В психбольнице смотрят больные утром по телику новости. Один вдруг хлопает себя по коленке:
- Хорошо, что я в психушке!
За его спиной санитары друг другу: - Да... Этот, кажись, выздоровел.
Анекдот сей, как и множество других подобных историй о "психах", отражает стойкое убеждение постсоветского украинского обывателя, что он окружен душевнобольными. При этом сам он, вне всяких сомнений, является образцом психического здоровья и здравомыслия. Обычное самоутверждение за счет унижения других.
И глядя в тот же пресловутый "телик", практически невозможно думать иначе. Слишком велика разница между воображаемым представлением о нормативном поведении (сформированном преимущественно на базе классических литературных источников, начиная с "Кобзаря") и обыденной действительностью - со всей ее пьянью, ложью и матерным языком как первым государственным.
Тем не менее, Украина вполне "має таланти" не только в телевизоре. В стране все еще живет изрядное количество даровитых, талантливых и, что вполне вероятно, даже гениальных людей. Предполагается по умолчанию, что все они нормальны.
Украинская психопатологическая картина заурядна и ничем особым на мировом фоне не выделяется. Болезнь душевная, как она есть - это серьезно и сложно, но это результат биологических изменений в организме, и никакой связи с политической дурашливостью и медийной "чернухой" здесь не наблюдается. Увы. Рост заболеваемости есть, но во всем мире с середины 90-х годов прошлого века вообще все показатели удвоились. Помимо объективных причин еще и потому, что в современный классификатор болезней стали записывать даже такие состояния как детский гнев и любовь. Тем не менее, никакого специально-украинского, политзависимого умопомрачения не существует. Есть просто растущее количество негодяев и терпил, периодически меняющихся местами. Черты поведения, похожие на болезнь, сформированы жаждой выживания при полном отсутствии морали.
Хотя прежде, чем окончательно оставить тему роста/не-роста душевных заболеваний в Украине психиатрам, следует все же заметить: какой бы статистическая украинская цифра ни была, есть повод считать ее заниженной, так как это сразу дает людям категорию инвалидности. А власть на этом, как и на всем остальном, пытается экономить. Исследования же нетяжелых форм расстройства психики у нас, похоже, вообще не проводятся. Поэтому поговорим о настроении "всеобщего безумия".
Приспособление людей к происходящему всегда индивидуально. Большинство справляется. Но если человек сентиментален и/или плохо подготовлен к реальности, он не может адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У него сложности с развитием и поведением. Но это точно не о нас: индивидуальная практичность украинцев, бытовая смекалка, хитрость (и, не побоимся этого слова, корыстолюбие) весьма далеки от бытовых представлений о "невменяемости".
Норма - это стандартная модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры. Существует ли в украинской культуре этот самый стандарт поведения? В городском измерении - вряд ли. Сельская культура, регламентированная сельскохозяйственными, деторожденческими и прочими природными циклами как раз и предполагала разные, зачастую противоположные способы поведения человека в зависимости от внешних обстоятельств. Перенесенная в город, утратившая рациональные, природные корни, эта культура стала фольклором, диковинным и непрактичным. А первая и, пожалуй, пока единственная успешная попытка адаптации сельской ментальности к городской получила печально известное название "розстріляне відродження".
Всемирная организация здравоохранения сформулировала критерии психического здоровья: - У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического "Я".
В Украине наблюдается постоянный разрыв исторической преемственности с целью избежать ответственности за прошлое и необходимости действовать в настоящем. - Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
Украинская политика до одурения скучна и однообразна. Ее персонажи различаются лишь полом и возрастом, но драматургия одна и та же. При этом "зритель"-избиратель на схожие поступки реагирует совершенно по-разному. - Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к ее результатам.
С этим, похоже, вообще хуже всего. Нам должны все, а мы - никому, все вокруг виновны во всем, кроме нас. - Соответствие психических реакций социальным обстоятельствам и ситуациям. То есть, проще говоря, адекватность.
С этим тоже не очень. Мы радостно пинаем "дохлых львов" и панически пугаемся тявканья политических шавок. - Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.
Какие-то зачатки этого, в виде разных общественных инициатив, возникают вопреки яростному сопротивлению бюрократии. Жесткий дерибан в верхах власти неожиданно дал понять низам, что им точно уже ничего не перепадет, и поэтому самоуправление как философия выживания, по крайней мере, присутствует хотя бы в головах. - Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.
Ну что тут скажешь? Банальное - "как можно что-либо планировать в наше время"? На сбычу мечт нет денег. Но очень мало кто уезжает в глушь от огней большого города и умеряет аппетиты, возбужденные коммерческой рекламой и обычной завистью. - Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Это как раз в продолжение предыдущего тезиса. Ничто не указывает на то, что у народных масс есть такая способность. Есть вечное нытье, сетование на обстоятельства, коему придумано даже меткое название - "скиглінг". У всех этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Но по ним картина вроде безрадостная. А по факту ничего такого особо не диагностируется. Искусство мгновенно спрятать сало, самогон и автомат передается из поколения в поколение.
В любом относительно здоровом (с социальной точки зрения) обществе есть примерно десять процентов авантюристов, не считающихся с реальностью, и столько же хронических паникеров. Основная масса звезд с неба не хватает, но достаточно хитра, чтобы не рисковать по непонятным для нее поводам. Но в украинском обществе авантюристы из поколения в поколение ликвидировались системой, а нытики, наоборот, ею же поощрялись и подкармливались, включая журналистов из разных "пулов". Таким образом примерно пятая часть "не таких" начала состоять из "скиглящих".
А если в системе есть 20 процентов какого-то однородного явления, то процессы, вызванные им, становятся основополагающими, и зачастую необратимыми. Этот процесс выглядит именно как "безумное поведение": дезориентировка в окружающем мире при сохранении всех основных навыков, повышенная болтливость и суетливость, чувство страха, тоски, злобы, бред преследования и галлюцинации устрашающего содержания (преимущественно зрительные). Контент социальных сетей вкупе с телевидением довольно точно передают все эти состояния. Дополняет картину затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений. То есть мы очень не любим вспоминать, в частности, какие кредиты доверия выдавали предыдущим политиками, как они нас "кидали", и как мы повторяли то же самое вновь и вновь. Из-за этого состояния "сумеречного сознания", временного, как хочется надеяться, помрачения и возникает ощущение всеобщей клинической неадекватности. Но это всего лишь ощущение.
А что же молчаливое, здоровое, талантливое, вменяемое, молодое меньшинство? Оно стойко ориентировано на Запад, но отнюдь не в смысле ценностей, а как на рынок труда. В связи с тем, что новые члены Евросоюза из Восточной Европы лишь недавно получили полные трудовые права, уравнявшие их со "старыми европейцами", они усилили трудовую миграцию на север, увеличивая у себя дома спрос на рабочую силу. Поэтому английский и прочие евроязыки учат рьяно, изучают родословные на предмет возможного получения иного гражданства. Другая их часть, постояв некоторое время у муляжей "социальных лифтов" и поняв, в чем дело, пополняет ряды политических радикалов. Но если в течение двух лет у них ничего не получится, они быстро остынут и примкнут уже к тем, кто норовит уехать. В женских рядах опция "выйти замуж за богатого/иностранца" тоже лидирует в перечне перспектив личностного роста.
Сумеречность не драматична, а удобна. Воровать легче. У всех все пропало, а виноватых нет. Вот в одном селе на Житомирщине люди сетуют на отсутствие дороги. Действительно, чудовищные ямы при въезде. Но дело в том, что в 90-х они свою старинную булыжную дорогу взорвали с помощью ворованной на карьерах взрывчатки и продали булыжные камни на фундаменты городским чиновникам. Виновата в их бездорожье, конечно же, власть. Правда, уже не помнят, какая именно.
Психи? Да нет, денежки-то удачно разместили. Пропили…