Умеем готовить? А подавать?

9 июля, 2016, 00:00 Распечатать

"Мы финансируем науку не потому, что богатые. Мы богатые, потому что финансируем науку", — несомненно, только невежда будет отрицать сказанное в свое время сороковым президентом США. В полной мере касается это и туризмологии, которая может и должна надлежащим образом "подпереть" отечественную туристско-рекреационную сферу.

Еще не остыл Интернет от многочисленных поздравлений (украинцев украинцами) по поводу победы дочери солнечного Крыма в европейском песенном конкурсе, как СМИ дали новую пищу обожающим разгадывать ребусы читателям. "Помогли" же им в этом как высокие официальные лица, так и эксперты. При этом первые напомнили мне представителей правительства в ходе повторной продажи "Криворожстали", когда информационное пространство было переполнено сообщениями о том, что министры с их помощниками-советниками не знали, на что же потратить "упавшие с неба" НЕОЖИДАННЫЕ миллиарды.

Литовский эксперт В.Чернышук отмечает, что зарубежных туристов на Евровидение-2017 должно приехать 31–35 тыс., ведь эти числа "являются почти константой в течение последних десяти лет". При этом справедливо подчеркивает: "После заявления министра финансов Украины Данилюка о 40 млн евро, которые требуются на организацию фестиваля в Киеве (где уже есть вся инфраструктура и замечательный зал), следует внимательно наблюдать за его руками".

Швеция в этом году потратила на проведение мероприятия 14,5 млн евро. Такую же сумму планируют использовать в следующем году в Украине, сообщил в эфире программы "Право на власть" министр культуры. Но уже в конце июня он отметил, что "в Украине нет арены, которая была бы готова к проведению этого конкурса". Следовательно, Киеву необходимо построить большой современный зал... на берегах Днепра, добавил он.

"Украина будет проводить Евровидение-2017 на своей территории и сделает это на высочайшем уровне, несмотря на тяжелое финансовое положение, — сохранил интригу (относительно стоимости) вице-премьер-министр Павел Розенко. И попутно заметил: — Никаких вопросов о передаче проведения конкурса другой стране и быть не может! Евровидение-2017 пройдет в Украине!".

Слова же премьера о необходимости организовать "всеукраинский конкурс среди мегаполисов-претендентов" (проведения мероприятия) тоже навеяли некоторые мысли. Вплоть до авантюристических. Например, почему бы Виннице не принять участие в конкурсе. Херсон ведь заявку подал! А в нем проживает на 70 тыс. человек меньше. Да и фонтана "президентского" нет...

Очевидно, продолжая такую мысль, главный государственный телевизионщик страны (З.Аласания) предложил провести Евровидение в нескольких городах.

Из приятного — шведы согласились помочь в организации этого нерядового мероприятия. Дай Бог, чтобы их к этому "телу" допустили! Потому что "опыт" уже есть: все помнят Евро-2012, значительная часть средств на организацию и проведение которого разошлась по карманам совсем не близких к футболу людей. Поэтому, очевидно, не помешал бы в этой ситуации общественный совет (из лиц, не заинтересованных в разворовывании).

Что же касается столицы — вероятно, именно она будет принимать участников и гостей Евровидения, — то городская власть до сегодняшнего дня не порадовала общество информацией о том, как именно Киев начал подготовку к этому действу. Будет ли создана — хотя бы на время проведения мероприятия — туристическая полиция (ведь к кому же, как не к ним, обращаться, по крайней мере на английском, иностранцам)? Или хотя бы действующая полиция будет готовиться надлежащих образом: изучать английский и информацию об интересных местах в районах, в которых ведет и будет вести (спланировать маршруты уже сейчас — большого ума не надо) патрулирование? (Несколько месяцев назад спросил об этом одного из столичных полицейских руководителей. Молчит...) Будут ли предлагаться тем же зарубежным гостям почтовые открытки и путеводители (в том числе и на иностранных языках), брелки и другая сувенирная продукция, которая будет информировать как о памятниках мирового значения (и не только в столице), так и об "иностранных" адресах столицы? Ведь, как свидетельствуют результаты мониторинга, в течение нескольких лет проводимого кафедрой страноведения и туризма КНУ им. Т.Шевченко, девять из десяти иностранцев хотели бы посетить в Украине места, где проживали их родственники или родились родители. Туризмоведы по Шевченковой теме знают немало информации (об "иностранном" Киеве), которую и предлагали тому же управлению туризма для надлежащего использования.

К слову: видел ли кто-нибудь в столичных туристических информационных центрах писанки и шкрябанки, крашенки и крапанки? И еще: знают ли иностранные и отечественные туристы, в каких заведениях питания Киева в меню присутствуют бограч, перкельт, поприкаш, рокот-крумпли, лоци печеное, разные виды токанов, страпачки, карбонатки, бухты, кнедлики, сегединский гуляш, човлент, гурка, погачи, подбиваные пасули, репа, дзёбачки, другие блюда закарпатской кухни? А предлагают ли киевские рестораны и кафе традиционные блюда и напитки гуцулов и бойков, лемков и полищуков, старообрядцев и горюнов? Одесчина — конечно же, по желанию — могла бы угостить (и, что очевидно, прорекламировать себя) блюдами гагаузской и албанской, болгарской и молдавской, немецкой и других кухонь. Как и Буковина, и Волынь, Подолье и Слобожанщина... Не хотят или не могут?

Радуют ли регионы креативом?

Сказанное в некоторой степени касается и регионов, где, в частности, никак не научатся (не хотят или не умеют — вопрос риторический) разводить во времени интересные (и популярные) события, прежде всего фестивали. В частности, в богатом такими ивентами Закарпатье они проводятся в один день в разных, удаленных иногда на десятки и сотни километров, местах-городах. Из-за чего и теряют тысячи потенциальных туристов и десятки (если не сотни) тысяч гривен.

Но удивляться этому — себя не уважать. Надо, например, проанализировать "деятельность" (точнее, коэффициент полезного действия) такого образования Закарпатской облрады, как коммунальное предприятие "Агентство регионального развития и трансграничного сотрудничества "Закарпатье" (АРР). Один из размещенных на его сайте проектов под названием "Поддержка экономики Закарпатской области путем развития и промоции ее туристического потенциала", срок действия определил в два года, а общий бюджет — в 15,5 млн грн (в том числе доля средств Евросоюза достигает почти 80%). Формулировка же "конкретных целей" — в лучших традициях "времен распила" (как бюджетных средств, так и иностранной помощи): расширение сети туристической инфраструктуры региона; повышение уровня информированности посетителей региона о его туристическом потенциале через онлайн-ресурсы; создание теоретической базы по управлению туристической инфраструктурой и ее развитию для работников районных администраций, туристических акторов и агентств местного развития. Может, вам, уважаемый читатель, известно, кто такие "туристические акторы"? Поскольку ни один из знакомых туризмологов об этом ни сном, ни духом.

Несколько попыток автора пообщаться с руководством АРР (конечно, на профильную тему) остались без ответа. Такой же была реакция руководителя общественной организации "Одесское областное агентство реконструкции и развития". Совпадение? Не думаю...

Что же касается КПД мероприятий, организаторами которых являются как государственные учреждения, так и общественные организации, то эта тема должна быть под пристальным вниманием прежде всего создателей "95 канала". Например, управление инфраструктуры и туризма Полтавской ОГА на своем официальном сайте анонсировало проведение "очередного информационно-рекламного тура по туристическим объектам Полтавщины", к участию в котором приглашало туристические предприятия Украины, "занимающиеся внутренним туризмом". Цель мероприятия — "активизация туристических потоков на территории Полтавской области, налаживание деловых контактов между органами власти и предприятиями, учреждениями и организациями туристической сферы". То есть приглашаются турфирмы, а о чиновниках только упоминают. О туризмологах даже речь не идет. Но о них — ниже.

А только что проведенный (при поддержке посольства Финляндии в Украине) общественной организацией "Центр развития Пангея Ультима" (Винница) Всеукраинский форум, посвященный зеленому/сельскому туризму в Украине, порадовал руководителями, которые жаждущим знаний "практическим" участникам мероприятия преподносили перлы наподобие "туризм церковный" и "туризм поисковый". Возникает вопрос: по каким критериям определялись-отбирались эти "докладчики"? Как и другой: услышали ли участники мероприятия хотя бы определение бизнес-моделей, информацию о способах продвижения турпродукта, основах внешних коммуникаций и т.п.?

Специалисты справедливо отмечают, что для села теперь рекреационная экономика, экономика знаний (когда продают не картофель, а знания о нем) выгоднее сахарной свеклы. Поэтому учить этому должны были бы и органы власти (для этого не нужны значительные финансовые затраты, а только желание, время и организация), и общественные учреждения, которые для этого и международную помощь получают.

Но чиновничий люд не спешит радовать массы креативом. В подтверждение этого — собственные наблюдения автора за участниками семинара-тренинга "Инновации в туризме и рекреации как средство экономического развития регионов Закарпатья", организованного в мае управлением туризма и курортов Закарпатской ОГА для ответственных за туризм чиновников районного и городского уровней. Один из них указал как достижение созданный упомянутым АРР "Закарпатье" сайт (www.carpathianroad.com), который при использовании имеющейся информации заведет туриста — не удивляйтесь — в другую... область. Именно так: если вы захотите, например, посетить бункер, который является составляющей Линии Арпада, то должны ехать на Львовщину. Поскольку именно такова привязка к этому объекту — село Грабовница. В действительности же фортификация расположена возле села Верхняя Грабовница на Воловеччине. Мелочь? Но не из них ли складывается-формируется представление об околотуристических "господах", а также эффективности использования международной помощи?

Участников семинара только упоминание о ЛГБТ-туризме заставило покраснеть, а некоторых — и смутиться. До сегодняшнего дня эта категория потребителей вызывает противоречивые оценки участников туррынка, но есть и те, кто рассматривает ее как удачную возможность для развития бизнеса. В частности, результаты проведенных в США исследований подтвердили, что расходы гей-туристов на путешествия в среднем на тысячу долларов превышают расходы гетеросексуальных путешественников. Представители сексуальных меньшинств больше интересуются путешествиями, чем люди традиционной ориентации. К слову: Хорватия, обескровленная военным противостоянием с Сербией, сразу же после войны не придумала ничего лучшего (для столь нужного наполнения бюджетов разных уровней), как создавать пляжи для нудистов и ЛГБТ-туристов. И не прогадала.

В изданном туристским управлением Закарпатской ОГА каталоге "Сельские усадьбы Закарпатья приглашают!" о почти половине из 363 сельских усадеб известно только, что расположены они в населенном пункте на определенной улице. Отсутствуют номера телефонов, электронные адреса, страницы в соцсетях (не говоря уже о присутствии на профильных сайтах и порталах). Много ли найдется в Украине желающих покупать в магазине товар с завязанными глазами?

Не заботятся руководители здравниц (санаториев, пансионатов и т.п.), и не только закарпатских, и о том, чтобы приезжий (да и местный) люд просветить-воспитать: на их территории отсутствуют надлежащим образом оформленные плакаты, щиты и т.п., на которых содержится хотя бы лапидарная информация о природе и истории края, выдающихся личностях (в том числе иностранцах), которые имели и имеют к нему отношение, представителях тамошней флоры и фауны. Более того, в некоторых из них информация о физико-химических свойствах минеральной воды, полечиться которой, собственно, и приехали отдыхающие, устарела на десятилетия. Кстати: на Западе до сегодняшнего дня популярны у путешественников и отдыхающих открытки с видами и достопримечательностями местностей, в которых они находятся.

Хотя "креатив" (и не только на Закарпатье) все же найти несложно. Надо просто заглянуть на главную страницу сайта расположенного в Мукачевском районе туристско-оздоровительного комплекса Belle Royalle. Владельцы (несомненно, для непонятливых) так трактуют название: "Бель Рояль", "Белый Рояль". Комментарии, как говорится, излишни...

К единичным же положительным примерам креатива следует отнести намерение Закарпатского венгерского института создать (вместе с Институтом исследований диаспоры) печатный и электронный варианты, а также мобильное приложение украино-венгерского путеводителя "Венгерские адреса Закарпатья" и серию (на этих же языках) историко-краеведческих очерков "Венгерские жилища Закарпатья".

В чем провинились "папередники"?

Популярный в СССР железнодорожный туризм сегодня востребован прежде всего в Германии, Великобритании и Швейцарии. Поэтому считаю логичными мои вопросы как экс-министру транспорта, так и нынешнему руководителю "Укрзалізниці". И если Пивоварский промолчал (а затем удалил со своей страницы в ФБ мой вопрос), то польский легионер, которого на рабочем месте и подчиненные не всегда могут увидеть, его даже не прочитал.

Замечу, что правительством Азарова была утверждена Программа развития железнодорожного туризма на 2011–2012 гг., согласно которой в течение указанного периода железнодорожники должны были развивать туристическую и транспортную инфраструктуру, разрабатывать и организовывать соответствующие туры (в том числе и для иностранцев), усилить сотрудничество с туроператорами и турагентами и т.п. Предполагалось также знакомить с туристическим потенциалом Украины на национальных и международных выставках. Получается, хотя бы прокукарекали...

Чем сейчас объясняется отсутствие этого несомненно высокоприбыльного (ведь в мае билеты в двухместные купе по 800 грн из Киева в Сваляву были в дефиците) вида деятельности железнодорожников — вопрос, очевидно, к руководству ПАО "Укрзалізниця", которое недавно инициировало "поиск лидеров будущих реформ" (именно так указано на официальном сайте ведомства) и пригласило к участию в этом "активных и перспективных железнодорожников с активной жизненной позицией". О других, в том числе и ученых, речь не шла.

К слову: не только "транспортники" игнорируют вопросы, касающиеся туристической тематики. Среди "молчунов" и голова Житомирской ОГА С.Машковский, и городские головы Житомира и Белгорода-Днестровского, и "птицы невысокого полета" — профильные чиновники областного и городского "разлива".

В мире бренды в тренде

Наверное, ради того, чтобы хотя бы частично получить ответы на вопросы, вынесенные в название этой статьи, в столице были организованы и проведены (в значительной степени благодаря руководителю департамента туризма и курортов Минэкономразвития И.Липтуге) два нерядовых мероприятия. Украинские и иностранные специалисты приняли участие в работе международной конференции "Брендинг дестинаций: залог построения успешной репутации". В своей речи вице-премьер по европейской и евроатлантической интеграции И.Климпуш-Цинцадзе справедливо заметила, что туристическая отрасль в Украине, несмотря на значительный потенциал, развита плохо. Прежде всего из-за аннексии Крыма Россией и боевых действий на Востоке государства количество иностранных туристов уменьшилось вдвое. А депутатов Верховной Рады, которых это волнует, можно сосчитать на пальцах только двух рук.

Куратор туристического направления в экономическом министерстве (она же — заместитель министра) Ю.Клименко озвучила десять шагов, определенных правительством. Кроме разработки общенациональной стратегии (на 2016–2020 гг.) и местных программ развития туризма, оптимизации законодательства, обеспечения бюджетного финансирования, создания сети туристических брендов, промоции туристического бренда Украины в мире, это, в частности, и либерализация визового режима, сбор и анализ соответствующей статистической информации, создание эффективной модели руководства отраслью и создание Национальной туристской организации. Туризм, по определению Ю.Клименко, должен стать драйвером экономики.

Генеральный секретарь Всемирной туристской организации (UNWTO) Талеб Рифаи подчеркнул, что в течение многих лет ни экономические, ни политические, ни социальные проблемы не сказываются на стабильности динамики развития туризма. Эксперты возглавляемой им организации прогнозируют количество туристов в 2030 г. в 1,8 млрд человек, которые наполнят бюджеты почти всех стран более чем тремя триллионами долларов. И Украина может — и должна, указал генсек, — занять весомое место в списке принимающих государств. Но для этого следует закатать рукава всем: и чиновникам, и туризмологам, и представителям бизнеса.

Спикеры сессии "Влияние научно-технической революции на брендинг дестинаций" отметили, что маркетинг содержания, обмен опытом и мнениями влияют на имидж и репутацию любой туристской дестинации. Представитель Google Ukraine Д.Шоломко указал: "Бренды, в которых отсутствует изюминка, не продаются". Поэтому, несомненно, профильным представителям власти следует прислушаться к этому совету работника учреждения, которое в прошлом году заработало 128 млрд долл. Основатель же рекламного агентства Postman Я.Ведмидь рассказал о собственном опыте продвижения сайтов "Новой почты" и Lifecell, Буковеля и сети ресторанов Carte.l и указал, что сейчас возглавляемая им команда реализует проект, который имеет целью превратить Чернобыль в мощный магнит для любителей экстрима.

Кстати: многие ли из вас, уважаемые читатели, знают о таком волынском лакомстве, как мацик? Испания подобными деликатесами (хамон) весь мир завоевала/завалила. Мы же (прежде всего власть) не умеем/не можем/не хотим (?) надлежащим образом ценить, рекламировать и распространять свои аутентичные продукты.

На этой же конференции присутствующими на ней представителями региональных туристских организаций был подписан Меморандум о взаимопонимании между регионами Украины о создании Национальной туристской организации. И.Липтуга указал, что Украина, очевидно, последняя страна в мире, в которой до сих пор нет НТО, цель которой — консолидировать и объединить туристическую отрасль. А Т.Рифаи подчеркнул: "Создание этого института позволит координировать все действия и активизировать работу региональных ассоциаций. Когда мы объединяемся, выигрывают все".

Патриотизмом науку не заменить

"Мы финансируем науку не потому, что богатые. Мы богатые, потому что финансируем науку", — несомненно, только невежда будет отрицать сказанное в свое время сороковым президентом США. В полной мере касается это и туризмологии, которая может и должна надлежащим образом "подпереть" отечественную туристско-рекреационную сферу. В этом смысле показательна позиция членов Научного совета по туризму и экскурсиям Минэкономразвития, которые на учредительном заседании этого совещательного института единодушно поддержали предложение своих коллег из Киева (проф. О.Любицевой) и Ивано-Франковска (проф. В.Великочия). Об этом же на "туристских" парламентских слушаниях сказал и глава профильного комитета А.Палатный.

Очевидно, что развитие такого мощного явления, как туризм, нуждается в научном сопровождении, и сегодня для более чем десяти наук туризм является объектом их исследования. В течение 1992–2014 гг. в государстве в разных научных отраслях (прежде всего экономических и географических) защищено более 460 "туристских" диссертаций (кандидатских и докторских). Сейчас же специалистов для этой сферы готовят свыше 100 отечественных вузов. О чрезвычайно высокой популярности направления "туризм" у выпускников школ не знает разве что ленивый. Поэтому оформление отдельного научного направления — туризмологии как социо-экономической и социо-гуманитарной дисциплины по теории и методологии туризма — потребность даже не острая, а неотложная.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно