«Х-фактор» на сегодня — один из самых рейтинговых продуктов в сезоне. Его доля почти в два раза выше среднего показателя СТБ.
Величину рейтинга объясним по-простому: более четверти населения Украины во время каждого эфира шоу настраивают телеприемники на один канал...
Здесь и там
Формат «Х-фактора», как и его стоимость и «правила» реализации, — коммерческая тайна. Говорить можно лишь о принципах адаптации.
Но это, в общем, очевидно и зрителю… Типажи участников — там и тут — существенно разнятся.
Но идея та же: певческое шоу для всех желающих, участники разделены на четыре категории — солисты до 28 лет, солистки до 28-и, категория «исполнители старше 28» и коллективы.
Формат, казалось бы, выдержан даже в каких-то слабо ощутимых мелочах. Как, скажем, состав жюри. В британском Шерил Коул и Данни Миноуг: первая — экс-вокалистка умеренно популярной в Британии группы Girls Aloud, вторая — сестра звезды с мировым именем Кайли Миноуг. Формат жюри выдержан в том смысле, что о Елке, Сереге, Соседове чуть ли не половина зрителей «X-фактора» впервые узнала благодаря талант-шоу.
Можно много и красиво рассуждать о том, что «X-фактор» (и остальные телешоу подобного ряда) развиваются по сценарию «истории о Золушке», но при переводе этой сказки на родной язык оказывается, что ее финал переводчик неизбежно перевирает. И вина в том, разумеется, не переводчика, а отечественной культурно-развлекательной среды.
Для примера: победительница третьего сезона британского «X-фактора» Леона Льюис колесит по миру с концертами и не оставляет первые строчки европейских хит-парадов. А наиболее удачливые победители прошедших в Украине талант-шоу хорошо, если хотя бы раз в год дают концерты на престижной площадке. Остальное время путешествуют по стране, выступая на юбилеях промышленных компаний и днях бухгалтеров.
Самая частая фраза, которую слышат по телефону украинские концертные директора: «Здравствуйте, мы бы хотели пригласить вашего артиста на нашу корпоративную вечеринку!». Выступления на корпоративах — и есть рутина жизни для отечественных поп-звезд. Все остальное — форматные песни для радиостанций, форматные клипы для музыкальных каналов — не более чем неизбежная бутафория, без которой не видать даже такого ангажемента.
Андрей Хлывнюк, вокалист группы «Бумбокс», как-то справедливо заметил: «Тебя раз показывают в новогоднем музыкальном фильме, и следующие полгода можно по поводу гастролей не переживать — люди, отвечающие в компаниях за корпоративы, тебя обязательно вспомнят».
Это лирическое отступление было не особенно изящной подводкой вот к чему: стоит ли таланту прорываться через барьеры телеконкурсов, чтобы, пополнив ряды украинских поп-звезд, стать еще одним артистом, 90% гастрольной жизни которого занимают корпоративные праздники?
Стоит ли быть звездой шоу-бизнеса, если такового, в общем-то, нет?
Отговорка, мол, на корпоративах тоже люди, которые, скорее всего, и есть поклонники творчества нашего артиста, не работает. Это не совсем честный (вернее, совсем нечестный показатель). Даже эксперимента проводить не нужно, чтобы выяснить: в любом крупном городе собрать зал на три и выше тысячи человек (заплативших за концерт деньги), в стране могут «Океан Эльзы» и упоминавшийся «Бумбокс».
Другими словами, выходит, что есть какой-то дичайшей величины разрыв между тем, что предлагает отечественный шоу-бизнес, и тем, за что люди действительно согласны платить.
Сеть
Не секрет, что огромное количество людей развлечения из телевизора давно не устраивают. Собственно, эти люди были всегда. Но до недавнего времени не имели коллективного голоса. Сама идея пусть и безмерно талантливых, но зажатых в рамки формата артистов, появляющихся промышленным способом («Х-фактор» и далее по списку), претит сути искусства.
Более того, она претит не только заумным интеллектуалам, но и, как выяснилось, той категории зрителей, которую принято обзывать «широкими массами».
Глобализация искусства идет полным ходом: от мира современной живописи до мира современной литературы.
Форматные телешоу вроде «Х-фактора» — форпосты этого процесса.
Но вот в чем дело: на форматных выпускников талант-шоу по большей части смотрят исключительно, как на светских персонажей. Да, их знает страна… Да, они, несомненно, артисты… Но в подсознании вертится опасное утверждение, вроде искусственная елка тоже елка, но все-таки не до конца. Виной тому «формат» — категория, в искусстве, несуществующая.
Телевидение до недавнего времени было главным каналом информации и развлечений. Причем с авторитарной односторонней связью. Но в последнее десятилетие коммуникационный мир стремительно изменился. Оказалось, обратная связь существует. Она ширится семимильными шагами. Глобализации искусства миллионы заинтересованных людей дали обратный ход. Огромная масса людей, которая раньше была разрознена, теперь находится в одном информационном поле. А телеканалы все больше представляются огромными малоповоротливыми лайнерами.
Речь об Интернете. Самом (на данный момент) «народном» средстве коммуникации.
В этом году Марку Цукербергу — создателю самой популярной социальной сети «Фейсбук» — журнал Time присудил звание «Человека года». Понятно почему. Личные странички на «Фейсбуке» имеют полмиллиарда человек. То есть каждый четырнадцатый житель планеты.
В Британии им пользуются 62 процента населения — почти две трети. На прошлое Рождество британцы собрались в «Фейсбуке» и сместили с первого места национального хит-парада очередного победителя «Х-фактора»… Дружно проголосовав за группу Rage Against the Machine.
Кажется, этот демарш оказался первым массовым предупреждением формату: связь нынче двусторонняя; нас явно больше, и мы можем влиять на то, что вы пытаетесь сделать с искусством!
По поводу «глобального телевидения» стоит отметить важную вещь: снижение рейтингов общенациональных каналов. Тенденция эта общемировая. И как бороться с ней, пока не придумали.
Весомую часть в этот разлад механизма внес Интернет. Он куда мобильнее, скоростнее, честнее и универсальнее.
Некоторые сходятся во мнении, что выход телевидения в том, чтобы создавать нишевые специализированные телеканалы. То есть брать на вооружение «Теорию длинного хвоста» Криса Андерсона, главного редактора журнала Wired. Суть ее в том, что люди больше не хотят потреблять усредненные продукты. В искусстве, как и в экономике, покупателей все меньше устраивают «вещи для всех». Хотят — товар под себя. В итоге нишевые прибыли перекрывают прибыли форматных продуктов.
Понятно, что украинские интернет-реалии пока не могут конкурировать с реалиями Европы и Америки. С другой стороны, еще каких-то сорок лет назад было принято ходить друг к другу в гости смотреть телевизор — то есть дайте только время.
Впрочем, как показал недавний случай на украинском
«Х-факторе», мощностей уже вполне хватает… По сути, отечественные пользователи сети вернули на шоу одного из выбывших участников — Александра Кривошапко. Четверо судей решили, что он «не талант» (не формат). И тысячи зрителей с ними не согласились. Десять лет назад авторитарность сработала бы четко. Теперь, что замечательно, — нет!
Оказалось, те самые «широкие массы», которые «едят, что дают», имеют голос. И они могут об этом громко заявить. В конце концов, благодаря их вниманию к шоу, у канала и повышается стоимость тех самых рекламных секунд… Словом, востребованная ниша победила общий хит продаж.
Вряд ли уже назрела война «Интернет против телевидения». Это было бы поверхностно и банально.
Просто нужно отдавать отчет, что культурное поле нынче, с одной стороны, однородно, а с другой — совсем не однозначно. Маргинальный артист имеет столько же возможностей пробиться к публике, как и коммерческая поп-звезда.
Имеет потому, что в Интернете нет навязываемого формата. Нет «фабрики»! Тут каждый отвечает за себя. Все прозрачно и довольно объективно.
Объективно настолько, что та самая коммерческая поп-звезда (если она действительно чего-то стоит), уж точно не пропадет. Маргинальный артист никогда не переберется выступать из полуподвальных клубов на стадионы, но он хотя бы имеет возможность быть услышанным…