Спасти кровеносную систему экономики

Поделиться
Спасти кровеносную систему экономики
Сегодня в стране также системный банковский кризис. Это уже второй кризис в нашей банковской системе за последние шесть лет. Решение подобных кризисов банков во многих странах обошлось в более 20% от ВВП. Нам будет стоить значительно больше. Чтобы понять, как лечить эту болезнь, важно понимать ее причины.

Украина переживает наихудший кризис в истории своей независимости. Печально, но по показателю ВВП на душу населения мы уже скатились до уровня Монголии и Анголы.

Сегодня в стране также системный банковский кризис. Это уже второй кризис в нашей банковской системе за последние шесть лет. Решение подобных кризисов банков во многих странах обошлось в более 20% от ВВП. Нам будет стоить значительно больше. Чтобы понять, как лечить эту болезнь, важно понимать ее причины.

Аннексия Крыма и война в Донбассе только ускорили негативные процессы в экономике, заложенные гораздо раньше. Без войны они бы просто проявились несколько позже.

Еще до возникновения этого кризиса наши ключевые экспортеры начали терять мировые рынки. Только в металлургии объемы экспорта с 2007-го по 2013 г. уменьшились на четверть, а цены упали на 30%. Аналогичная картина в химической отрасли и частично - в машиностроении.

Мы не смогли использовать фазу мирового бума для модернизации старых локомотивов и создания новых. Остается сельское хозяйство - одна из немногих отраслей, способных обеспечить поступление валюты в страну. Оно едва ли не единственное в условиях войны показало небольшой рост - на 2,8% в 2014 г. Но преимущественно сырьевой АПК следует рассматривать не как цель, а как средство для аккумулирования ресурсов для развития новых отраслей с высокой добавленной стоимостью. И нельзя оставлять его без господдержки.

Российская экономическая блокада еще до горячей фазы войны уменьшила наш экспорт в РФ почти на 30%, в Казахстан - более чем на 50%. Отмена импортных пошлин со стороны ЕС не могла и не сможет компенсировать падение по этим направлениям. В этих условиях уровень безработицы превысил 9% на конец прошлого года.

В результате экономика Украины вошла в зону стагфляции - экономическое падение на фоне значительной инфляции. А рост цен был вызван в основном троекратным падением курса гривни и повышением тарифов. Но только не ростом спроса. На сколько стало беднее население, говорят цифры снижения розничного товарооборота за 2014 г. - почти на 23%.

Банковская система, которая отражает ситуацию в реальном секторе экономики, пострадала также от ошибочных действий правительства и Национального банка. Мы наблюдали чрезмерное эмиссионное финансирование дефицита госбюджета, значительное и непрозрачное рефинансирование банков, фактическую фиксацию обменного курса и ошибки в регулировании. В результате имеем:

- чрезвычайное обесценивание гривни;

- "черный" рынок валюты;

- критическое уменьшение резервов;

- панику среди населения;

- остановку кредитования экономики.

Наш банковский кризис вызван и другими фундаментальными факторами:

- базой кредитного бума 2005–2008 гг. стали внешние долги банков, которые за 3,5 года выросли в 16 раз;

- из-за плохого надзора и регулирования, а также значительной доли валютных кредитов во время кризиса 2008–2009 гг. серьезно выросли некачественные активы банков;

- не было системных реформ, в том числе в банковской сфере. Даже после предыдущего кризиса регулирование и надзор остались слабыми и избирательными. Не произошло ни "очищения" банковской системы, ни консолидации. Из 180 банков на начало прошлого года значительное количество оставалось маленькими непрозрачными "карманными" учреждениями, с недопустимой практикой кредитов связанным лицам;

- поскольку на начало 2014-го более трети всех кредитов были валютными, новые волны девальвации гривни в очередной раз ухудшили качество кредитного портфеля банков;

- экономический спад, аннексия Крыма и боевые действия в Донбассе повысили уровень некачественных активов до почти 28% уже летом прошлого года (это по методологии МВФ), и они продолжают расти;

- неэффективная экономическая политика предыдущих лет привела к накоплению внутренних и внешних дисбалансов - высоким дефицитам госбюджета и счета текущих операций, значительному росту внешнего долга. В свою очередь, плохое состояние банковского сектора и низкий уровень кредитования предприятий (и высокие ставки) усугубили текущий экономический кризис;

