В настоящее время по предложению Минтранcсвязи Украины обсуждается «Проект концепции государственной целевой программы конверсии радиочастотного ресурса Украины на 2006—2015 годы».
Появление документа, так или иначе посвященного проблеме конверсии радиочастот, ожидается давно, тем более что последние шаги научно-исследовательского характера в этом направлении были сделаны теперь уже в далеком 2000 году, а действующий новый Закон Украины «О радиочастотном ресурсе Украины» существенно расширил содержание термина «конверсия радиочастотного ресурса». Эти два обстоятельства, а также ожидания огромной, без преувеличения сказать, армии заинтересованных и тревожащихся за судьбу процесса конверсии радиочастот лиц делают даже этот первичный документ не просто актуальным, а по-настоящему злободневным.
Идейным и материальным стержнем документа является аргументированное доказательство необходимости проведения конверсии радиочастот за счет выделения бюджетных средств. Следует признать, что авторам удалось, последовательно рассуждая, привести убедительные доводы в пользу бюджетного обеспечения программы.
Однако все это может понадобиться только в том случае, если оппоненты авторов разделяют идею проведения конверсии и готовы ее отстаивать. В противном случае первый же закостенелый противник может сразить неотразимым аргументом: жили без конверсии, проживем еще, есть дела поважнее.
Такое возможно потому, что документ является проектом концепции государственной целевой программы конверсии радиочастотного ресурса, а не проектом концепции проведения самой конверсии.
Именно в этом главном, прежде всего, документ расходится с требованиями «Временного регламента Кабинета министров Украины», где четко прописано, что должна собой представлять концепция, в каких случаях и для чего она разрабатывается.
Не менее важным обстоятельством является и тот факт, что жизненная необходимость конверсии радиочастот для Украины и ее современных условий не доказана. Более того, в документе об этом не сказано ни слова.
Авторы документа со ссылкой на действующее законодательство считают главным необходимость соответствия украинских нормативных документов об использовании радиочастотного ресурса европейским, выдвигая это обстоятельство одним из необходимых для присоединения Украины к Европейскому Сообществу.
В таком случае абсолютно непонятным является 10-летний срок проведения конверсии. Означает ли этот срок, что присоединение Украины к ЕС произойдет не ранее 2015 года?
Если динамика процесса объединения будет существенно оперативнее, а сближение законодательств может рассматриваться как процесс, то необходимо, вероятно, поделить 10-летний период на составные части, на протяжении каждой из которых будет выполнена какая-то из составляющих общей задачи конверсии, и показать, как при этом будет конкретно происходить сближение соответствующих положений действующих законодательств.
С указанной точки зрения необходимо и разделы государственной целевой программы конверсии радиочастотного ресурса Украины привязать к составляющим частям периода, который выделяется для проведения конверсии.
Остается отрытым и вопрос о том, в каком состоянии находится проблема проведения конверсии в ЕС. Если там она завершена, то необходимо, наверное, и в Украине определить конечный срок проведения конверсии. Если же этот процесс в странах ЕС продолжается, то соответствующим образом необходимо планировать конверсию радиочастотного ресурса в Украине.
Практическими шагами по проведению конверсии авторы документа видят выполнение научно-исследовательских работ, направленных (как сказано в документе) на определение возможности конверсирования радиочастот, и выполнение работ по замене оборудования специальных пользователей, которое принадлежит к диапазонам, подлежащим конверсии.
В документе такого уровня, как концепция, вероятно, необходимо четко указать те диапазоны (полосы) радиочастот, которые подлежат конверсированию, тем более что на проведение конверсии планируются бюджетные затраты. Если при этом изменяется служба или технология конверсируемого диапазона (полосы) частот, то это обстоятельство должно отмечаться особо, поскольку в этом случае предположительно будут осуществляться большие затраты.
Поэтому никак нельзя согласиться с кратким перечислением конверсируемых диапазонов, которое выступает естественным продолжением цели научно-исследовательских работ. Тем более недопустимо, что перечисление заканчивается словами «и другие». Как правило, обычно бывает так, что за словами «и другие» скрывается значительно большее число позиций, нежели это указано непосредственно в перечислении.
Все это делает документ достаточно неопределенным.
Неопределенность усиливается после ознакомления с таблицами распределения средств по годам планируемого периода проведения конверсии. Вряд ли можно априори согласиться с тем, что предполагается ежегодное расходование одинаковых сумм. Это, скорее всего, является следствием того, что авторы документа не имеют никакого плана проведения конверсии, не говоря о необходимости иметь представление о содержании каждого пункта этого плана.
Отсутствие плана становится очевидным, когда предусматривается, что расходование средств на демонтаж оборудования конверсированных частот, а также на покупку нового оборудования и его монтаж по результатам научно-исследовательских работ начинается в тот же год, который определен для начала научно-исследовательских работ: как можно планировать расходы по результатам, которых еще нет?
Возможен обратный вариант, который состоит в том, что заранее хорошо известно, какое оборудование, находящееся в распоряжении специальных пользователей, должно быть заменено и известны варианты замены. В этом случае не очевидна необходимость проведения научно-исследовательских работ.
В результате суммирования затрат за период проведения конверсии общие затраты на выполнение всей программы достигают 240 млн. грн.
Этот финансовый результат сопоставляется с бюджетными доходами от выдачи лицензий на использование освобожденных в ходе конверсии радиочастот. Привлекая зарубежный опыт лицензирования радиочастот, в документе прогнозируются доходы на уровне одного миллиарда гривен.
Полученная в ходе таких рассуждений итоговая цифра представляется весьма сомнительной главным образом из-за большой разницы в ценах на использование радиочастотного ресурса за рубежом и в Украине.
Как показывает история радиочастотного лицензирования в Украине, попытки сблизить цены на использование радиочастот с европейскими заканчивались фиаско для инициаторов подобных акций. Поэтому имеет смысл попытаться оценить иной выигрыш от конверсии. Этот выигрыш может и должен состоять в ожидаемых постоянных многолетних отчислениях в бюджет в виде налогов от развития рынка информационно-телекоммуникационных услуг на базе внедрения радиотехнологий в конверсированных диапазонах радиочастот.
Однако подобная бизнес-оценка может быть проведена на основе обстоятельного плана конверсии радиочастот, наличие которого в концептуальных документах предусматривается в вышеупомянутом «Временном регламенте КМУ», введенном в действие постановлением КМУ от 5 июня 2000 г. № 915.
Все вышеизложенное настраивает на пессимистический лад, поскольку нормативно необходимый документ, предназначенный для внедрения наиболее эффективного механизма реализации правительственной политики в той ее части, которая имеет значимые социальные последствия, остается на сегодня далеким от минимально определенных норм.
Теперь уже очевидно, что при самом лучшем временном графике совершенствования документа можно ожидать начала проведения конверсии только в 2007 году. Это означает, что первые практически зримые результаты появятся не раньше конца 2008 года.
На сегодня еще не сформировано понимание, для какой части диапазонов частот, предполагаемых для конверсирования, можно ожидать изменения их статуса и оперативного вовлечения в процесс внедрения и использования как общедоступных для всех операторов.
Если же учесть, что существует острая заинтересованность в ряде диапазонов, открытие которых уже несколько лет постоянно отодвигается различными обещаниями, то вопрос, вынесенный в заголовок настоящего материала, приобретает удручающий смысл.