Уже несколько лет на украинском ТВ активно работает «кузница талантов». Разные каналы посредством талант-шоу («Х-фактор», «Голос країни», «Україна має талант», «Фабрика зірок», «Танцюють всі!» и т.д.) выпускают в большой мир десятки одаренных молодых людей. На три месяца им дают «путевку в жизнь» - мгновенная слава, телеузнаваемость, ухаживания стилистов-имиджмейкеров, восторги поклонниц в подъездах. А после… У кого как…
* * *
«Молодым дарованиям нужно обуздать свою жадность»
Что думает о «шоу» и «талантах», а также об их последствиях для неокрепшей психики юных дарований психолог? Виктор ГРЕЧАНОВСКИЙ (врач, кандидат медицинских наук, психотерапевт) не понаслышке знаком с подобными проектами, а в некоторых выступает даже консультантом.
- Виктор Николаевич, есть ли, на ваш взгляд, «психологическая проблема» для молодых людей в том, что они мгновенно появляются на ТВ-экране в талант-шоу (на три месяца), а затем многие из них резко исчезают, растворяются в безвестности?
- Полагаю, данная проблема существует. В истории эстрады и кинематографа есть примеры, когда человек, попав в раннем возрасте в «звезды», далее стремится соответствовать «звездным ожиданиям», которые часто не оправдываются. Индивид, попадая в некую «богему», круто меняет свой образ жизни, становится вовсе не таким, как его сверстники, одноклассники, однокурсники. Его уклад жизни резко меняется, он может переехать из одного города в другой или попадает в другую страну. И поскольку человек - молодой, то он все впитывает как губка, поскольку более впечатляемый, внушаемый. Сколько продолжается талант-шоу? В среднем несколько месяцев, и для организаторов шоу разные молодые люди могут быть лишь подходящим материалом. Как глина или мрамор для скульптора. Нужное - добавляется, ненужное - убирается (с точки зрения продюсера или спонсора). Но далее такому человеку нужно жить с некими новыми «неродными» качествами. И, соответственно, не у всех хватает внутреннего ресурса, некоторой гибкости и эластичности, чтобы сохранить или вернуть себе «былые части» личности, то, что изначально было аутентичным и подлинным.
Соответственно, данный стресс может быть - одновременно - как благоприятной возможностью, так и опасностью. И предсказать заранее, чем он обернется, сложно. Ведь человек круто изменил образ жизни. Ранее жил в городе N, потом попал в столицу. В телепроекте участвовал несколько месяцев, после крутой телепопулярности в свой город возвращаться не хочет и начинает прилагать усилия для того, чтобы остаться, удержаться на плаву.
Вопрос: а чем он платит за все это? Он становится деревом, пересаженным из родного питательного грунта в другую почву. А ведь не все в Киеве хорошо приживаются. Иногда успех и слава чреваты опасностями. Вспоминается манифест Льва Толстого, который он сформулировал еще в свои 18 лет: «Не изменяй образа жизни, если бы даже ты сделался в десять раз богаче! Не позволяй себе расходов, делаемых для тщеславия!».
Но молодой артист уже сам себе не принадлежит. Знаете, недавно проводили анализ историй жизни людей, которые выиграли большие деньги в лотерею… И встречаются люди, которые потеряли все, даже то, что у них было до выигрыша. Просто в итоге им было нечем платить за жилье.
Люди в возрасте до 20 лет в подавляющем большинстве не сформировали свою собственную внутреннюю систему ценностей и целей. И качества личности у них часто являются заимствованными или привнесенными извне новой средой, новыми «учителями» и «родителями» (из числа деятелей шоу-бизнеса). Здесь как раз возможен драматический излом ценностей, дезориентация в целях и способах их достижения. Мир может буквально перевернуться «с ног на голову».
Вспоминается кризис 2008-го, когда деньги не очень ценились, многое можно было легко получить в кредит. В итоге люди до сих пор расплачиваются за «доступные» долларовые кредиты. Похожая ситуация может наступить и с молодым человеком: сначала избыток всего, а потом недостаток, в итоге возможен личностный кризис, инфляция собственного «Я», когда таланты были вначале переоценены, а затем резко обесценились….
- Что в первую очередь вы посоветуете тем молодым, которые решили стать артистами и хотят испытать себя в талант-шоу?
- Первое - попытаться обуздать собственную жадность… В отношении популярности, материальных благ, каких-то других возможностей... Надо понимать: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Второе - не стоит прельщаться быстропроходящей славой. А понимать: если вас выбирают, то, возможно, в этом не столько ваша заслуга, а просто удачно сложившаяся конъюнктура и прихоть продюсера, режиссера, сценариста, быстропроходящие симпатии зрителей.
Не нужно приписывать себе чрезмерные заслуги. Нужно воспринимать все спокойно: то, что сейчас дано, может быть в одночасье отнято. Я такой, какой есть, но эта ситуация, конъюнктура оказались для меня более успешными, то есть надо понимать, что успех может быть очень временным явлением..
Третье - нужно как можно спокойнее относиться к неудачным попыткам. При этом понимать: если есть цель и желания, то подобные попытки могут быть продолжены и стать успешными в итоге… Томас Эдисон, который изобрел электрическую лампочку, предпринял более 2000 попыток, прежде чем достиг цели! Если бы он остановился на 1999-й попытке, ничего не добился бы.
В этом смысле есть золотые правила богатейшего человека планеты Уоррена Баффетта: 1) живите как можно проще; 2) не делайте того, что советуют другие, просто слушайте их и поступайте так, как считаете правильно, даже если это противоречит всему, что вам советовали… 3) управляйте своей жизнью сами, это ВАША жизнь, а не ЧУЖАЯ!
- Могут ли талант-шоу - в Украине и в мире - взращивать подлинных артистов, а не участников телевизионных игр, которых регулярно видим на телеэкране?
- Можно сделать анализ историй жизни участников шоу. Посмотреть, какой процент участников этих шоу в итоге стали профессиональными артистами, исполнителями, творческими людьми? Думаю, это небольшой процент. Ведь в шоу работает принцип: цель оправдывает средства. Задача подобных шоу - увлечь зрителей игрой, чтобы рейтинг передачи повышался и наполнялся рекламный бюджет телеканала. Этим «телемиром» движет выгода, поэтому задание любого шоу - удержать зрителей у телеэкрана всеми возможными способами.