Внесением 14 июня изменений в закон "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме"
Верховная Рада отложила на неопределенный срок объявление и проведение конкурсов по определению управляющих многоквартирных домов, в которых не созданы ОСМД или ЖСК.
Некоторые смышленые депутаты поняли: если жители за 23 года со времени начала приватизации квартир не сумели оформить свои дома в совместную коллективную собственность, то вряд ли будут спешить сделать это за год - с 1 июля 2015-го до 1 июля 2016 г. С другой стороны, центральная власть приблизилась к пониманию, что если загнать людей в рабство к управляющему, которого на местах определят по "правильно" организованному конкурсу (с участием близких к горраде частных компаний), поменять этого управляющего будет непросто. А это угрожает взрывоопасными социальными последствиями и потерей части избирателей. Поэтому после длительных отсрочек нардепы все же решились внести изменения в упомянутый закон, которые переданы на подпись президенту.
В изменениях в закон записано, что "в период с объявления конкурса по определению управляющего и до момента определения победителя конкурса и заключения с ним договоров о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий продолжают предоставлять в соответствующих многоквартирных домах исполнители услуг, которые предоставляли их до начала проведения конкурса". Хорошо, процедура проведения конкурсов длится 3–5 месяцев. Но законодатель не прописал, с какой именно даты должны объявлять конкурсы. А это значит, что органы местного самоуправления могут отложить их в долгий ящик.
С другой стороны, опыт Тернополя показал, как в позолоченную обертку можно вложить гнилое содержимое. В этом областном центре конкурсы на управление многоквартирными домами городская рада провела еще в 2001 г. По их результатам были определены 12 управляющих жилым фондом и предоставляющих коммунальные услуги в одном лице - по разным микрорайонам города. Победителями стали старые (реорганизованные в частные предприятия, чтобы освободиться от долгов), и новообразованные ЖЭКи. Конкуренции с частными компаниями, которые пришли бы на этот рынок со стороны, в Тернополе не было. Договоры с потребителями в городе заключили на неопределенный срок и, как проинформировало руководство управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии горрады, новых конкурсов на определение управляющих жильем в Тернополе объявлять не будут. И сложилась в целом недопустимая практика - обновленный ЖЭК является балансодержателем жилья и управляющим, который сам предоставляет коммунальные услуги и сам контролирует их выполнение. Нечего и надееяться, что от этого улучшится качество услуг.
В меньших городах области (Черткове, Кременце, Бережанах, Бучаче и других) конкурсы на определение управляющих многоквартирными домами еще впереди. Горисполкомы только планируют их проводить после 1 июля. Правда, еще не определились, сколько надо управляющих для жилого фонда города.
Но где же нормативный документ, который должен был бы определить порядок проведения конкурсов по назначению управляющего жильем? С этим Кабмин явно опоздал. Ведь действующее постановление от 21 июля 2015 г. №631 "О порядке утверждения конкурса по предоставлению жилищно-коммунальных услуг" непосредственно не касается конкурсов на управление домами. Формально типичный договор об управлении домом есть - Кабмин утвердил его еще постановлением от 20 мая 2009 г. №484. Но, несомненно, надо разработать более современный документ, который учитывал бы всю сложность и риски управления именно многоквартирным домом, а не просто домом.
Но когда жителям многоквартирного дома по результатам конкурса все же назначат управляющего, это не означает, что они навечно попали в кабалу. Депутатам хватило здравого смысла внести в закон пункт, в котором сказано: если во время действия договора по управлению многоквартирным домом совладельцы изменят форму управления (т.е. создадут ОСМД, ЖСК) или изберут другого управляющего, они имеют право досрочно расторгнуть этот договор, предупредив об этом управляющего не позднее чем за два месяца до даты расторжения. Но сюда залезает коварный "жук" - объем и виды обязательств, которые возлагаются на жителей многоквартирки при подписании договора с управляющим. Смогут ли они его выполнить, разорвав договор? Поэтому жители и уполномоченные ими лица должны сначала внимательно изучить условия, предложенные в документе, и только после этого подписывать его. А если условия не устраивают, то добиваться компромиссов (уступок) со стороны управляющего.
С другой стороны, предусмотренная законодателем возможность создать ОСМД или ЖСК может отвадить частные компании принимать участие в конкурсе. Они будут знать: определенный объем услуг, который в малых городах и так невелик, может отпасть в любой момент.
Города и городки Тернопольщины хоть и не лидеры в Украине, но и не последние по количеству созданных ОСМД в многоквартирных домах - 38–39% от общего количества. Уровень объединений совладельцев жилья в области колеблется от 35% в Тернополе (392 ОСМД из 1135 домов) до 58% в Бережанах (130 ОСМД из 226 домов), столько же процентов в Черткове (115 ОСМД из 198 домов) и почти 90% в Залещиках (41 ОСМД из 46 домов). В указанных городах жители более или менее активно меняют форму управления домом, поскольку помогают им в этом органы местного самоуправления. Например, в Тернополе городская власть принимает участие в первом после создания ОСМД капитальном ремонте жилья. В областном центре действовала в прошлом и действует сейчас программа поддержки ОСМД на 2016–2018 гг. Объем финансирования не так уж мал - 14,4 млн грн. В Черткове и Бережанах тоже есть местные программы участия городского бюджета в капитальном ремонте и термомодернизации многоквартирного дома с необходимым условием - создать ОСМД. Но в ряде городов Тернопольщины такие программы не работают. Тамошние чиновники по-своему оправдывают пассивность: есть соответствующие государственные программы - так пусть из них и вливают средства. Вот и не удивительно, что в этих городах создано очень мало ОСМД: например в Теребовле - 10 из 107 домов, Бучаче - 21 из 153, да и, наконец, в Кременце, городе областного значения, объединений совладельцев жилья всего 19 из 84 домов.
Причины медленного создания ОСМД самые разные - недостаточная разъяснительная работа, мизерная финансовая поддержка и большая изношенность домов. Но главное - жители, особенно старшего возраста и малообеспеченные, больше всего боятся, что после создания ОСМД останутся наедине со своими проблемами. Поэтому в какой-то части многоквартирных домов (ориентировочно в трети), на мой взгляд, объединения совладельцев созданы не будут. Какую бы широкую информационную кампанию ни проводила и какую бы мощную финансовую поддержку ни оказывала городская рада. Им орган местного самоуправления должен назначить управляющего по результатам конкурса.
Закон "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" - важный шаг навстречу более развитому рынку управления жилым фондом. Законодатели все же помогли избавиться от монополии ЖЭКов, призвав принять участие в конкурсах частные компании. Все чиновники перечисленных райцентров в разговоре со мной высказали пожелание, чтобы участие в конкурсе приняли частные компании и физические лица–предприниматели, которые могут конкурировать с ЖЭКами, и чтобы рынок управления жильем все же заработал. Если бы эти пожелания еще и подтвердились действиями! Ведь конкурсы на то и конкурсы, что должны обеспечить победу участникам, которые в конкурентном соревновании предложат более низкую стоимость и надлежащее качество услуг по управлению домом...