- в результате огромного оттока депозитов в течение 2014 г. наш банковский сектор потерял треть ресурсов. Банки остро нуждались и нуждаются в увеличении капитала. В прошлом году после стресс-тестов 35 крупнейших банков НБУ заявил о необходимости в 66 млрд грн. Эксперты же оценили потребность в 130–170 млрд, и с тех пор ситуация не улучшилась. За январь 2015 г. количество средств в гривне на депозитах (юридических и физлиц) уменьшилось на 7,87 млрд - до 357,9 млрд. Для сравнения данные за январь 2013-го: рост на 12,6 млрд грн, до 578,9 млрд.

Но в условиях кризиса и проблем с доступом к внешним рынкам капитала докапитализация акционерами или продажа банков выглядят проблематичными.

Так что же делать?

В нынешнем году поддержка банковской системы через Фонд гарантирования вкладов физлиц и капитализацию банков может составить 56 млрд грн. В Минфине надеются, что больше не потребуется. Но, думаю, это несколько оптимистический взгляд. В таких случаях международный опыт предполагает привлечение существенной внешней помощи. К примеру, Аргентина в 2000–2001 гг. получила от МВФ и других внешних кредиторов 23,1 млрд долл. (8,1% ВВП), Турция - 33,8 млрд (17% ВВП), Бразилия в 1998–1999 гг. - 32,9 млрд долл. (4,1% ВВП).

Но только внешние кредиты нас не спасут. Нужны последовательные и решительные шаги по стабилизации всей экономики и реализации структурных реформ.

У НБУ, по сути, есть два варианта для решения проблем с просроченной задолженностью заемщиков банков. Первый - полагаться на новых менеджеров или владельцев банка для его "очистки", то есть максимально повысить сбор средств по просроченным кредитам. Второй вариант - отделить безнадежные кредиты и передать во вновь созданное государственное агентство (или банк) по восстановлению активов, которое будет специализироваться на взыскании просроченной задолженности. Предлагаю рассмотреть возможность создания такого органа для решения вопроса проблемных активов банков (аналогично Трастовой компании для урегулирования в США). Ключевой вопрос - в цене, по которой активы будут выкуплены. Важно минимизировать нагрузку на госбюджет.

Третий путь - возложить все потери банков на государство, то есть на налогоплательщиков, - для нас недопустим. Все граждане не должны платить за богатую жизнь владельцев банков.

Также мы должны содействовать реструктуризации проблемных кредитов, в первую очередь, валютных. Ряд категорий граждан точно требуют помощи со стороны власти. Приведу пример из множества обращений в финансовый комитет парламента.

Светлана, мать троих детей. В 2006 г. взяла в кредит 28 тыс. долл. на покупку двухкомнатной квартиры (54 кв. м). Это единственное жилье. За восемь лет выплатила уже
34 тыс. долл., остаток тела кредита - 17,8 тыс. долл. Зарплаты и пособия катастрофически не хватает, и она уже не может платить в месяц около 280 долл. Банк передает дело в суд.

Скажу правду: пока не удается выйти на приемлемый вариант и для банков, и для правительства, и для заемщиков. Но мы обязаны найти компромисс! И принять закон, который бы помог людям выплатить кредиты, не потеряв единственное жилье.

Тестирование. В конце прошлого года мы приняли закон об упрощении капитализации и реструктуризации банков. Он предусматривает обязательную диагностику проблемных учреждений. Но жизнь показывает, что когда проблемы видны невооруженным глазом, то уже слишком поздно. Предлагаю провести стресс-тесты во всех банках без исключения и по результатам обязать их подготовить планы резервного финансирования. А уже после "генеральной чистки" проводить такие тотальные внешние обследования раз в полгода.

Ликвидация "больных" банков. Понимаем, что спасти всех не получится. Потерей четырех десятков кризис не закончится. Но мы требуем от регулятора четких и понятных публичных критериев, по которым в дальнейшем будут определяться неплатежеспособные банки. Это важно не только для банкиров, но и для пользователей банковских услуг. Непрозрачность процессов крайне негативно сказывается на доверии к системе. Случаи абсолютно непродуманных шагов по выводу с рынка относительно устойчивых банков, которые были способны продолжать работу после минимальной поддержки, все еще требуют объяснений. Общество не понимает, почему к одним банкам применяют пряник, а к другим - кнут, отправляя их на ликвидацию.

Гарантии вкладов населения. Рост количества проблемных банков заставляет нас уже сегодня искать дополнительные средства для Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Мы также обязаны кардинально повысить качество его работы по возврату средств граждан. От этого будет зависеть скорость восстановления доверия к банковской системе.

Рефинансирование. Профильный комитет приветствует шаги Нацбанка по открытию данных по поддержке банков. Но нужно ввести четкие и прозрачные критерии выделения рефинансирования и процедуру оперативного информирования общественности.

Усиление ответственности владельцев и менеджмента. Мы не должны допускать в будущем выдачи кредитов связанным компаниям и вывода активов владельцами при ухудшении ситуации в банке. В целом следует поддержать инициативы, содержащиеся в законопроекте №2085. Однако очень важно, чтобы этот механизм не использовали для наглого перераспределения собственности.

В последнее время несколькими законами мы предоставили НБУ целый ряд дополнительных полномочий. И теперь мы обязаны усилить контроль над самим Нацбанком со стороны парламента и всего общества. Коррупция чрезвычайно тормозит наше развитие. А коррупция в финансовой сфере еще и окончательно разрушает доверие, которое мы обязаны восстановить.

А от НБУ требуется ежедневная кропотливая работа с банками и оперативная реакция на кризисные ситуации в отдельных учреждениях.

Чтобы действительно достичь финансовой стабилизации, обязательна постоянная координация действий на уровне правительства, Нацбанка и парламента. И профильный комитет уже стал площадкой для такого сотрудничества и призывает к нему в дальнейшем.

Хочу подчеркнуть: наша общая главная цель - восстановить экономический рост. К сожалению, до сих пор сделано очень мало шагов в этом направлении.

Например, есть хорошая идея экспертов о специальных сессиях НБУ по выкупу валютной выручки экспортеров, которые бы гарантировали автоматический возврат НДС. Таким образом, можно было бы перенаправить эмиссию с дефицита бюджета на прямую поддержку товаропроизводителей. Это способствовало бы повышению занятости и увеличению налоговых поступлений. Уже не говорю об уменьшении коррупции в сфере возврата НДС.

Фракция Радикальной партии предлагает создать целую систему стимулов для экспортеров. От страхования и льготного кредитования до уменьшения налога на прибыль в случае пропорционального роста экспортных доходов в течение года. Это не только увеличит поступления валюты, но и положительно повлияет на торговый баланс и общую экономическую ситуацию.

Важно увеличить государственную поддержку малого и среднего бизнеса, который всегда помогает странам пережить кризисы с наименьшими социальными потерями.

Мы должны постепенно возродить кредитование, которое в прошлом году практически остановилось. Повышение учетной ставки НБУ почти до 20% - вынужденный шаг. Но он вряд ли поможет укрепить курс национальной валюты. Мы должны постепенно уменьшать ставки после поступления средств от МВФ.

Но международные кредиты нельзя снова проесть. Важно остановить рост долгов и ускорить реформы. Мы обязаны добиться прогресса в борьбе с коррупцией, особенно в судебной системе. Далее - проводить постепенную дедолларизацию и возрождать доверие к отечественной финансовой системе. Впоследствии необходимо развивать ее таким образом, чтобы максимально привлечь сбережения населения и превратить их в главный инвестиционный ресурс. Зарубежные инвестиции - это хорошо. Но они не сделают нашу страну богатой. Япония, преодолев послевоенную разруху, превратилась во вторую экономику капиталистического мира за счет внутренних ресурсов. Доля иностранного капитала там до конца 70-х годов прошлого столетия не превышала 2,5% капитальных инвестиций. Да, мы должны привлекать в Украину инвесторов. Но исключительно в модернизацию существующих и создание новых производств с достаточной добавленной стоимостью.

Конечно, многое будет зависеть от ситуации в Донбассе. Но мы не имеем права все списывать на войну. Только общая ответственность, помноженная на ежедневные совместные усилия, способны привести к заметному улучшению состояния отечественной финансовой системы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме