УКРАИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ: ДНЕМ С ОГНЕМ…

Поделиться
ХХІ век справедливо называют веком информационного общества. Помните Рудольфа-Родиона — персонажа любимого многими фильма «Москва слезам не верит», который говорил: «Скоро в мире ничего не будет...

ХХІ век справедливо называют веком информационного общества. Помните Рудольфа-Родиона — персонажа любимого многими фильма «Москва слезам не верит», который говорил: «Скоро в мире ничего не будет. Будет только телевидение. Одно сплошное телевидение». Отчасти он прав. Правда, с поправкой на современные реалии, во главу угла вместо телевидения нужно поставить информацию. Сегодня феномен информационного насыщения общества связывают не столько с газетами, радио или телевидением, но в большей степени со «всемирной паутиной» — Интернетом. Безграничные возможности мировой информационной сети позволяют ей быть всем: масс-медиа и универсальным средством коммуникации, библиотекой и музеем, учителем и деловым посредником.

Справедливо также и то, что сегодня общество, не успевающее включиться в глобальный информационный поток, автоматически оказывается «на задворках» мировой цивилизации. Вспомним слова «отца» Интернета Билла Гейтса: «…Если тебя нет в Интернете, значит, ты не существуешь». Да, можно в подтексте этого изречения уловить леденящие душу черты антиутопии. Но посмотрим правде в глаза: статистика доказывает, что страны, в которых Интернет наиболее развит, являются самыми процветающими в мире. И никакого «случайного совпадения» тут быть не может.

Существуем ли мы на информационной карте мира?

По данным американской компании Nua.com, 10 % населения Земли, или 580, 78 млн. человек, имеют доступ к сети Интернет. По уровню проникновения во «всемирную паутину» в мае 2002 года лидировала Исландия, 69,8 % населения которой имело доступ к Интернету. Второе место по этому показателю заняла Швеция (64,68% жителей), третье — Дания (60,38%), далее — Гонконг (59,58%) и США (59,1%). Очень важный момент: в ходе исследования выяснилось, что «цифровой разрыв» между развитыми и развивающимися странами продолжает увеличиваться. В Европе проживают 32% интернетчиков, в Латинской Америке — всего 6%, на Ближнем Востоке и в Африке — 2% всех пользователей сети. Это связано со слабым развитием телекоммуникаций в этих регионах. И здесь не важно, где причина, а где следствие: количество пользователей Интернета обусловлено уровнем жизни населения развитых стран или уровень жизни в этих странах повышается благодаря массовому использованию возможностей Интернета. Скоре всего, в настоящий момент можно говорить уже о «взаимодополняющем эффекте» социально-экономического развития и широкого использования «всемирной паутины» в технологически развитых государствах.

Сегодня очевидно, что Интернет способствует безграничному росту человека как в личностном, гуманитарном, так и в профессиональном плане. А в экономике, да и во всех без исключения сферах человеческой жизнедеятельности кадры решают все. Без человека, без его навыков и присущего ему творческого потенциала сложнейшие интеграционные системы управления, фантастические мультимедийные ресурсы превращаются в груды металлолома.

Впору задаться вопросом: а где место Украины на информационной карте мира? К сожалению, приходится признать, что даже если бы такая карта и существовала, то вряд ли бы мы нашли на ней название родной страны. Вновь обратимся к цифрам. В Украине количество индивидуальных пользователей всемирной информационной сети едва достигает 0,5 млн. человек. Для сравнения: в соседней России Интернет используют 15 млн. человек, в США — 172 млн. (!). Комментарии излишни. Приходится, к сожалению, констатировать: на условной информационной карте мира сегодня мы находимся где-то в районе абстрактного «белого пятна», которыми на картах принято обозначать terra incognita.

Что нужно, чтобы мы «появились» в информационном пространстве?

Тут должно сработать множество факторов. Безусловно, нужны структурные реформы в экономической сфере, которые бы позволили не только покупать иностранные лицензии в сфере телекоммуникаций, но и доводить до ума, внедрять отечественные «ноу хау», развивать собственную информационную инфраструктуру на мировом уровне. Чем, кстати, «УкрСат» занимается на протяжении вот уже около десяти лет, не беря ни копейки ни у государства, ни у иностранного капитала.

Ни для кого не секрет, что Украина является ценнейшим коридором по транспортировке информационных потоков. А это даже не сотни миллионов, это многие миллиарды долларов. Мы говорим о том, что Украине нужно 50 миллиардов долларов иностранных инвестиций для структурных преобразований экономики (при реально «собранных» четырех). Тонны бумаг исписаны под различные национальные программы и проекты, призванные вывести Украину из затяжного кризиса и превратить ее из виртуального объекта на географической карте мира в конкурентоспособного и сильного игрока на мировом рынке. Но почему-то мало кто задумывается об изыскании мощнейших внутренних резервов, о поднятии того бесхозного «золота», которое буквально лежит у нас под ногами. Почему-то мало кто у нас вспоминает о том, что, как утверждает Михаил Павловский, доктор экономических и технических наук, народный депутат Украины, каждая третья новая технология в мире основана на идеях или научных изысканиях Украины либо принадлежит «перу» выходцев из нашей страны. Спрашивается: если мы такие умные, то почему тогда нищие?

Впрочем, широчайшие возможности информационных сетей — не единственные в списке перспективных, но практически не используемых нашей страной. Можно вспомнить и о богатейших украинских черноземах, о выгодном географическом положении, могучем промышленном потенциале, перспективном украинском туризме и т. д. и т. п. Уже неоднократно поднималась краеугольная проблема Украины — острейший дефицит профессиональных топ-менеджеров, которые бы вдохнули дух созидания в омертвевшую материю нашего хозяйства, заставили бы проснуться эту «спящую красавицу» — Украину.

В результате всех этих размышлений можно прийти к единственному выводу: и менеджмент, и телекоммуникации, и технологии вместе с инвестициями — все это лишь промежуточные, второстепенные инструменты для процветания страны. Важнейшим фактором, в любом случае, является человек, профессионал, творец. Еще конкретнее — маленький человек, который сегодня сидит за партой и от которого завтра в Украине будет зависеть все. Что мы в него вложим, какое образование ему дадим — именно от этого зависит, появится ли наша страна на информационной карте мира, будем ли мы процветать либо продолжим прозябание в постыдной нищете.

Ясно одно: Украину сегодня спасут «интегральные» специалисты. С одной стороны, овладевшие своей профессией на уровне общемировых стандартов, с другой, способные на нестандартные решения, креатив, инновации. Нужно наконец преодолеть прижившийся в украинской образовательной системе «комплекс неполноценности». Именно он сегодня провоцирует ситуацию, когда серьезно котирующимся признается диплом западного образца. И это при нашем огромном образовательном потенциале!

В Украине есть все предпосылки для повышения престижа отечественного образования. И не только кадровые, но и технологические, и финансовые. Очевидно, что столь крупные государственные программы, как информатизация образования, требуют серьезной финансовой поддержки. И эта поддержка предоставляется уже сейчас. Многим представителям крупного бизнеса присуща активная гражданская позиция! Бизнес-элита прекрасно понимает огромную важность таких вопросов, как улучшение качества образования за счет внедрения высоких технологий — это непременное условие воспитания будущей интеллектуальной элиты страны. Немаловажным является и сохранение существующего сегодня творческого потенциала Украины. Сегодня речь идет даже не о необходимости привлечения финансового потенциала крупных бизнес-структур для поддержки масштабных государственных программ, а о необходимости координации усилий, уже предпринимаемых бизнес-элитой, в том числе и в гуманитарной сфере.

В качестве одного из наиболее ярких примеров тут можно вспомнить деятельность Богдана Губского. В 2000 году Губский, доктор экономических наук, профессор, успешный бизнесмен, несказанно удивил большую часть «бизнес-элиты», объявив о создании фонда «Украина-XXI век» — общественного механизма поддержки и развития интеллектуального ресурса страны. Среди направлений деятельности фонда — организация конкурсов, победители которых получают гранты на реализацию перспективных для государства проектов, и таким образом реализуют свой творческий потенциал. Несомненно, что организация «фонда Губского» (как его окрестили в интеллектуальных кругах), ориентированного на поддержку творческих сил страны, способных быстро и конструктивно отвечать на «веяния» нового времени, вызвала непонимание также и у закостенелых бюрократов, привыкших мыслить категориями «распределения материальных ресурсов». Однако фонд Губского нашел поддержку у людей, осознающих необходимость сплочения интеллектуальной элиты Украины, ориентации ее усилий на проведение «интеллектуальной реформы» в стране. Деятельность фонда Губского поддержали многие предприниматели, ученые, политики.

Стратегически мыслящие топ-менеджеры понимают: образование и интеллектуальное становление Украины — это та сфера, в которой каждая вложенная копейка воздастся сторицей и для государства, и для бизнеса. И, в первую очередь, полноценное, на уровне мировых стандартов образование является той «закваской», на которой поднимется молодая украинская элита. И здесь нужно начинать с самого малого — со школьной скамьи.

Имеет ли украинский школьник право на информацию
и коммуникацию?

Теоретически, декларативно — имеет. Если исходить из краеугольных принципов Конвенции по защите прав детей, ратифицированной Украиной в 1991 году. Или если опираться на недавний доклад «ЮНЕСКО и информационное общество для всех», в котором говорится: «Право на информацию и право на коммуникацию для каждого — обязательные условия существования современного демократического общества». А на практике?

1 сентября в Украине впервые пойдут в школу 550 тысяч детей, а всего за школьные парты сядет более 6,3 миллиона учеников. В дошкольные и внешкольные заведения придет около 2, 5 миллиона детей, в профтехучилища — более 520 тысяч, а в вузах различных типов и форм собственности будут учиться 2,2 миллиона студентов. Четверть населения Украины 1 сентября примется за учебу! Иногда и сухая статистика может стать поворотным пунктом в небанальном восприятии слишком уж тривиальных, зажеванных обыденностью вещей. Прозрачный вывод, который напрашивается сам собой: успех реформ и продвижения Украины к богатству напрямую зависит от смены поколений, прихода новой формации всесторонних профессионалов, команды высокого уровня, ядром которой будет ярко выраженная гуманитарная и информативная составляющая. И эту команду можно создавать уже сегодня, начав с обучения информатике и обращению с информационными потоками нынешних школьников.

К сожалению, реалии жизни вносят в описанную радужную перспективу свои изменения, и зачастую эти изменения оказываются не слишком радужными. Как часто родители нынешних школьников сталкиваются с тем, что компьютер в школе есть, но он единственный и стоит в кабинете директора? Как часто классы информатики оказываются запертыми едва ли не на амбарный замок? Официальная причина «чтобы ученики что-то не сломали», а на самом деле преподаватели просто боятся компьютерной техники, а потому и сами к ней на пушечный выстрел не подходят, и детей не пускают. И даже школьные психологи с азартом включаются в эту «игру», часами разглагольствуя о вредном воздействии компьютера и тем паче компьютерных игр на неокрепшую психику ребенка.

Конечно, детей надо оберегать, в том числе и от вредного воздействия компьютера, телевизора, боевиков, фентези и многого другого. Однако право на защиту, вполне естественное, когда речь идет о детях, означает не изоляцию маленьких граждан от жизни, а максимально возможную адаптацию процесса познания мира, в том числе и современных информационных технологий, к особенностям детской психики. Поэтому компьютеризация школ не может ограничиваться поставкой техники в классы. Сюда входит и создание учебных программ, и обучение преподавателей, которые могли бы постепенно, дозировано и, главное, в доступной ребенку форме объяснить, рассказать, помочь, научить ориентироваться в информационном потоке. Помощь необходима не только школьнику, но и учителю. В частности, можно говорить об организации конкурсов на лучшую образовательную программу по информатике, разработках системы оценки знаний, обучении преподавательского состава основам «компьютерной экологии» и многом другом. Все это делается уже сегодня!

К сожалению, говоря о пресловутом «вредном воздействии» компьютеров и Интернета, мы почему-то не вспоминаем о том, что дети, которых сегодня столь рьяно «охраняют от жизни» педагоги, через несколько лет войдут во «взрослый мир». Насколько же серьезным будет для них психологический шок, когда они внезапно обнаружат, что реальная жизнь гораздо разнообразнее, энергичнее, насыщеннее во всех отношениях, чем ставшее им привычным «тихое прозябание» на школьной скамье под неусыпным присмотром борцов с технологическими новинками?

Надо смотреть правде в глаза. Не давая нынешним школьникам возможности овладеть современными информационными технологиями, образовательная система заведомо обрекает их на неудачи и поражения в их будущей профессиональной деятельности. И это в условиях, когда весь мир пришел к необходимости активного использования информационных потоков! А мы что будем иметь через несколько лет? Общество неудачников и нереализованных возможностей? Общество социальной некомпетентности, в котором бывшие инженеры, ученые, военные, учителя фактически выброшены из стремительного потока жизни и вынуждены торговать: фильтрами для воды, орифлеймами, сникерсами-твиксами, рекламной площадью, турецким бельем… Но ведь все это мы проходим уже сегодня! Так зачем же повторять ошибки?

В то же время, к примеру, в Америке и Западной Европе существует суперпрогрессивная образовательная методика «Head start» («Первые шаги»), направленная на детей дошкольных учреждений. Представьте: одним из ее элементов является преподавание малышам основ компьютера и бизнеса (!) Да, все это происходит в игровой форме. Но ведь тут схвачена главная особенность образования: у четырехлетнего ребенка — превосходная память и огромная восприимчивость ко всему новому.

Проанализировав все это, четыре года назад руководство компании «УкрСат» начало реализацию программы «Молодое поколение — в XXI век». Очевидно, что в условиях постоянной нехватки средств нужны совместные усилия Минобразования, коммерческих структур, негосударственных организаций для того, чтобы наконец-то сдвинуть с места вопросы оснащения учебного процесса новейшими телекоммуникационными средствами. Наш вывод был однозначен: без полного комплекса Интернета в украинских школах не может быть полноценного образования. И если мы не начнем взращивать будущую украинскую элиту с помощью новейших информационных технологий, то завтра может быть уже поздно.

Именно поэтому в 1999 году компания «УкрСат» начала беспрецедентный проект — бесплатное обеспечение украинских школ компьютерами и доступом к Интернету. На первом этапе компьютеры и доступ во «всемирную паутину» получили 176 школ Киева. И это менее чем за год! Параллельно было организовано обучение преподавательского состава основам пользования компьютером, обеспечено техническое сопровождение и обслуживание поставленной в школы техники. Сегодня специалисты «УкрСат» помогают школам в разработке вэб-страниц, размещают их в Интернете, проводят семинары и консультации относительно работы в Глобальной сети. В рамках программы «Молодое поколение — в ХХІ век» «УкрСат» предоставляет образовательным учреждениям доступ в Интернет в объеме не менее 10 часов в сутки. Благодаря образовательному Интернет-порталу, созданному «УкрСат», педагоги и ученики находят полезную информацию, участвуют в телеконференциях, виртуальных заседаниях клуба эрудитов, образовательных Интернет-проектах, олимпиадах. Учреждены денежные премии для учеников — победителей олимпиад по информатике и их учителей-наставников. Проводятся различные конкурсы для всех участников Интернет-сектора. И все это не за средства Всемирного банка, не за счет государственных субсидий, а за средства частной компании.

«Поле деятельности» «УкрСат» не ограничивается только столицей. Проводится второй, региональный этап программы, в результате более 600 школ по всей Украине компьютеризировано и подключено ко всемирной информационной сети через Центр управления системами спутниковой связи компании «УкрСат». Теперь дети Обуховского, Фастовского, Броварского районов Киевской области, Харьковской, Днепропетровской, Закарпатской, Запорожской областей, Крыма и города Киева могут пользоваться всем тем интеллектуальным богатством, которое наработало человечество. Дети «глубинки» получили шанс стать высокообразованными людьми.

Как превратить украинский «хутор» в «глобальную деревню»?

Как вы думаете, чем отличается украинский фермер, скажем, от голландского? По характеру труда почти ничем. Кроме одного: голландский крестьянин, живя в деревне, пользуется всеми благами городской жизни. И делает он это с помощью Интернета, будучи включенным в глобальную информационную сеть. Он имеет доступ к крупнейшим библиотекам мира, посещает Лувр и Эрмитаж, в режиме real video принимает участие в важнейших мировых событиях; он может заочно учиться, не выезжая из родной деревни, торговать своей продукцией, рекламировать ее — и все это лишь посредством компьютера, подключенного к Интернету.

Теперь посмотрим на положение дел в украинском селе. Сельская молодежь в подавляющем большинстве рвется в город. Сегодня молодому человеку, закончившему вуз, просто невыгодно возвращаться в родную деревню, работать на земле. Почему? Нет перспектив получить высокооплачиваемую работу, комфортный быт, вкусить все блага городской цивилизации. А главное — украинское село изолировано от мировых информационных потоков. Если мир можно условно назвать глобальной деревней, то наша страна, обладающая колоссальным аграрным потенциалом, но практически отрезанная от информационных потоков, поневоле превращается в глухое информационное захолустье.

Среди прочего там существует огромная потребность в учебниках, методических материалах, художественной и общеобразовательной литературе. Местные библиотеки не в состоянии подписаться даже на периодику, не говоря уже о других изданиях. Как видим — почти тотальная информационная блокада. И это в ХХІ веке, который справедливо назван веком открытого информационного общества.

Выход из этого положения дел один: спасение украинского села — в его компьютеризации. А начинать нужно опять же с сельских школ. Чтобы молодежь оставалась работать в своем селе, поднимала это непаханое черноземное золото, нужно, чтобы она была «вооружена» Интернетом, всей необходимой оргтехникой и информационными технологиями, которые бы позволяли ей «не выпасть» из мирового информационного поля, не чувствовать себя ущемленной, изжить извечный комплекс «хутора цивилизации». Именно всеобщая информатизация украинской деревни сотрет пресловутые различия между городом и селом. С этим, думается, согласится каждый.

Именно поэтому третий этап реализации благотворительного проекта компании «УкрСат» ориентирован на информационное обеспечение села. Специалисты компании устанавливают в сельских школах компьютеры и подключают их к Интернету. Но не только. Параллельно село обеспечивается надежной телефонной связью, техникой, гарантирующей устойчивый прием теле- и радиосигналов. И это только часть проделанной работы.

Конечно, процесс информатизации села сопряжен с определенными сложностями. Одно дело — подключиться ко «всемирной паутине» в городе, где для этого создана соответствующая телекоммуникационная инфраструктура. И совсем иное — сделать это в районном центре, а тем более — в селе, где практически отсутствуют не только Интернет-провайдеры, а зачастую и качественная телефонная связь. Зато существует огромное количество старых нецифровых АТС, в учреждениях нет свободных телефонных номеров и компьютерной техники. Сегодня практически невозможно прийти в отдаленный регион, в «глубинку» с неразвитой телекоммуникационной инфраструктурой без технологий, на которых работает «УкрСат». Компания располагает современнейшим телепортом и одним из самых мощных в Европе Центром управления системами спутниковой связи. И только благодаря использованию этого комплекса и современных высоких технологий «УкрСат» может сделать доступной любую точку в Украине и во всем мире.

Все это позволило в сентябре 2000 года начать программу бесплатного предоставления доступа к Сети сельским школам. Именно появление Интернета создаст реальные предпосылки для решения нынешних проблем села. Плюс породит невиданные доселе возможности для продвижения нашего среднего образования в сторону прогрессивных методик и стандартов. Во всем мире сейчас активно используются возможности новейшей образовательной технологии — дистанционного обучения. Почему бы нам, в той же украинской деревне, с помощью Интернета, не осуществить прорыв в образовательной сфере? «УкрСат» готов наладить и технологически обеспечить этот процесс. Игра стоит свеч, ведь сельские ребята смогут получать информацию из наиболее авторитетных мировых источников. Каждый ученик при желании получит возможность общаться с лектором, находящимся в любой точке мира.

И это далеко не все. Многие директора сельских школ, которым помог «УкрСат», делились своими впечатлениями о том, насколько изменилась жизнь сельской глубинки с появлением Интернета. В школы ходят теперь всем селом, чтобы отправить письмо в столицу, в областной центр, в другую страну. Многие находят друзей в разных точках земного шара, переписываются с ними, посещают мировые музеи и библиотеки. Педагоги рассказывают о том, как у ребят загораются глаза, когда они садятся за диковинную, «взрослую» машину под названием компьютер.

Но тут возникает интересный парадокс: технические возможности «УкрСат» и творческий потенциал персонала компании позволяют расширить деятельность по подключению сельских школ к Интернету на всю территорию Украины. Но для этого необходимо получить лицензии на использование соответствующих радиочастот во всех областях. Уровень развития коммуникаций в сельской местности зачастую не оставляет иных возможностей для организации устойчивой связи, кроме как с использованием спутниковых технологий. Однако, несмотря на то, что деятельность компании в этой сфере направлена прежде всего на развитие используемой государством инфраструктуры, Госкомсвязи до сих пор не собрался выдать лицензию на частоты по всей Украине. Вероятно, такую позицию можно объяснить тем, что Госкомсвязи в первую очередь заботится о предоставлении режима «максимального благоприятствования» Укртелекому. Казалось бы, Укртелеком, имея «карт-бланш» на деятельность в областях, должен, в свою очередь, озаботиться и вопросом подключения сельских школ к Интернету, тем более, что о необходимости развития инфраструктуры села неоднократно говорилось на разных уровнях — от областных советов до Президента. Однако…

И это не вызов конкуренту! Компания «УкрСат» отнюдь не против конкуренции, тем более, в такой благородной области, как образование и становление интеллектуального потенциала страны. Напротив, пусть конкурентов будет как можно больше, пусть в результате соревнования между ними села получат более качественную связь, а сельские школьники — неограниченный доступ ко всем знаниям мира, пусть их родители смогут смотреть телевизор, не отвлекаясь на перетаскивание старенькой антенны из угла в угол в «погоне за сигналом». Пусть, в конце концов, право творить добро станет не «правом обеспеченного», «привилегией наиболее достойного», воспринимающего помощь своей стране не как повод для похвальбы, а как рутинную работу, но неизменно с высочайшим качеством.

Вероятно, в недалеком будущем наиболее пытливые и способные ребята откроют с помощью Интернета собственный бизнес, начнут изучать иностранные языки, играть на бирже, разрабатывать собственные компьютерные программы… Если сегодня предоставить украинским школьникам возможность стать «гражданами мирового информационного пространства», то завтра буквально на глазах возродится сельское хозяйство, а вместе с ним и вся украинская экономика.

P.S. Недавно департамент внутренней политики секретариата Кабинета министров обнародовал информацию о том, что в ближайшие годы Украина должна перейти «к новому типу гуманистически-инновационного образования, которое будет содействовать мощным изменениям в производстве, духовном возрождении, политических отношениях, быту и культуре», согласно утвержденной Президентом Украины в апреле нынешнего года Национальной доктрине образования. Важнейшим из приоритетов этого документа названо внедрение в образование информационных технологий. Остается надеяться, что чиновники не превратят инновационное распоряжение Президента в очередную бумажную декларацию. По крайней мере, компания «УкрСат», которая внедряет IT-технологии в украинское образование, безвозмездно вкладывая собственные средства, готова оказать реальную помощь государственной образовательной системе. И это уже происходит не на словах, а на деле.

Компания «УкрСат» — стопроцентное украинское предприятие, лидер в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, крупнейший в Украине оператор на рынке спутниковой связи, провайдер высшего уровня. В техническом арсенале компании — практически неограниченные возможности в сфере проектирования, строительства и обслуживания информационно-телекоммуникационных комплексов. Среди основных направлений деятельности компании «УкрСат» — создание магистральных каналов для высокоскоростной передачи больших объемов информации. Компания обслуживает более 450 спутниковых станций, размещенных по всей территории Украины, имеет собственную оптико-волоконную сеть в Киеве. «УкрСат» осуществляет проектирование, создание и обслуживание корпоративных систем обмена информацией; занимается созданием и сопровождением систем спутникового теле- и радиовещания; предоставляет услуги сервис-провайдерам Интернета и пользователям по выделенным и коммутированным линиям; осуществляет пейджинг по всей Украине. Компания также занимается международной телефонией, транкингом, спутниковой навигацией движения транспортных средств, осуществляет полный комплекс работ по защите информационных потоков.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме