Закон суров, но он закон. Минюст намерен проверить адвокатов на предмет соблюдения законодательства о финансовом мониторинге

26 мая, 2017, 17:40 Распечатать Выпуск №20, 27 мая-2 июня

Недавно в социальных сетях появилась "инсайдерская" информация о том, что Минюст вскоре проведет плановые проверки адвокатов на предмет соблюдения законодательства о предупреждении и предотвращении легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, финансирования терроризма и финансирования оружия массового уничтожения (иными словами, законодательства о финансовом мониторинге).

Недавно в социальных сетях появилась "инсайдерская" информация о том, что Минюст вскоре проведет плановые проверки адвокатов на предмет соблюдения законодательства о предупреждении и предотвращении легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, финансирования терроризма и финансирования оружия массового уничтожения (иными словами, законодательства о финансовом мониторинге).

Последовала эмоциональная реакция адвокатов, которая показала, что данной проблеме они уделяют мало внимания и к проверкам в большинстве своем не готовы.

Национальная ассоциация адвокатов Украины, существующая с 2012 г., также вопросам финансового мониторинга должного внимания не уделяла. В наследство от ее предшественников адвокатуре достались Методические рекомендации, утвержденные решением Высшей квалификационной комиссией адвокатуры при Кабинете министров №VІ/6-230 от 17 июня 2011 г. (далее по тексту — "Метрекомендации"). Однако документ ссылается на утративший силу закон Украины №249-IV от 28.11.2002 года. По этой причине данные Метрекомендации применяться адвокатами в полной мере не могут.

Иных разъяснительных актов до сих пор нет, и в целом данный вид проверок для адвокатов в новинку. К тому же, нет понимания того, что обязательства адвоката по первичному финансовому мониторингу имеют приоритет перед обязательствами по соблюдению адвокатской тайны. Из этого некоторые коллеги сделали поспешные выводы о незаконности подобных проверок и необязательности предоставления информации проверяющим.

Но давайте разберемся, что к чему.

Субъектами первичного финансового мониторинга (а также проверяемыми субъектами) являются:

— адвокат;

— адвокатское бюро;

— адвокатское объединение (пункта "г" ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии легализации).

Так на каком основании Министерство юстиции Украины может проводить проверки?

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона о противодействии легализации, Министерство юстиции является одним из субъектов государственного финансового мониторинга.

Однако специально уполномоченным органом является Государственная служба финансового мониторинга Украины.

Согласно пункту 1 Положения о Госфинмониторинге, Государственная служба финансового мониторинга Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра финансов, и который реализует государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Согласно ч. 6 ст. 22 Закона об адвокатуре, представление адвокатом в установленном порядке и в случаях, предусмотренных Законом о противодействии легализации, информации центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, не является нарушением адвокатской тайны.

То есть здесь речь идет только о Госфинмониторинге.

Далее в части 7 этой статьи указано, что адвокат не несет дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за представление центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, информации о финансовой операции, даже если такими действиями причинен вред юридическим или физическим лицам, и за другие действия, если он действовал в рамках выполнения Закона о противодействии легализации.

Таким образом, адвокат (АБ, АО) вправе предоставлять информацию исключительно Госфинмониторингу, а иным субъектам — только в рамках выполнения Закона о противодействии легализации.

Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 14 Закона о противодействии легализации, государственное регулирование и надзор в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения осуществляются в отношении… нотариусов, адвокатов, адвокатских бюро и объединений и субъектов хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги (за исключением лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений) — Министерством юстиции Украины.

На основании ч. 2 ст. 14 Закона о противодействии легализации, Министерство юстиции проводит плановые и неплановые проверки. Утвержден Порядок проведения проверок.

Среди обязанностей адвоката по ч. 2 ст. 6 Закона о противодействии легализации:

— своевременно и в полном объеме подавать (удостоверять копии) на запрос Министерства юстиции Украины информацию, документы, копии документов или выписки из документов, в том числе для проверки фактов нарушений требований законодательства, осуществления контроля за выполнением адвокатом решений субъектов государственного финансового мониторинга о применении санкций, письменных требований (следует из пункта 13);

— обеспечивать беспрепятственный доступ проверяющих Министерства юстиции Украины к соответствующим документам и информации, а также предоставлять их на запрос правоохранительных органов (следует из пункта 16).

Из вышеизложенного следует, что предоставление информации и документов проверяющим Министерства юстиции адвокатами прямо предусмотрено Законом о противодействии легализации.

Таким образом, в случае проведения проверок адвокатов (бюро, объединений) органами Министерства юстиции по вопросам финансового мониторинга, адвокат обязан предоставить документы и информацию, что не будет нарушением адвокатской тайны.

Порядок проведения проверок предусматривает: безвыездные и выездные, плановые и внеплановые проверки.

Основанием для проведения плановой проверки является включение адвоката в квартальный план. Такая проверка должна проводиться не реже одного раза в три года на основании приказа Министерства юстиции Украины. Уведомление о проведении плановой проверки производится заказным письмом не позднее чем за 10 дней до ее начала.

Внеплановая проверка проводится по приказу Министерства юстиции Украины без предупреждения адвоката при наличии одного из оснований:

— письменного уведомления органов государственной власти или местного самоуправления о признаках нарушения соответствующего законодательства;

— выявления нарушений по результатам безвыездной проверки;

— по инициативе Госфинмониторинга в случае непосредственного выявления ним нарушений;

— выявления новых документов (обстоятельств), не известных на момент проведения плановой проверки, которые имеют значение для ее выводов.

По решению суда или постановлению следователя в уголовном производстве возможны повторные проверки.

Проверка проводится рабочей группой, в состав которой могут входить: работники центрального аппарата министерства, работники управлений юстиции, работники Госфинмониторинга (а всего минимум два человека).

Срок проведения проверки — не более семи рабочих дней (возможно продление на пять рабочих дней).

По результатам составляется акт проверки.

Как видим, процедура проведения проверок адвокатов органами Министерства юстиции достаточно урегулирована.

Dura lex, sed lex (лат. — "Закон суров, но он закон"). Коллеги могут рассуждать о том, не является ли нарушением права клиента на защиту такой финансовый мониторинг. К примеру, если человек обвиняется в финансировании терроризма, и гонорар адвокату будет в действительности выплачиваться из средств, полученных незаконным путем, — разве не имеет право на адвоката даже такой подозреваемый? Не будет ли злоупотреблений со стороны правоохранительных органов, которые попытаются применять законодательство о противодействии легализации исключительно с целью "вывода" из уголовных производств активных и "неудобных" адвокатов? Однако ответы на эти вопросы и предложения лежат в плоскости законотворчества, а пока закон необходимо выполнять, как есть…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно