"Ви серйозно чи по-вкраїнському?"

Поделиться
Общепринятый тезис о том, что туристическая отрасль является одной из наиболее перспективных, динамичных и прибыльных в мировой экономике, в Украине не находит должного действенного понимания. Потому и "маємо те, що маємо", а именно - пренебрежение мощным потенциальным локомотивом отечественной экономики.

Не только "маленьким украинцам", каждый день получающим от власти "презенты" (в виде девальвирующей гривни, сообщений о миллиардных заимствованиях, начале реформ и децентрализации, отключений электричества "без предупреждения" etc.), но и тем, кторазличными способами "прописался" на Печерских холмах, следует знать, что многие страны не знают этих бед только потому, что надлежащим образом относятся к собственной туристической индустрии. О потенциале Украины в этой сфере ZN.UA уже упоминало.

Общепринятый тезис о том, что туристическая отрасль является одной из наиболее перспективных, динамичных и прибыльных в мировой экономике, в Украине не находит должного действенного понимания. Потому и "маємо те, що маємо", а именно - пренебрежение мощным потенциальным локомотивом отечественной экономики, который при надлежащем к нему отношении превратил бы в воспоминания как выпрашиваемые нынешним правительством внешние заимствования, так и упражнения по взиманию разных налогов с и без того не западных зарплат, пенсий, а также движимого и недвижимого имущества.

У них

Всемирная туристическая организация (UNWTO) констатирует: "Все больше стран мира превращают туризм в ключевой фактор социально-экономического прогресса за счет экспортных доходов, создания рабочих мест и предприятий, развития инфраструктуры". И те государства, которые предоставили этой отрасли приоритетный статус, скорее всего, не прогадали.

Туристическая отрасль Китая в позапрошлом году порадовала свою страну доходом в 475 млрд долл. (отметим, что значительно больше половины этой суммы получено от самих китайцев, путешествовавших по своей стране). В течение года в туризме трудоустроились почти полмиллиона человек, а сумма прямых инвестиций за год составила свыше 84 млрд долл., причем более чем половина из них поступила из негосударственного сектора.

Францию, как свидетельствует UNWTO, в 2012-м посетили свыше 80 млн иностранных туристов, в результате чего тамошние бюджеты пополнились на 56 млрд долл. В США количество посещений иностранцами немного скромнее (69,8 млн человек), но финансовый показатель выше (139,6 млрд долл.). Испания (которая по площади меньше Украины почти на 100 тыс. км2, а по количеству жителей тождественна ей) также не плелась в хвосте: 60,7 млн иностранных туристов и 60,4 млрд "туристских" долларов.

Не были обделены туристами (и туристическими доходами) и страны, территорию и население которых Украина, по Жванецкому, "накрывает, как вол овцу". Так, в позапрошлом году Данию посетили свыше
8 млн туристов (туризм принес стране 6,5 млрд долл.), Ирландию - 7,5 млн (3,8 млрд), Бельгию - 7,6 млн (13,5 млрд), Словению - 2,2 млн (2,8 млрд долл.). А Люксембург (площадь в десять раз меньше Киевской области, население - полмиллиона человек) принял почти миллион туристов, туризм же пополнил бюджет на 4,6 млрд долл.

Меры, которые "поставившие" на туризм страны применяют как для развития собственной туриндустрии, так и для промоушна своего туристического продукта, разнообразны. В частности, Эстонская ассоциация путешествий и туризма регулярно (с 1991 г.) организует туристические выставки международного уровня, которые являются крупнейшими среди стран Балтии. У большинства музеев этой страны есть собственные сайты, на которых представлена информация об их экспозициях и уникальности. Обычно такие сайты оформлены на нескольких языках. Также почти каждый город имеет собственный туристический сайт. Информация о различных культурных мероприятиях в Эстонии размещена на сайтах дипломатических представительств этой страны.

Вопросами туристического развития в Дании на государственном уровне занимается Министерство бизнеса и роста, в составе которого функционирует Growth Team for Tourism and Experience Economy (Команда развития для туризма и экономики). Официальный туристический сайт страны - 18-язычный (в том числе японский и китайский языки). На нем размещена информация об основных культурных мероприятиях в стране, фестивалях, ярмарках, привлекательных туристических объектах, известных местах, главных туристических регионах страны, средствах размещения, программах досуга. Также там можно найти общую информацию о культуре, кухне, транспорте и других аспектах жизни в Дании; есть и функция онлайн-бронирования отеля или других средств размещения. Активно популяризируется датский туризм и в соцсетях.

В Интернете хорошо представлена туристическая отрасль Хорватии. На сайте Министерства туризма можно найти информацию о законодательстве в туристической сфере, официальную статистику, планы развития туризма отдельных регионов и видов туризма и т.п.

Ответственной за стратегическое планирование развития туризма в Грузии является GNTA - Национальная администрация туризма страны (государственное учреждение), которая осуществляет и маркетинг Грузии на международном рынке. Другими задачами GNTA является создание стабильной инвестиционной зоны и содействие инновациям в индустрии туризма. Организация тесно сотрудничает с учебными заведениями, занимающимися подготовкой специалистов для туризма; ее представители являются членами аккредитационных и научно-исследовательских комиссий в вузах.

Япония каждый год тратит из госбюджета на рекламирование своей страны за рубежом почти 300 млн долл., Австралия - свыше 100 млн, Франция - 65 млн, Австрия - 32 млн долл. И на каждый вложенный в туристскую рекламу доллар эти страны получают 50–100% доходов.

Современное наполнение туристических сайтов требует отдельного внимания. Показателен в этом плане сайт Вены, содержащий много интересной и непривычной (для нас) информации. В частности, составляющими раздела "Вена для…" являются "Роскошная Вена", "Для гомосексуалистов и лесбиянок", "Изучение немецкого языка", "Спортивная Вена", "Еврейская Вена". На сайте также есть: переадресация на соцсети, онлайн-бронирование отелей, видеомоменты жизни города, сервис разработки собственного плана путешествия, версия для мобильного телефона, веб-съемка панорамы города, которую можно смотреть онлайн и в архивной записи и т.п. Читать же информацию можно на 12 языках.

Что касается новейших технологий, то они уже стали такими обычными "у них", как завтрак "у нас". Теперь путешествие "там" трудно представить без собственного смартфона или планшета, на которых благодаря приложениям (Google Maps, Booking.com, Google Translate, Foursquare, Tripadvisor, Skyscanner, Evernote, Forevermap, Word Lens, Endomondo, Nearestwiki и др.) можно несколькими кликами забронировать место в отеле, спланировать маршрут, купить авиабилеты, найти "самое крутое" место в незнакомом городе, почитать о местных достопримечательностях и поговорить с иностранцами на их языке с помощью интерактивного переводчика.

У нас

К сожалению, отношение украинских чиновников к туристической отрасли при всех властях можно охарактеризовать как формальное, а иногда и откровенно пренебрежительное. Киевский исследователь О.Пинтескул, сравнив программы развития туризма Черновицкой области и соседнего Ботошанского уезда Румынии (территории эти близки по площади, а по населению в Украине больше), пришел именно к такому неутешительному выводу.

В частности, если в уездном документе это собственный фирменный титульный бланк с названием документа и городом издания (в формате PDF с подписью ответственного лица; этот формат является общепринятым в странах ЕС), то его украинский аналог выполнен в обычном формате документа Microsoft Word и без электронной подписи управляющего делами облсовета. Поэтому документ такого типа может быть легко изменен лицом, имеющим доступ к информации. Такое оформление неприемлемо для сотрудничества с иностранными партнерами и инвесторами. Кроме того, румынская программа выделения средств группируется не по направлениям, а по административно-территориальными единицами (городам, коммунам и уезду в целом).

В украинской программе не упоминается о развитии туристической инфраструктуры области. Тогда как в румынской этому вопросу уделяется большое внимание - определены перспективные проекты, на которые планируют выделять средства из европейских фондов, расписано участие в развитии местного туризма неправительственных (общественных) организаций.

Что же касается столицы, то у всех предыдущих и у нынешней власти туризм традиционно входил в тройку приоритетов развития. Действующая городская программа развития туризма также "преследует цель" превратить эту отрасль в одну из наиболее прибыльных отраслей экономики, вызвав мультипликационный эффект - увеличение количества рабочих мест, улучшение социально-экономической ситуации и т.п. Однако, имея значительный и уникальный (чего только стоят объекты из Списка мирового наследия ЮНЕСКО) потенциал, город, вопреки наличию также значительного количества "простых тружеников" на туристической ниве, никак этим не пользуется. Не известно мне и об инициативе городских властей услышать голос столичной туристской общины. В столице около десяти вузов, которые готовят соответствующих специалистов и могли бы много интересного рассказать о зарубежном опыте и приобщиться к превращению Киева в туристическую Мекку. Что же касается турсайта городской власти, то советник заместителя городского головы Анны Старостенко ( которая "курирует" и туризм) порадовал тем, что назвал его "совсем не нашим", а все
проблемы в этой сфере "списал" на действующего руководителя туристического отдела КГГА.

Считаю, что не стоит привлекать внимание к неприглядному состоянию дел с туризмом едва ли не во всех регионах государства: все желающие могут найти соответствующую информацию в Интернете.

Местные же частные туристские инициативы (наподобие "Туристического альянса Луцка") имеют все основания стать хорошей иллюстрацией "пророчества" американцев ("что хорошо начинается - плохо заканчивается"), поскольку они не "замечены" в привлечении к реализации задекларированных задач специалистов (в частности, маркетологов туризма).

Кто виноват?

Недавно проведенный специалистами и магистрами кафедры страноведения и туризма университета имени Шевченко опрос граждан почти 30 стран (респондентами были 600 человек обоих полов, преимущественно горожане разного социального статуса в возрасте от 16 до 68 лет) показал несколько причин "невежества" иностранцев или же их нежелания познакомиться с туристическими достопримечательностями Украины. Около 40% немцев не интересовались Украиной, но почти все слышали о сложной политической ситуации и событиях на Востоке страны. Девять из десяти эстонцев заметили, что информация, поступающая в их страну об Украине, носит преимущественно политический и экономический характер. Четверть чехов вообще не интересовались Украиной, каждый пятый подчеркнул плохую рекламу украинского туризма, а каждый третий - отсутствие соответствующих сведений в тех источниках информации, которыми они пользуются. Более половины британцев также не интересовались Украиной. Австрийцы же - все(!) - знают об Украине даже лучше, чем год назад, но причина этого - война на Востоке. Но информация о туризме - "случайный гость" в ленте тамошних новостей.

Я же поинтересовался (на их страницах в Facebook и по адресам ящиков парламентской электронной почты) у финансового (Н.Яресько) и социального (П.Розенко) министров, а также у руководителей соответствующих парламентских комитетов (Н.Княжицкого, Л.Гриневич, И.Геращенко, О.Богомолец, А.Гопко), какого они мнения об отечественном туризме, который может существенно "подпереть" существующие в подведомственных им сферах проблемы. Только председатель комитета по иностранным делам отметила, что это "существенно поспособствовало бы имиджу Украины", однако не отреагировала на мое замечание о финансовой составляющей вопроса.

Также надоедал отечественным телеканалам (в частности, их "антикоррупционным" и подобным программам) предложением хотя бы привлечь внимание широких масс как к ненадлежащему состоянию туриндустрии, так и к ее неиспользуемому потенциалу. Ответа нет до сих пор. Обращался и к FM-станциям с аналогичными вопросами. Однако радиомедийщики в ответе солидарны со своими телевизионными коллегами.

А изъятое (уже новым составом парламента) из названия соответствующего комитета ВР слово "туризм" имеет шанс вернуться? Или это тоже вопрос риторический? Примечательно, что только ОДИН(!) депутат парламента (Анна Романова) занимается проблемами отечественного туризма.

Советы постороннего

Студенты-шевченковцы спросили своих зарубежных респондентов, что нужно сделать Украине, чтобы информация о ее туристической привлекательности была чуть ли не у каждого иностранца "в ушах" (только тогда можно рассчитывать на их интерес и, соответственно, возможное посещение нашего государства).

Австрийцы подчеркнули необходимость стабилизации, прежде всего, политической ситуации, а также продвижения информации средствами Интернета (справочники, специализированные порталы, соцсети) и размещения имиджевой рекламы (в частности, туристического бренда Украины) в общественных местах (транспорт, культурно-образовательные учреждения и т.п.).

По убеждению жителей Туманного Альбиона, наша страна должна быть надлежащим образом представлена, прежде всего, в соцсетях и печатных британских СМИ, а также на специализированных многоязычных туристических сайтах/порталах, в электронных туристических газетах, интернет-справочниках (Wikipedia и др.), на сайтах дипломатических представительств Украины.

Эстонцы считают, что продвижение украинского турпродукта должно осуществляться с помощью интересных и информативных специализированных веб-порталов, страниц в соцсетях, особенно на Facebook (68%); размещения имиджевой рекламы уникальных туристических объектов в общественных местах (22%) и во время проведения в Украине международных фестивалей, популяризации событийного туризма (10%).

Относительно популяризации в соцсетях, то с ними солидарны итальянцы: за это отдали голоса девять из десяти опрошенных жителей Апеннинского полуострова, еще 10% подчеркнули необходимость размещения соответствующей информации в печатных СМИ.

Канадцы отметили следующие средства продвижения украинского турпродукта: специализированные туристические веб-порталы и страницы в соцсетях (54% опрошенных); создание видеороликов об Украине и подача их в YouTube (39%); проведение в Украине массовых феерических событийных мероприятий (международные соревнования, фестивали и т.п.) (7%).

Граждане Норвегии подчеркнули необходимость рекламы украинского турпродукта в международных СМИ и на специализированном отечественном турпортале (по 35%), а также продвижения туристского бренда Украины в соцсетях (25%).

Поляки высказались в пользу надлежащего представления в СМИ и на турпорталах, а также - большинство - в соцсетях, прежде всего на Facebook. Также каждый десятый предпочел бы видеть в польских турфирмах каталоги или брошюры об Украине. Почти тождественными были пожелания словаков.

Большинство опрошенных американцев посоветовали надлежащим образом представить Украину в соцсетях, немного меньше (условиями опроса позволялось определять не более трех средств промоушна) - в печатных массмедиа США, каждый третий отдал свой голос за специализированные многоязычные турсайты, 26% считают, что полезно представить нашу страну в электронных туристических газетах, 10% - в интернет-справочниках (Wikipedia и др.), 8% - на сайтах украинских дипломатических представительств.

Вместо послесловия

Каждый украинец, слушая мантры вечного "фронтовика" об "Украине, которая будет образцовой страной Европы", все же вспоминает в этом контексте вопрос героя М.Кулиша, вынесенный в название этой статьи.

На аргументы не обращают внимания из-за невежества или же сознательно. В нашем случае - второе. Наверное, не помня (не зная?), что "к тому, кто откладывает реформы, в двери постучит реформация".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме