Андрей АЛЕКСЕЕВ
Количество банков, которые с начала 2014 г. были признаны неплатежеспособными и выведены с рынка, уже приближается к полусотне. Причем в этом списке как мелкие финучреждения, так и крупные системные, которые имели колоссальное значение для стабильной работы банковского сектора. Их банкротства привели к появлению огромной армии вкладчиков, чьи деньги так или иначе пропали в ликвидированных банках, и государство было вынуждено компенсировать их вклады за счет средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц в пределах оговоренных законом 200 тыс. грн.
Правда, еще в декабре 2014 г. Верховная Рада Украины приняла закон, позволявший "попробовать" решать проблемы вкладчиков банков не только при помощи ФГВФЛ. Закон "О мерах, направленных на содействие капитализации и реструктуризации банков" давал возможность использовать для решения подобных проблем механизм, в рамках которого активы и обязательства проблемного финучреждения отчуждаются в пользу другого банка. То есть позволял вывести проблемное учреждение с рынка, но при этом в полном объеме сохранить его обязательства и активы. А значит, в корне поменять ситуацию с выплатой средств вкладчикам обанкроченных банков, причем как физическим, так и юридическим лицам. После передачи активов проблемного банка здоровому банку все вкладчики должны были получить полный доступ к своим депозитам, независимо от их размера (а не только в пределах 200 тыс. грн).
Кроме выгод для вкладчиков, такой механизм, конечно, имел бы свои выгоды и для власти. По информации ZN.UA, изначально планировалось, что первым учреждением, к которому будет применен новый закон, станет государственный банк "Киев", который испытывал серьезные проблемы еще с середины 2014 г. Но при общем низком уровне доверия к банковской системе даже простое признание неплатежеспособным государственного учреждения могло бы еще больше подорвать доверие граждан к банкам, в том числе государственным. Поэтому Минфин, отвечающий за госбанки, стремился найти решение, которое позволило бы вывести с рынка "Киев", обеспечив при этом полную (а не только в рамках возвращаемых ФГВФЛ 200 тыс.) сохранность средств его вкладчиков. Да и в целом создать механизм, дающий возможность выводить с рынка неработающие банки без ущерба для их клиентов.
По той же причине на принятии нового закона - и применении его к "Киеву" - настаивали и Всемирный банк, и Международный валютный фонд. Кроме того, принятие такого закона призвано было обеспечить, что активы проблемного банка (в данном случае "Киева") не "утонут" в общем огромном котле Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Ведь при умелой работе их более-менее "живую" часть еще есть возможность заставить работать или обратить в живые деньги.
В то время как "котел", Фонда гарантирования и правда велик: с начала 2014 г. в фонд передано уже 49 банков, а счет его обязательств перед вкладчиками пошел на многие десятки миллиардов. В связи с этим работающий альтернативный механизм выведения банков с рынка позволил бы существенно снизить нагрузку на ФГВФЛ, у которого и без того не хватало средств для выплаты клиентам всех обанкротившихся банков. В случае успешного опробования такого механизма на примере "Киева" его планировали применять и в других случаях.
Мал, да удал
Уже в феврале нынешнего года Кабмин официально решил применить эту процедуру к "Киеву", приняв решение о присоединении всех его активов и пассивов к другому госбанку - Укргазбанку. Для корректной оценки активов и пассивов "Киева" и последующей их передачи Укргазбанку в первый была введена временная администрация. Она должна была провести инвентаризацию, сформировать реестры вкладчиков, обязательств и т.д. После переоформления всей договорной базы клиенты "Киева" должны были стать клиентами Укргазбанка.
Но когда казалось, что процесс уже вышел на финишную прямую (было получено даже соответствующее разрешение Антимонопольного комитета), сделка затормозилась. И хотя старт ей был дан еще в конце февраля, и правительство обещало закрыть сделку максимум за два месяца, прошло уже три, а процесс все тянется.
Почему? Как это часто случается в новейшей истории Украины, в процесс неожиданно вмешались третьи лица. Как стало известно ZN.UA, в самом конце 2014 г. Государственная исполнительная служба (ГИС) наложила арест на все имущество банка "Киев" и запрет на его отчуждение. Выяснилось, что активы банка были арестованы во исполнение судебного решения по иску одного из вкладчиков "Киева" - некоего Дмитрия Мирошниченко, жителя города Ирпень Киевской области, у которого в период с декабря 2009-го по июнь 2013 г. был открыт в банке депозитный счет. Еще в январе 2014 г. он обратился в местный Ирпенский городской суд с требованием взыскать с банка "Киев" сумму вклада и процентов на почти 615 тыс. евро.
Связаться с Дмитрием Мирошниченко не удалось - к моменту публикации материала наше издание, несмотря на все попытки, не смогло найти его контакты. В пресс-службе ликвидируемого банка "Киев" в ответ на запрос ZN.UA сказали, что за указанное время Мирошниченко получил все причитающиеся ему средства, за исключением 280 евро, которые он решил оставить на своем депозитном счете. Но это не помешало судьям Ирпенского горсуда принять сторону Мирошниченко в этом деле, удовлетворив его иск, а Государственной исполнительной службе - вынести постановление об аресте имущества банка, исполнив это аккурат в тот момент, когда Верховная Рада приняла закон, создающий новый механизм для вывода неплатежеспособных банков с рынка.
В "Киеве" считают, что действия Дмитрия Мирошниченко - ничто иное, как стремление безосновательно и незаконно завладеть денежными средствами государственного банка, поскольку он свои деньги забрал из этого финучреждения еще в середине 2013 г. Но вопрос: почему судьи и сотрудники Государственной исполнительной службы ему в этом помогают, наверняка понимая, что тем самым они срывают процесс передачи активов "Киева" в Укргазбанк, вроде бы благословленный на всех уровнях власти?
Так, после принятия 11 февраля 2015 г. постановления Кабмина о переводе активов и обязательств банка "Киев" в Укргазбанк оба финучреждения предприняли множество попыток оспорить решение Ирпенского горсуда и снять арест с имущества "Киева", чтобы завершить процесс слияния. Но рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб откровенно саботируется и затягивается судьями. Да и ГИС на все обращения двух госбанков отвечает отказом.
22 апреля 2015 г. Укргазбанк подал административный иск о признании противоправной бездеятельности ГИС по вопросу снятия ареста с имущества банка "Киев". Коллегия судей в составе Шулежко В.П., Погрибченко И.М. и Ищук И.О. назначила слушание на 19 мая, но в указанный день сообщила, что дело будет рассматриваться в форме письменного слушания. По состоянию на 29 мая решение суда так и не было получено. Также на рассмотрении в различных судебных инстанциях находятся несколько исков от банка "Киев" - с аналогичными требованиями.
Ближайшее заседание состоится уже 8 июня - все в том же Ирпенском городском суде будет рассматриваться жалоба банка "Киев" на действия Государственной исполнительной службы Украины и противоправный арест и запрет на отчуждение его имущества. Жалобу будет рассматривать судья Карабаза Наталья Федоровна, работающая в Ирпене совсем недавно. Ранее она была судьей в Шахтерском городском суде Донецкой области (теперь это территория, контролируемая сепаратистами).
Но пока судьи под любыми предлогами откладывают рассмотрение дела, тысячи вкладчиков "Киева" заваливают два госбанка, Минфин и Фонд гарантирования вкладов жалобами о том, что время идет, а свои вклады они никак не могут увидеть. И выходит, что из-за странной активности одного вкладчика, забравшего свои деньги из банка "Киев" еще два года назад, страдают тысячи реальных вкладчиков этого учреждения, для которых его присоединение к Укргазбанку - это единственный реальный способ вернуть свои сбережения в полном объеме.