Добро (не)пожаловать!

Поделиться
Добро (не)пожаловать!
В ситуации "Все пропало!" тот, кто ищет средства (в частности, наполнения бюджета), обращает внимание на нетрадиционные источники. Одной из таких палочек-выручалочек вполне естественно могла бы стать отечественная туристско-рекреационная индустрия.

В ситуации "Все пропало!" тот, кто ищет средства (в частности, наполнения бюджета), обращает внимание на нетрадиционные источники. Одной из таких палочек-выручалочек вполне естественно могла бы стать отечественная туристско-рекреационная индустрия. Отечественный туризм, как отмечают специалисты, может ежегодно пополнять государственный и местные бюджеты минимум на 10 млрд долл. (по текущему курсу это 130–160 млрд грн). То есть генерировать свыше трети ежегодных бюджетных поступлений, не говоря уже о потенциальном эффекте для смежных сфер. Однако и на сегодняшний день не генерирует. Почему? Ведь все чаще слышны авторитетные заявления, что Украину уже давненько кормят в основном не металлургия с химией - львиная доля денег крутится в сфере услуг.

Вопросы: нужны ли государству вышеупомянутые средства и (как "дополнение") международный авторитет не на уровне плинтуса, новые рабочие места, безболезненная диверсификация разных отраслей экономики, - конечно же, риторические. Тем временем, оценивая потенциал отечественного туризма, следует отметить, в частности, что любые социальные и экономические потрясения никоим образом не влияют на неизменный уже в течение многих лет рост мировой туриндустрии как по числу путешественников и отдыхающих, так и по поступлениям от этих и сопутствующих видов экономической деятельности. Так, в прошлом году путешествовал каждый седьмой житель Земли, и этот миллиард лиц оставил в странах пребывания 1,5 трлн долл. Доля туризма в мировом экспорте товаров и услуг составляет почти 13%, а в странах Европейского Союза - 14%. Туризм формирует 8% совокупного внутреннего валового продукта стран ЕС и обеспечивает около 11% их экономического роста, а количество рабочих мест в туриндустрии государств этого же Союза составляет около 12% от общего количества работающих.

По прогнозам специалистов Всемирной туристской организации, в 2020 г. количество путешествующих составит 1,5 млрд, и они "оставят" индустрии туризма 2–3 трлн долл.

Что же Украина? По подсчетам специалистов Украинской туристической ассоциации, в позапрошлом году иностранцы, путешествовавшие по нашей стране, оставили в ней 571 млн долл. При этом граждане с паспортами Украины, в качестве туристов любуясь зарубежными видами и историко-культурными памятниками, пополнили тамошние бюджеты на 5,4 млрд долл.

Для сравнения: Литву (население которой меньше, чем проживает в Киеве) в прошлом году посетили 2,1 млн иностранных туристов, а туризм обогатил госбюджет на 2,2 млрд долл.

Итак, что имеем?

Курорты и рекреационные территории в государстве составляют почти 9,1 млн га (15% территории). А эксплуатационные запасы минеральных вод обеспечивают использование их в объеме свыше 64 тыс. кубометров в сутки.

Историко-культурные ресурсы. На государственном учете в Украине находятся свыше 130 тыс. памятников, в том числе свыше 57 тыс. памятников археологии, более 51 тыс. памятников истории, почти 6 тыс. памятников монументального искусства, свыше 16 тыс. памятников архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и ландшафтных. Функционируют свыше
60 историко-культурных заповедников, в том числе около 15 имеют статус национальных. В Списке всемирного наследия ЮНЕСКО - семь отечественных объектов.

Научное, методическое и кадровое обеспечение. Эти виды обслуживания туризма осуществляются при содействии свыше 130 высших учебных заведений и четырех научно-исследовательских институтов Министерства здравоохранения.

Инфраструктура туризма. Согласно данным Госстата, в государстве насчитывается более 1200 заведений гостиничного хозяйства общей вместимостью свыше 100 тыс. мест, ежегодно обслуживающих около 4 млн человек (из них почти 17% - иностранцы). Также есть и свыше 3 тыс. санаторно-курортных и оздоровительных заведений общей вместимостью более 480 тыс. коек в месяц максимального развертывания.

А если добавить к сказанному, что в течение последних лет конкурсы в вузы на туристические специальности одни из самых высоких в государстве, а туристическое направление в прошлом году было названо самым популярным видом бизнеса в Украине (только в течение восьми месяцев минувшего года в государстве были зарегистрированы 1054 новые турфирмы), так не соответствующий ли это сигнал власти разнорангового разлива?

А что же власть?

Едва ли не самым абсурдным шагом высшего украинского руководства, которое клялось (помните апрельско-майские билборды, ситилайты, лайтбоксы, беклайты и другие носители внешней рекламы?) "жить по-новому", стала недавняя ликвидация Государственного агентства туризма и курортов Украины (по слухам в профессиональной среде, его функции будет выполнять отдел в структуре Министерства инфраструктуры). А если добавить к этому, что работники де-юре существующего Научного центра развития туризма Минкультуры уже несколько лет из-за отсутствия средств находятся в вынужденном отпуске, возникает естественный вопрос: "Резать кур, способных нести золотые яйца, уже перешло в статус национальной украинской болезни?".

Что же касается секторального уровня, то "младшие товарищи" стараются не отставать от "старших". В частности, военный туризм (предполагающий вовсе не путешествия в зоны боевых действий, а, в частности, посещение войсковых частей, полигонов, кораблей, центров подготовки спецназа, заводов по производству и ремонту оружия и военной техники, стрельбу из разных видов оружия, катание на военной технике - в качестве как пассажира, так и водителя, полеты на военных самолетах и вертолетах и т.д.) у руководства Министерства обороны не в почете. Как предыдущий, так и действующий министр и его заместители (кроме одного - уже бывшего, который "принципиально за") не ответили на мой вопрос, а именно: во время, когда российская агрессия не только сделала наглядным крайне низкий уровень профессионализма украинских воинов, но и больно ударила по бюджету (и неизвестно, как долго эта боль будет продолжаться), помочь исправлению этого положения способен военный туризм, поэтому планирует ли Министерство обороны готовить хоть какое-то количество специалистов указанного профиля в ведомственных вузах?

Также без ответа остались аналогичные вопросы к руководителям нескольких военных высших учебных заведений государства.

Обращение же к Верховному Главнокомандующему тоже "порадовало" традиционной отпиской. Отмечу по случаю, что еще десять лет назад в Европе существовали полтора десятка ассоциаций военного туризма, а среди широких масс большой популярностью пользовалась (и сейчас тоже) газета The War Tourist.

Не странно ли? Ведь страна переживает сложные времена, каждый день военных действий на Востоке обходится ей, согласно заявлению действующего премьера, в 80 млн грн. И сюда очевидно не входят расходы на тех, кого - к сожалению, этого не избежать - вскоре примут на лечение госпитали и больницы, как и на тех, кто, став инвалидом, будет нуждаться в пожизненной опеке со стороны государства. Не государство ли должно заботиться о семьях погибших на Востоке страны? А уже задекларированное правительством повышение денежного обеспечения (до минимум 6 тыс. грн) военным, находящимся в зоне АТО, и поручение СНБО Кабмину "пересмотреть нормы вещевого и продовольственного обеспечения личного состава военных формирований и правоохранительных органов Украины с учетом выявленных в ходе проведения АТО реальных потребностей", а Минобороны - "внести предложения о создании высокомобильных десантных войск как отдельного вида Вооруженных сил"? А разработка и производство новых видов оружия и вооружения, надлежащее (современное) обустройство центров подготовки военных, усовершенствование экспозиций военно-исторических музеев etc.?

Отмечу также, что этот вид туризма позволяет прилично зарабатывать и гидам, а ими могут быть как бывшие военные, так и действующие. Несомненно, поступления от военного туризма не помешали бы и снижению (в идеале - отмене) военного сбора с зарплаты.

На региональном уровне картинка не лучше. Обращения старейшей в стране кафедры страноведения и туризма к руководителям Киевской городской, нескольких областных и районных государственных администраций с предложением хоть немного поднять планку тамошней туристско-рекреационной индустрии (а убедиться в ее "плинтусовости" нетрудно: следует только, воспользовавшись поисковиком, посмотреть, что собой представляют тамошние "программы развития туризма", или же, набравшись терпения, попытаться дождаться загрузки региональных туристских сайтов) остались не услышанными.

Что же касается завсегдатаев главного зала страны, то и здесь прокол. Ни один из членов профильного парламентского комитета не ответил автору на вопрос: "Как вы относитесь к тому, что уже несколько лет подряд в Украине нет программы развития туризма, вследствие чего государственный и местные бюджеты ежегодно недополучают десятки миллиардов гривен?". Замечу при этом, что не ответили на этот вопрос и те нардепы, в графе "увлечение" которых был указан туризм.

Глух оказался и Совет национальной безопасности и обороны, в который также обращался на его странице в соцсети. Не видел этой тематики среди своих приоритетов и Национальный институт стратегических исследований при президенте Украины, с бывшим директором которого общался, а нынешнему в конце августа было отправлено соответствующее предложение от шевченковских туризмоведов. Не ответили и другие должностные лица.

Упомянутую выше программу развития туризма и курортов, за разработку которой отвечало профильное госагентство, не первый год ждут не только представители органов местной власти и почти 10 тыс. туроператоров и турагентов, но и другие учреждения: музеи и театры, заводы и фабрики, войсковые части и фермерские хозяйства, учебные заведения и национально-культурные общества. Однако даже с ее концепцией, создать которую были приглашены иностранные специалисты, широкая туристическая общественность не была ознакомлена. Тихо умерла и начатая в прошлом году разработка Государственной целевой программы развития туризма в Украине на период до 2022 г.

Не первый год ждет соответствующего усовершенствования и действующий Закон Украины "О туризме", который игроки отечественного туристского рынка называют не иначе как "законом о выезде", поскольку в значительной мере именно он обогащает не родное государство, а зарубежные бюджеты. Но будут ли парламентарии нынешнего "разлива" более прогрессивными, чем их предшественники, - вопрос более чем риторический. В предвыборных программах ВСЕХ (!) партий места нашей "курице, способной нести золотые яйца", не нашлось.

А откуда деньги?

Если говорить об источниках финансирования программ преобразования территорий и памятников в популярные объекты, то их уже и сегодня много. В частности, часть из них можно отреставрировать/реконструировать за счет грантов европейских фондов, ведь они принадлежат к общему наследию: украинскому и польскому, немецкому, итальянскому, французскому и др. Например, несколько лет назад львовская городская власть получила от своих польских партнеров 5 млн грн на реализацию проекта "Общее наследие". Та же Европа готова рассматривать (и финансировать) соответствующие проекты, да вот беда: украинская сторона никак не может их надлежащих образом подготовить. При этом, в частности, молдоване и румыны используют этот "источник" едва ли не на все сто.

В позапрошлом году Лувр посетили 8,5 млн экскурсантов, Британский музей - 5,6 млн, а 32 киевских музея - всего 3,2 млн человек. Почему так? Потому что "там" эти учреждения выживают за счет прибылей таких составляющих, как кофейня, ресторан, магазин, бутик etc. В Украине же эти "атрибуты" нереальны, поскольку имеют проблемы с легализацией. Прежде всего, на местном уровне, где правит бал чиновник.

Другим источником поступлений для музеев являются спонсоры. Однако в государстве таких примеров - пальцев одной руки многовато. Опять же "благодаря" действующему законодательству.

Огромен потенциал и у таких видов отечественного туризма, как промышленный (индустриальный) и фестивальный, гастрономический и сельский зеленый, экстремальный и экологический, замковый и этноэкзогенный, винный и археологический. И не заниматься этим - себя не уважать.

Согласно "Отчету о туристической конкурентоспособности-2013", у Украины есть недостатки, требующие - вне сомнения - экстренного решения. Наибольшими проблемами являются: коррупция, непрозрачное и сложное налоговое регулирование, неблагоприятные условия для предпринимательства и туристского бизнеса, несовершенство законодательства, нестабильность государственной политики и власти, неэффективность государственного аппарата, препятствия для иностранного инвестирования, недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры, ее несоответствие мировым стандартам, отсутствие системы переподготовки кадров, а также четких квалификационных требований.

Так что одним из доказательств "не обещаний, а женитьбы" недавно избранных нардепов должно стать исправление указанной ситуации. В частности, реанимация Гостурагентства, общественный совет при котором будет формироваться по принципу не "любих друзів" (о позитиве в профессиональных достижениях которых широкая туристическая общественность ни сном ни духом), а уважаемых оппонентов - известных практиков и подвижников развития иностранного и внутреннего туризма (именно эти виды туризма способны доверху наполнить бюджеты всех уровней).

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме