Иногда мне звонят специальные люди с радиостанций и живо интересуются: "А как вы прокомментируете?..". Комментарии эти, к сожалению, должны касаться стратегически важных культмассовых явлений. Евровидение или талант-шоу, телерейтинги или телемура о Зыкиной. И совершенно никого не волнуют критические комментарии (или попросту личное мнение) - о премьере фон Триера или Чеховском международном фестивале. На этот порыв мне тупо затыкают рот ожидаемыми аргументами: "Народу это не нужно!..". Мол, у народа свое изъЯвление "подсознательного". И он сам знает, что выбрать на гарнир, а что - на десерт.
Ну, вот и выбирают. А я "комментирую".
На ведущем телеканале наш народ, наконец, выбрал "голос" країни. В рамках одноименного лицензионного талант-шоу. Лучшим "голосом" объявили милую светловолосую одесситку Аню Ходоровскую. Ей всего 19. Но контракты - уже с мокрыми печатями (плюс обещания записи песен в престижных студиях). Конкуренты у девушки были достойные. Настырные украинские парни. И даже один темпераментный сильноголосый грузин… Вызвавший смуту в рядах патриотов. Мол, это же "голос Кавказа"! И вот народ Украины потянулся к мобильникам, чтобы поддержать… Свое. Слабый пол. Хрупкий цветок. Наш терпеливый телезритель, должно быть, порядком подустал от батальонов наглых фанерных блондинок, оккупировавших музканалы. И когда случайно обнаружил трогательную одесскую Сольвейг, поющую своим голосом (ну и что, если в вокальном плане не Селин Дион!), то уже никто ни секунды не сомневался. В общем, поддержали хрупкость и скромность. И пожелали ей исключительно "сильной руки". Которая, очевидно, и поведет эту принцессу в сказочный мир шоу-бизнесовых злодейств?
Незачем судить-рядить, насколько объективен и оправдан именно этот "выбор народа". И насколько именно этот "голос" способен презентовать вокальную мощь разноголосой страны. Никакого смысла в сомнениях нет. Сотни раз приходится напоминать: технологии подобных форматов - это (всего лишь) "игры на деньги". И игры на рейтинг. И с какой стати миллиардерам-трудоголикам, содержащим свои телеканалы, дополнительно потеть и напрягаться, продвигая на сцены (в эфиры) десятки мелькнувших в той или иной программе аматоров? Это же все - мотыльки. Кумиры на час. Винтики-гаечки ненасытного шоу-агрегата… Требующего из сезона в сезон новых жертв. Так что получили свои деньги (или обещания) - и по домам. Преподавать физкультуру в Херсонской области. Или, в лучшем случае, громко петь в ресторане. (А вдруг потом кому-нибудь и улыбнется счастливая шансонная судьба С.Михайлова или Г.Лепса?).
Ну, а чуть раньше - на конкурирующей телекнопке - тот же народ с тем же надрывом выбирал себе очередных кумиров. Под грифом "самые талантливые!" во всей Украине. Представьте, итоговый выбор оказался до смешного предсказуемым. Тысячи людей трезвонили или слали смс "за" вокально-приблатненный ансамбль "Лисапетный батальон". Двенадцать разбитных псевдофольклорных "бабонек" (этим словом любит щеголять приснопамятная певица И.Аллегрова) прекрасно знали, "куда" они едут. И ни секунды не сомневались, что вернутся в свою Хмельницкую область (село Скала Подольская) - к мужьям, односельчанам, крупному рогатому скоту - с выдающейся победой. То есть с миллионом за пазухой (от В.Пинчука). Как говорится, и на скале растут деревья.
Певческий "батальон" не хуже продюсера В.Бебешко знает, чем народ охмурить. И, так сказать, по новой "выявить" его подсознательные творческие порывы. Ведь репертуар и образы двенадцати тружениц - самое "то". Для самого широкого слоя. Это китчуха, перелитая за края граненых стаканов. Это дуркование, превращенное в претензии на народность. И, как правильно заметил один человек, это попросту - сводный хор из двенадцати верок сердючек. Кто еще нужен народу в телевизоре помимо кривляющихся масок? Эти образы и приподнимают как бы "умного" зрителя несколько выше - в его же собственных глазах. Над его собственной пустой головой. Человеку с телепультом в зубах не нужно напрягаться, выбирая между умными и красивыми, между талантливыми и, прости Господи, гениальными. Между человеком, блистательно укротившим "кубик Рубика" и человеком, который хотя бы попадает в ноты. Тут ведь обратный осязаемый выбор. Между собой, дураком, и тем, кто этого дурака агрессивно изображает. Между тупым и "еще тупее".
Призываю ряд наших умных ученых снова засесть за труды на тему: "Китч как смыслообразующий стержень эстетического самоопределения современного украинского общества".
Так ведь и имеем то, что имеем. Китчем затыкаем все дыры. Китчем оправдываем даже то, что нуждается не в оправдании, а в бичевании. Здесь я обязан привести правильную цитату из уст остроумного и талантливого петербургского критика Татьяны Москвиной. Вот что она думает по поводу массового сознания и бессознательности масс: "Диктатура масс, как правило, - это диктатура невежества. Ее не свергнешь ничем. Тот тип культуры, когда избранные творили, а профаны внимали, уходит в прошлое. Уходят талант, вдохновение, оригинальность. Массы выбирают сами. И выбирают похожее и подобное, а не особенное и оригинальное…". Это - аксиома. Так было и так будет всегда.
Впрочем, "диктатура масс" не всегда склоняется только к пошлости или безвкусице. Существуют показательные примеры, когда народное волеизъЯвление предполагает варианты и более мягкого, даже гламурного, китча. Как, скажем, в случае, с нескончаемым турецким сериалом о Роксолане ("Великолепный век"). Украинский телеканал, доносящий миллионам благую весть об интригах рыжей невольницы, недавно пошел на беспрецедентный программный маневр. "Плюсы" просто зацементировали свой праймовый эфир пряным заморским кино. Начиная с пяти вечера аж до ночи. В антракте, правда, оставили щель для жизнеутверждающих новостей: кровь, криминал, кошмар.
Почему же так взлетают рейтинги? Странные люди, и вы еще спрашиваете? Это же образец качественного (!) телевизионного, хоть и длинного кино. Мало того, что все костюмы ладно пошиты, и декорации не падают героям на головы. Так ко всему их артисты хотя бы глаза убедительно "таращат".
Это же не местный халтурный ширпотреб, в котором из прайма в прайм конницей скачет украино-российский актерский "батальон". Требуя за съемочный день сотни долларов.
Так что Роксолана - это победительница тьмы. Временно отвоевавшая себе выгодное место посреди российского сериального безобразия.
А ко всему у слабой зрительской половины срабатывает еще и эффект "идентификации". Это же "наша", в далеких турецких лабиринтах, всех врагов одолела! Стало быть, знай наших!
В общем, искренне хочется пожелать самой благодарной части телевизионного электората, домохозяйкам, возврата "светлых" вечеров… Когда вослед Роксолане к ним на кухни снова вернутся родные и любимые марианны, простомарии, дикиерозы. Ведь воля народа - непредсказуема. А выбор народа - только лишь "зеркало", в котором сам народ отражен.