В Украине отсутствует государственная лесная политика

13 мая, 2016, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 13 мая-20 мая

Мы должны решительно отказаться от всех видов лжи, от практики подготовки важных отраслевых программ, законов и правил лесной политики анонимными дилетантами без широкого участия профессионалов, общественности, без квалифицированного и открытого национального обсуждения. Если этот вопрос решится, остальные проблемы украинского леса уйдут сами собой.

 

 

 

Мы должны решительно отказаться от всех видов лжи, от практики подготовки важных отраслевых программ, законов и правил лесной политики анонимными дилетантами без широкого участия профессионалов, общественности, без квалифицированного и открытого национального обсуждения. Если этот вопрос решится, остальные проблемы украинского леса уйдут сами собой.

Так считает Руслан ДЕРЕЧИНСКИЙ, профессиональный лесовод (окончил Украинскую сельскохозяйственную академию по специальности "Инженер лесного хозяйства"), председатель совета Всеукраинской ассоциации деревообрабатывающей промышленности, которая входит в Федерацию работодателей Украины — мощнейшего всеукраинского объединения, представляющего интересы работодателей в экономических и социально-трудовых отношениях с властью и профсоюзами на национальном уровне.

— Руслан, уголовная слава тянется за лесным комплексом государства вот уже более двух десятилетий. Он является наиболее коррумпированным и неэффективным в плане бюджетной отдачи. Состояние дел в лесной отрасли Украины за последние годы показало, что отечественному лесу нужна мотивированная, обученная и высококвалифицированная администрация (имеется в виду качество человеческого ресурса отрасли). Что у нас на сегодняшний день?

Начну с лесной "экономики". Если и дальше сохранятся нынешние объемы заготовки древесины, то уже через 15–20 лет от лесных массивов лесистых регионов страны останутся лишь фрагменты из кустов, самосева осин и берез, которые даже не будут напоминать главных черт лесных ландшафтов. В худшем случае, при большей интенсивности рубок, деловая древесина на этих территориях исчерпается за еще более короткий срок — 5–10 лет. Такое состояние лесов вызовет не только серьезную экологическую проблему, но и острый социально-экономический кризис в лесистых регионах. Сегодня в связи с резким увеличением объема заготовки древесины лесной сектор перешел в состояние хронической стагнации. Вот круг проблем отрасли, лежащих на поверхности: нестабильность и неэффективность работы большинства гослесхозов, отсталость технологий заготовки и переработки древесины, отсутствие модернизации и инвестиций, резкий рост нелегальных рубок, снижение качества древесины, несовершенство законодательства относительно реализации необработанной древесины в Украине. На вершине этой пирамиды — ужасная коррупция, вседозволенность т.н. лесных чиновников. Отрасль еле держится на экспорте древесины по минимальным ценам, да еще и с "откатами". Такое лесное хозяйство экономически бесперспективно, поскольку не обеспечивает даже самовоспроизведения. Система нормативов, действующих в лесохозяйственном секторе, привязана к методике советского времени и не учитывает ни новых технологий, ни особенностей конкретных территорий. Извечный вопрос — что делать?

Положение спасет немедленное размежевание функций лесовыращивания и переработки древесины. Мы до сих пор топчемся вокруг проблемы, когда лиса выращивает цыплят, сама за ними ухаживает и, наконец, ведет их учет и отчитывается. У лесоводов должны остаться функции лесопосадки и лесоразведения, лесоустройства, ухода, защиты леса от вредителей и пожаров с доведением его до возраста главного пользования. Функции же переработки должны перейти к частным субъектам предпринимательской деятельности. Это — практика Европы, практика всего цивилизованного мира. Деловая древесина должна реализовываться исключительно на аукционах по конкурсным ценам. Такое распределение функций автоматически снимает коррупцию и хищническое отношение к природному благу, которое принадлежит всему украинскому народу. Но это еще не все. На сегодняшний день государство не определило законодательно всех форм коррупции и злоупотреблений в лесной отрасли. Этим пользуются представители власти в личных целях, а некоторые представители бизнеса используют эти лазейки для получения коммерческих преференций.

Что же касается человеческого ресурса отрасли, ее администрации, то их уровень не выдерживает никакой критики. Зато наблюдаются повсеместный цинизм, приспособленчество, невежество, непрофессионализм и правовой нигилизм, которые все больше укореняются.

— Вы затронули проблемы экспорта древесины. О ней в украинских СМИ написано больше, чем о Французской революции. И все — негатив. А нельзя ли подробнее об этом теневом грабительском государственном бизнесе?

В Украине нет специальных законов об экспорте леса. Возможно потому, что нет государственной лесной политики. Экспорт осуществляется в общем порядке: никакой предыдущей регистрации в таможенном органе как участника внешнеэкономической деятельности (экспортера лесоматериалов) не требуется. При этом, как свидетельствует практика заготовки, обработки и экспорта лесоматериалов, у подавляющего большинства т.н. экспортеров нет документов, которые бы подтверждали факт легальной заготовки или приобретения древесины. А действующая нормативно-правовая база лесной отрасли делает нерентабельной цивилизованную лесозаготовку. Именно в этом — причина ее упадка, поскольку экстенсивная модель лесопользования, оставшаяся по наследству от СССР, была рассчитана на другую экономику и другие реалии, а в новых социальных условиях она исчерпала себя и перестала работать.

Экстенсивные методы хозяйствования и при этом экспорт круглой древесины поставили крест на дальнейшем развитии лесной отрасли, которая должна быть сбалансирована с потребностями внутреннего рынка, но последний мешает нашим чиновникам, которые за деревьями не видят леса. На т.н. экспорт отгружается высокосортная древесина по низкой цене, в которой заложена соответствующая маржа. Эта маржа оседает на зарубежных счетах лесных баронов и чиновников. В погоне за экспортным кругляком такие "экспортеры" обедняют сырьевую базу, которая в недалекой перспективе приведет к закрытию местных предприятий и деградации лесных районов.

Модернизация лесного сектора заключается в организации глубокой переработки древесины всех сортов на местах. Такая форма должна обеспечить занятость населения, его социальный уровень, развитие инфраструктуры и расширение сопредельных производств. А бороться с негативным фактором сырьевой экономики можно лишь развивая высокотехнологические производства.

Замечу, что нынешняя нормативно-правовая база лесного сектора давно не в состоянии обеспечить интеграцию в нее нужд частного сектора — деревообработки. Ведь бизнес принимает серьезные меры для обеспечения устойчивого и продолжительного доступа к сырью, что является ключевым фактором для принятия обоснованных инвестиционных решений. А потенциал украинского лесного ведомства бессилен перед требованиями рыночной экономики и принципами конкуренции. Бессилен во всех отношениях, потому что ведомство прежде всего думает о собственном кармане.

— Вы — деревообделочник. Хотелось бы услышать, какими факторами сейчас определяется эффективность деревообработки, которая тесно связана с лесной отраслью?

Сегодня уже никто не сомневается в необходимости иметь мощную деревообрабатывающую промышленность. Именно она указывает единственный путь отхода от экспорта круглого леса. Если Украина претендует на статус государства с развитой экономикой, она просто обязана перейти от экспорта к собственной глубокой переработке. Остальное — от лукавого. Например, на предприятии "Цунами" (Волынская обл.), где работают 280 специалистов, создается годовой национальный продукт, эквивалентный 0,5 млрд грн. Такой же продукт создают все лесные предприятия Волынского областного управления лесного и охотничьего хозяйства, где работают более 2 тыс. чел. Комментарии излишни. 

Повторяю, эффективность работы отрасли во многом определяется производством готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. По общему индексу участия в цепочке этого экономического показателя Украина очень отстает не только от ведущих мировых производителей, но и от всех бывших советских республик. Сейчас, по мнению украинских деревообделочников и экономистов, ключевым вопросом развития отечественной глубокой переработки древесины является увеличение добавленной стоимости на кубометр заготовленного леса. Поэтому государству крайне необходима стратегия развития лесного комплекса как минимум на 20 лет, которая должна содержать такие меры, как развитие внутреннего спроса, развитие цивилизованного экспорта и технологий, восстановление отечественной лесной науки и образования. В итоге за 15–20 лет можно ожидать увеличения добавленной стоимости в 1,5–2 раза. Это подтверждает практика развитых стран. Сейчас же вся добавленная стоимость на всех этапах — от древесины на пне до конечного продукта — остается за рубежом и в карманах тех, кто причастен к лесной экономике.

Но вернемся к собственно лесной отрасли. Сегодня т.н. примитивная лесопереработка в государственных лесохозяйственных предприятиях, которые берут себе лес по себестоимости, — это производство с высоким уровнем риска для новых капиталовложений. О какой-либо конкуренции не следует даже вести речь. Несмотря на относительно небольшую капиталоемкость оборудования, производительность такой лесопереработки низкорентабельна и нередко убыточна. Вместе с тем скажу, что тут возникают вопросы. Хватит ли политической воли новому правительству Украины умерить аппетиты лесозаготовителей — как легальных, так и нелегальных, которые правят лесной бал? Увлечет ли президента и правительство идея государственного масштаба — организовать правильное лесное хозяйствование на основе принципов постоянного пользования лесом и сохранения его биологического разнообразия? Или все и дальше будет происходить по принципу "после нас — хоть потоп"? Вопросы не риторические. Ведь именно от государства, от нашего профессионализма зависит, будем ли мы топтаться на месте (как последние два десятилетия, с печалью вспоминая светлые идеи классиков лесной науки) или все же сделаем шаг вперед.

— Вернемся к правовым аспектам рынка древесины, которые сегодня, как и все остальное в лесной отрасли, далеки от требований времени.

— Повышение эффективности лесного хозяйства за счет изменения правил лесопользования — неотложная задача, которую государство и бизнес должны решать уже сегодня. Поэтому переход на рельсы интенсивного использования лесных ресурсов обсуждают специалисты отрасли, бизнесмены-деревообработчики, экологи, Верховная Рада. Всем известна сложная судьба законопроекта №1362 "Об особенностях государственного регулирования деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов". Приняли его 9 апреля 2015 г., а президент Украины Петр Порошенко подписал лишь через три месяца, после того как с соответствующими требованиями к нему обратились народные депутаты Украины и предприятие "Еврошоп-Смыга" (Ровенская обл.).

— Руслан, Гослесагентство Украины мотивирует собственный экспорт 2 млн кубометров древесины (сосны) в год тем, что, дескать, отечественная деревообрабатывающая промышленность не имеет технических возможностей ее переработать. Прокомментируйте, пожалуйста, этот феномен.

В настоящее время в Украине строятся современные высокотехнологические мощные перерабатывающие предприятия в Одесской, Житомирской, Волынской и Ровненской областях. Продолжается техническое переоснащение ряда деревообрабатывающих предприятий Закарпатья. Уже в конце 2017 г. они начнут работать и смогут ежегодно принимать количество древесины (сосны), которая сейчас экспортируется.

— И напоследок. Вы надеетесь на государственную поддержку?

—Как заметил в начале с.г. эксперт программы FLEG II, Всемирный банк (Украина) Михаил Попков на заседании круглого стола, посвященного проблемам лесной отрасли Украины, вывод из анализа состояния лесной отрасли печален: "Государственное управление лесами за годы независимости Украины так и не смогло разработать систему экономических и правовых рычагов, которые бы регулировали работу лесных предприятий с разными сырьевыми возможностями. Ситуацию пустили на самотек, вследствие чего произошло размежевание предприятий по уровню финансового обеспечения. На грань банкротства поставлены предприятия южных и восточных областей, утрачены ориентиры экономической деятельности гослесхозов, созданы тепличные условия для использования различных коррупционных схем при осуществлении их хозяйственной деятельности, подорваны основы справедливости и равенства возможностей, которые были фундаментом стабильного развития отрасли". 

Лучше и не скажешь. Считаю, что многое зависит от решений новой исполнительной власти Украины. Во время встречи 28 апреля  с.г. президента Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана с представителями отечественного и иностранного бизнеса  (у меня была возможность принять в ней участие) Владимир Гройсман заявил, что "…в Украине необходимо изменить систему принятия решений и повысить качество государственного управления, что позволит преодолеть зарегулированность и давление на бизнес, будет способствовать развитию национальной экономики и восстановлению социальной справедливости в стране". 

Лишь общими усилиями мы сможем сформулировать государственную лесную политику, отвечающую национальным интересам страны, которая обеспечит рациональное использование нашего общего богатства — леса, поможет сохранить его для грядущих поколений. Впереди большая и ответственная работа.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно