УКРАИНСКИЙ КЛУБ ВЕСЕЛЫХ ФРАНШИЗ

26 апреля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 16, 26 апреля-11 мая 2002г.
Отправить
Отправить

При первом знакомстве складывается впечатление, что систему франчайзинга как вид бизнеса придума...

При первом знакомстве складывается впечатление, что систему франчайзинга как вид бизнеса придумали ребята из «Клуба веселых и находчивых» — работа под «торговой маркой» до смеха проста и удивительно находчива для минимизации затрат. Но с точки зрения игры между франчайзингом и КВН существует несколько историко-культурных и содержательных отличий. По возрасту первый гораздо старше второго и носит «западную фамилию». По содержанию команды первого (франчайзор — фирма, продающая свою торговую марку, ноу-хау или производственную систему, и франчайзи — фирма, оплачивающая франчайзору первоначальный взнос и сервисную плату за права на бизнес) играют не «против», а «за» друг друга. Хотя, как и в КВН, удовольствие от этого получает потребитель.

Франчайзинг как вид предпринимательской деятельности опирается на договор двух компаний, одна из которых предоставляет другой право на использование знака для товаров или услуг, фирменного наименования или технологического процесса, имиджа или деловой репутации, специализированного оборудования или ноу-хау. Рожденная в США в 50-е годы девятнадцатого столетия, эта система сначала помогла в короткие сроки утроить число продаж швейных машин компании Zinger, а затем в сжатые сроки открыть сервисную сеть по обслуживанию автомобилей компании Ford. Но настоящий расцвет франчайзинга пришелся на эру развития американских «фаст-фудов», после чего этот бизнес перерос «хотдоговское» отрочество и, возмужав, перебрался в Европу. В результате, по данным французского экономиста Ива Бернара, сегодня в Европейском Союзе более 6% розничных продаж производится через франшизы (компании, работающие по системе франчайзинга).

Франчайзинговые яйца

«Собирательный» Козьма Прутков был неправ, когда утверждал, что нельзя высидеть одно яйцо дважды. Как оказалось, это позволяет сделать система франчайзинга. По мнению специалистов Международной ассоциации франчайзинга (Вашингтон, США), к 2010 году более половины розничных продаж США будет осуществляться торговыми точками в рамках этой системы. Опыт США показывает, что ежегодный валовой доход более 800 тыс. франчайзинговых предприятий перевалил за один триллион долларов, и сегодня американские компании считаются главными экспортерами франчайзинговых брендов.

Американский франчайзинг охватывает практически все виды бизнеса — от автомобильных перевозок, строительства, до садовых услуг, торговли и образования. Тем не менее, по данным FRANDATA Corporation, пятерка наиболее «занятых» франшизом «подсекторов» бизнеса выглядит следующим образом: рестораны «фаст-фудов» (в т. ч. мороженное и десерты) — 18% всего франшиза, розничная торговля (в т.ч. продуктами питания) — 14%, оказание услуг (в т.ч. спортивных и туристических) — 12%, автомобильные перевозки и обслуживание — 8%, строительство — 7%.

Мощными игроками в этом виде бизнеса стали брендовые компании Канады, Франции, Германии, Японии, Великобритании, Австралии. Каждые восемь минут в мире рождается один франчайзи прежде всего потому, что эффективность таких компаний в полтора-два раза выше обычных предприятий. Среднестатистические данные по Великобритании показывают, что каждый вложенный фунт стерлингов приносит через восемь лет шесть фунтов прибыли (в то время как обычные предприятия — три).

Немецкая ассоциация франчайзинга прогнозирует стабильный прирост объектов франчайзи в первые десять лет текущего столетия на 10—15% ежегодно. Экономическую жизнеспособность франчайзинговых систем подтверждают следующие данные: за пять последних лет только 8% предприятий оказались неплатежеспособными. Во Франции, которая занимает третье место по числу франчайзинговых сетей среди европейских стран, насчитывается более 620 франчайзоров и 30 тыс. франчайзи. Французы охватывают 40% всего европейского франчайзингового рынка, емкость которого оценивается в 32—35 млрд. долл.

Рамка для картины

Система франчайзинга в определенной степени противоречит пословице — сначала купи картину, а затем рамку. Как правило, будущий франчайзи больше внимания обращает на «рамку» — бренд, чем на саму «картину» — вид бизнеса. Такой подход чреват печальными последствиями. В частности, украинцам знаком загадочный взлет «Дока-пица», которая легко взлетела до высот «Довгань-бренда» и стремительно рухнула в пучину, поглощения франчайзором новых товарных групп, когда качество содержания перестало поспевать за торговой маркой.

«Опытная компания-франчайзор, как правило, открывает в стране свое собственное предприятие (ресторан, магазин), а уже потом строит франчайзинговую сеть. Поскольку только так можно обучить представителей бизнеса, показать им на практике, как все должно работать. По этому пути мы и пошли», — говорят в компании McDonald’s Ukraine.

Преуспевающие франчайзоры утверждают, что их бренд стоит риска, чтобы начать совместный бизнес. Но они же предупреждают, что компанию, приобретающую торговую марку, ждет проверка на «совместимость» с новым брендом — умение поддерживать корпоративные стандарты качества обслуживания.

Обычно франчайзи — это крупные международные компании, чьи торговые марки узнают на слух, а франчайзоры представляют прослойку средних и мелких компаний. «Франчайзинг интересен тем, что позволяет средней или некрупной по величине компании сразу же приобщиться к крупному бизнесу со всеми плюсами последнего. Например, наша сеть из 17 тысяч магазинов достаточно активно работает на условиях франчайзинга. Кроме бренда и его рекламы, мы даем нашим франчайзорам технологию торговли. В частности, мы консультируем их по закупочной политике, освещению прилавков и расположению на них товаров, правильному месту расположения магазина, маркетинговой политике, предоставляем программу для учета движения товаров», — рассказывает «ЗН» Борис Бронштейн, президент компании «SPAR-Украина».

С одной стороны, это действительно дает шанс мелким компаниям стабильно развиваться. С другой — национальное состояние мелкого и среднего бизнеса приводит в уныние: собственных финансов обычно не хватает, а привлечение достаточного кредитного капитала «под разумный процент» в отечественных банках не найти. Поэтому, как правило, в Украине франшизой пользуются крупные компании для диверсификации бизнеса или для причастности к крупнобрендовой торговле, т.е. для престижа. Хотя некоторые банки, работающие на постсоветском пространстве, уже кредитуют развитие той или иной франчайзинговой сети. «Эта форма бизнеса распространена в мире, и мы как финансисты заинтересованы в том, чтобы клиенты банка использовали современные технологии ведения бизнеса. Поэтому компании, которая работает на условиях франчайзинга, конечно, проще получить кредитную линию, чем компании, которая развивает собственный бизнес, поскольку известный бренд и технология — это своеобразный гарант успеха», — утверждает Игорс Петровс, глава правления рижского «Интерконтинентбанка».

Украинские франчи

О популярности франшиза в Украине свидетельствует тот факт, что в середине мая в Киеве будет проведена вторая Международная конференция «Украина-2002: торговля & франчайзинг», в работе которой примут участие фрачайзоры с мировым именем, такие как McDonald’s, SPAR International, RE/Max и др.

По оценке Минэкономики, на сегодня в Украине подписано более восьмидесяти франчайзинговых контрактов, треть которых затрагивает рынок нефтепродуктов, еще четверть системы fast food. Крупнейшие франчайзоры — McDonald’s, «Баскин & Робинс», «ТНК-Украина», «ЛУКОЙЛ-Украина», «Альянс», «Швидко», «Ростикс», «ХХI век», «1С: франчайзинг», American Clearens International, Uno momento.

С определенной точки зрения можно сказать, что франчайзинг находится в Украине «вне закона», так как закон «О франчайзинге» правительством разработан, но Верховной Радой пока не принят. А, как рассказывает Татьяна Мелехова, специалист RMS Group, «для успешного развития франчайзинга необходимо правильное законодательство по регулированию этого вида деятельности. Важно, чтобы закон Украины «О франчайзинге» был компетентным. Хотя не во всех странах этот вид деятельности регулируется специальным законом, те попытки регулирования, которые были предприняты в Гражданском и Хозяйственном кодексах, недостаточны».

Более того, как считают украинские специалисты, разработанный законопроект уже вызывает споры и нарекания. «В законопроекте, который находится в Министерстве экономики и европейской интеграции, нет правильного определения франчайзинга. Франчайзинг, как говорится в проекте, — это предпринимательская деятельность. Но во всем мире франчайзинг — это способ видения бизнеса, система договорных отношений. Кроме того, проект закона предусматривает регистрацию всех договоров франчайзинга в органах государственной регистрации, иначе договор будет недействительным. Это приведет к сложностям при вступлении нового бренда в украинский рынок и коррупции», — утверждает Леонид Шаян, эксперт Ассоциации работодателей в сфере франчайзинга.

Отсутствие ясного понимания этого вида деятельности, а также его законодательного регулирования отмечают и государственные чиновники. «Мы пытаемся определенным образом регулировать франчайзинговые контракты, но пока что не очень активно. Как только будет принят закон Украины «О франчайзинге», мы более активно начнем работать с субъектами этого рынка. Кстати, именно несоответствие нашего законодательства международным нормам не позволяет Украине вступить в ВТО», — утверждает Александр Сокол, заместитель начальника управления Министерства экономики и европейской интеграции Украины. Тем более что США отчетливо указали Украине на «открытость» вопроса защиты интеллектуальной собственности и брендов. «В Украине антипиратское законодательство пока что не позволяет эффективно защищать франчайзоров, и это одна из проблем данного вида деятельности», — говорит Сергей Можаров из украинской общественной организации «Антипиратский союз Украины».

Веселые и находчивые

У нашего народа франчайзинг, как и юмор, в крови. Стоит только вспомнить Кису Воробьянинова, который воспользовался «импортной краской» для волос производства «франчайзи с Малой Арнаутской».

Вслед за франчайзи, в Украине появились и национальные франчайзоры, из которых наиболее известными являются «Піца Челентано» и «Картофельный дом». Работа, предложенная под этими брендами, интересна тем, что здесь за 3—30 тыс. грн. можно стать участником сети фаст-фудов. Фактически, бизнес в подобной ценовой нише предлагают еще только российская «1С: франчайзинг» и American Clearens International («Американская химчистка»). В первом случае франчайзи получают сертификат фирмы «1С» на предоставление комплексных сервисных услуг по автоматизации учетной (офисной) работы и занимаются продажей, установкой, наладкой и внедрением программных продуктов. Франчайзор обеспечивает технологическими рассылками, консультациями, веб-сервером, информацией, печатно-рекламной продукцией. А, например, American Clearens International, кроме предоставления оборудования для чистки и утюжки одежды, разрабатывает дизайн приемного пункта, обеспечивает рекламную поддержку, наладку и ремонт оборудования, выдает на полгода расходные материалы и фирменную униформу.

Популярный у владельцев АЗС джоббинг априори рассчитан на бизнесмена средней руки — современная АЗС сегодня «тянет» минимум на 150 тыс. долл. Автозаправочный франчайзинг осуществляется на основании договора и, как правило, предусматривает ответственность сторон за его нарушение. В частности, франчайзор требует, чтобы строго соблюдались все корпоративные правила торговли: внешний вид АЗС, качество обслуживания персонала, качество горючего (причем реализация ГСМ другой компании запрещена или оговаривается дополнительным соглашением). Формированием цены, как правило, занимается джоббер, но его ценовая политика не должна противоречить концепции компании. «Отпускные цены на АЗС в 95% случаев формируют джобберы. На всех джобберских АЗС «интерес» владельца заправок составляет 15—22% от общего объема продаж. Основных причин, по которым владельцы АЗС становятся джобберами, две. Первая — это отсутствие проблем с поставками горючего, а вторая — это необходимость дополнительной защиты со стороны нефтяных компаний», — говорит Дмитрий Белый, вице-президент ООО «Этрекс-1». Кроме того, франчайзоры предоставляют дополнительную стимуляцию для развития бизнеса джобберов. Например, «ТНК-Украина» поднимает планку обслуживания на брендовых АЗС до международных стандартов за счет повышения профессионального уровня руководителей автозаправочных станций, которые будут направлены на стажировку в дальнее зарубежье, а также открытия при АЗС магазинов «Техасо». «Наша компания работает по джобберской программе, потому что нас устраивает открытость отношений с франчайзором, стабильность поставок и высокое качество нефтепродуктов», — говорит Андрей Пасечник, генеральный директор ООО «УБинвест». Возможно, именно этим объясняется тот факт, что за год развития джобберства в Украине количество этих АЗС достигло 20% от общего числа.

В мае этого года появится сеть франчайзинговых супермаркетов, которую открывает компания SPAR Ukraine. Эта компания, кроме известной торговой марки, предоставляет своим франчайзи корпоративные скидки на оборудование и программное обеспечение, составление финансовой модели бизнеса и содействие в получении инвестиций, разработку модели магазина в привязке к определенному региону и потребительскому спросу, включение магазина в корпоративную систему поставки товара и единый маркетинговый план.

Франчайзинг предлагается для всех категорий бизнеса, однако, в Украине эта система наиболее привлекательна для среднего и крупного. Чтобы заинтересовать малый — необходим закон «О франчайзинге» и доступ мелких франчайзи к банковским кредитным средствам.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК