих сумм в день его "увольнения". Все суммы (за отработанное время и компенсация за неиспользованный отпуск) должны быть выплачены согласно законодательству Украины. 

— Если актеры (творческие деятели) не соглашаются на работу в новых условиях по контрактам, что тогда?

— В этом случае руководитель театра может уволить работника, согласно ст. 36 (ч. 1, пункт 6) КЗоТ Украины (отказ продолжать деятельность в связи с изменением условий работы). 

— Должно ли быть письменное заявление "творца" о переходе на контракт, если прежде он был на бессрочном договоре в штате?

— В профсоюзах говорят, что такие заявления нужны. Если же актер отказывается писать заявление, составляется акт. 

— Возможны ли судебные иски при несогласии артистического персонала переходить на контракты?

— У нас возможно все. Впрочем, паниковать оснований нет. Пока — переходный, довольно безболезненный период театральных реформ. Что будет дальше? Увидим. Также не стоит поднимать волну из-за возможного перепрофилирования репертуарных гостеатров в открытые проектные площадки. Если и перепрофилируют, то не всех, и не сразу. Национальным театрам такая участь точно не грозит.

— В чем особенности контрактов для артистического персонала и театральных руководителей?

— В сущности, это две автономные формы трудовых соглашений. 

— Какой "общий вид" контракта для артистического персонала? 

— Около 10 страниц текста. Рабочие версии такого документа в свое время были размещены на сайте Минкультуры. Сейчас окончательная форма контракта дорабатывается. Результат должен быть в июле 2016-го: незадолго до открытия театральных сезонов. Контракт обязательно составляется в письменной форме, оформляется в двух экземплярах (для каждой из сторон). Форма контракта должна быть утверждена приказом Министерства культуры Украины. 

— Предусматривает ли новый контракт (для актеров) защиту их интересов? 

— Согласно действующему законодательству, заключенный контракт должен сохранять все социальные гарантии, которые прежде были даны работнику бессрочным трудовым договором. В случае ухудшения таких условий контракт может быть признан недействительным. 

— Кто в театре будет "главным" после реализации контрактной реформы? 

— Украинский театр фактически получит новую (старую) должность. Директор-художественный руководитель. Или генеральный директор-художественный руководитель — для Национальных театров. 

Таким образом, происходит концентрация власти в театре в одних руках. Предыдущий баланс — директор и художественный руководитель (как два более или менее равноценных крыла руководства театром) — нивелируется. 

С одной стороны, такая форма централизации позволяет избегать конфликтов внутри правящей верхушки. С другой — это форма абсолютной власти в театре. И исключительно от личности нового руководителя (его адекватности, человечности, профессионализма, творческого вдохновения) зависит, станет такая форма руководства авторитарной или сохранит черты гуманной монархии. 

Как известно, есть тревожные примеры — с неадекватами и идиотами, которым отдают всю власть в одни руки со всеми дальнейшими сценическими последствиями. 

Есть примеры и эффективной работы театрального лидера, целеустремленно развивающего художественное пространство с учетом творческих потребностей коллектива и зрителя, а также вызовов современного искусства (лучшие образцы такого руководства: Ивано-Франковский театр им. Ивана Франко, Черниговский театр им.Тараса Шевченко, Херсонский театр им.Мыколы Кулиша, а также столичные Киевский Молодой театр, "Золотые ворота", Театр на Подоле и некоторые др.). 

Если театр, согласно контракту, возглавляет директор (администратор), то в дальнейшем именно он формирует художественную вертикаль и горизонталь, приглашая на должность главного режиссера, осуществляя свою эффективную творческую и экономическую программу. 

Если театр возглавляет "чистый художник" (остались еще и такие), он должен сформировать эффективный экономический и административный блок в театре, чтобы обеспечить не только души прекрасные порывы в афише, но и кассовые показатели.

— В чем особенности контракта для театрального руководителя? 

— Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно введения контрактной формы работы..." в ч. 2 пункта 3 предоставляет право органу управления государственным и коммунальным учреждением культуры в течение шести месяцев прервать с руководителем бессрочный трудовой договор. И заключить контракт с новым руководителем. Срок работы такого руководителя (согласно закону) — пять лет. С возможным продолжением банкета.

Если руководитель уже трудится на своем месте согласно ранее заключенному контракту, его работа продолжается до момента, когда такой контракт теряет силу. 

Назначение театрального руководителя и подписание с ним контракта происходит через конкурсную процедуру (конкурс не предполагается, если учреждение культуры расположено в территориальной громаде с численностью населения до 5 тыс. жителей). 

— Как будет сорганизована конкурсная комиссия для избрания театрального руководителя? 

— Состав такой комиссии предполагает три сегмента. Первый — представители театра (не сами работники, а их делегаты, которым коллектив доверяет). Второй — представители органа управления (Минкультуры, в частности, и департамента культуры, если речь идет о муниципальных театрах). И третий — представители общественных организаций. 

Всего по три кандидатуры от каждого сегмента. 

Предполагается, что такие кандидатуры могут вызвать вопрос: "Что за комиссия, Создатель?". Трудно представить, кому из посторонних доверят важную миссию выбрать своего руководителя актеры труппы — разве что трем инопланетянам? 

Два других сегмента — делегаты органа управления и общественных организаций — обычно будут склоняться в пользу того самого "органа" управления, который и захочет видеть на месте руководителя Х, а не Y. 

К тому же, непросто сегодня говорить об эффективности общественных организаций, когда Союз театральных деятелей переживает не лучшие времена, а новые ростки общественного движения лишь кое-где начинают прорастать, но еще не плодоносят. 

— Кто может претендовать на должность единоличного руководителя тем или иным украинским театром? 

— Это могут быть и нынешние руководители, и прошлые, и позапрошлые. И ведущие мастера сцены (которые пользуются уважением и авторитетом), и даже некоторые киндер-сюрпризы. Скажем, где-то в начале 2017 г. будет объявлен конкурс на должность руководителя Национального театра им. Ивана Франко (когда закончится контракт с теперешним генеральным директором). В таком случае, как мне объяснили в профсоюзах, на должность руководителя могут выдвигаться (далее — в алфавитном порядке): Богдан Бенюк, Алексей Богданович, Михаил Захаревич, Станислав Мойсеев, Анатолий Хостикоев и другие авторитетные мастера... Если они этого захотят сами, и если этого захочет труппа франковцев. Полнейшая демократия!

Для продвижения на кресло руководителя, разумеется, предусмотрена определенная папка документов, свидетельствующих, что будущий руководитель судимости не имеет, но имеет творческий опыт и гениальную творческую программу. 

Мне также подсказывают, что будущий руководитель обязательно должен представить на конкурсную комиссию справку от психиатра... Что очень важно в бурных реалиях нашей сценической жизни. 

— Кто выиграет, а кто проиграет от первых шагов контрактной реформы? 

— Судя по всему, должны выиграть активные 30–40-летние театральные лидеры (таких не много, но они есть). Выигрывают, бесспорно, актеры, на которых держится репертуарная афиша и касса театра. Частично проиграет артистический персонал, работающий в амплуа "кушатьподано". То есть за счет недостаточно занятых актеров будут утверждаться позиции занятых больше, и в репертуаре крайне необходимых. 

Конечно, немало тревог относительно пожилых актеров, старшего поколения, которые, в силу возрастных особенностей и активной контрактной политики, могут повторить судьбу героев известной пьесы Виньи Дельмар "Уступи место!". 

— Как повлияет контрактная реформа на нынешнюю численность театральных трупп? 

— Как говорят некоторые руководители, такие труппы, несомненно, ожидает "сжатие". Что-то вроде "шагреневой кожи" от Оноре де Бальзака. В идеале должно стать меньше и лучше. Но до идеала нам далеко. 

— Как повлияет контрактная реформа на численность и востребованность учебных театральных "фабрик" в Украине? 

— Арифметика подсказывает, что с введением реформы актеров на рынок должны "выпускать" меньше, чем сегодня. Ведь суровые реалии контракта многих из них сделают потенциально безработными. 

Впрочем, наша сценическая жизнь зачастую за пределами арифметики и логики. Наборы на актерские факультеты в разных городах снова будут раздутыми, гигантскими. Все ожидания внеконтрактных театральных актеров — на сериалы, антрепризы, корпоративы. 

— В какой степени украинская контрактная реформа синонимизируется с европейскими театральными реалиями? 

— В разных европейских странах весьма отличные формы организации театрального дела. Свои законы и свои порядки — в Германии, Франции, Польше. Более разветвленная и даже более демократичная система — в Великобритании. Наши нынешние маневры (возможно) более всего близки к Венгрии. Или к РФ, где, скажем, О.Табаков или Т.Доронина — полноценные театральные монархи с соответствующими полномочиями на основе собственных же контрактов. (Тема европейского опыта руководства разными формами театров будет раскрыта в ближайших номерах ZN.UA). 

— Выиграет ли искусство театра от контрактной реформы? 

— Выиграет. Если будет хорошо играть.

 

(Особая благодарность за консультацию по вопросам контрактной реформы Профсоюзу работников культуры Украины и художественным руководителям украинских театров). 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >