«Все, что не делается, делается к лучшему», — сказано не о малом бизнесе. Почти 20 лет на законодательном уровне ему в Украине не уделяли надлежащего внимания. И вот сейчас, кажется, «уделили». Результат известен: около 2,5 млн. предпринимателей различного ранга должны ломать голову: как дальше зарабатывать на хлеб насущный. Платить предложенные властью налоги — означало бы работать практически даром.
Одна из самых сложных ситуаций — в Западном регионе Украины. Прежде всего из-за практически полного отсутствия крупных промышленных предприятий, которые могли бы трудоустроить высвобожденных предпринимателей. Здесь почти все держится на малом и среднем бизнесе. Например, на Львовщине есть районные центры, где люди не могут найти хоть какую-нибудь работу.
Ситуация настолько неправдоподобная, что даже сейчас, после принятия ВР Налогового кодекса (за исключением разд. 14 об упрощенной системе), намерения новой власти кардинально реформировать сферу малого и среднего бизнеса предприниматели воспринимают довольно скептически. «Это мы уже проходили в 1990-х. В худшем случае соберем деньги налоговикам, лишь бы отцепились», — говорят они.
Именно этим можно объяснить относительное отсутствие ажиотажа на ул. Веселой, где расположен городской регистрационный центр. Как заметил начальник управления государственной регистрации Львовского городского совета Владимир Дуда, самым благоприятным для малого бизнеса стал 2008 год. Тогда было зарегистрировано 1309 новых юридических и 5750 физических лиц. А прекратили свою деятельность только 224 юридических и 728 физических лиц. Менее удачным для предпринимательства был 2009 год — 927 новообразованных юридических и 4450 физических лиц. При этом ликвидировано 230 юридических лиц и 1015 — физических. Итогов 2010 года пока нет. Но уже сейчас заметна тревожная тенденция — растет количество физических лиц, прекращающих свою деятельность. Только за два последних месяца сдали свидетельства 407 предпринимателей.
Почему они закрываются
На вопрос, почему предприниматели прекращают свою деятельность (ведь раздел 14, касающийся предпринимательства, еще не принят), один из них ответил, что люди интуитивно чувствуют: власть никогда
не делает чего-то положительного на их благо. Всегда, когда речь идет о наполнении казны, она заботится только о своих интересах. В большинстве своем это происходит за счет плательщиков налогов. А поэтому, даже в глаза не видев Налогового кодекса, предприниматели априори знают, что любые изменения только ухудшат их положение.
Несколько лучше ситуация с количеством юридических лиц. Интерес предпринимателей к статусу юридических лиц объяснить легко. Часть из них поняла, что некоторые виды деятельности, как, например, консультационные, юридические, риэлторские, стоматологические услуги, могут быть реализованы только юридическими лицами. Другие решили подождать. Если ничего не выйдет, то до конца года сдадут свидетельства физических лиц и будут вести бизнес подпольно.
«Мы требовали реформ, а не повышения размера взноса в Пенсионный фонд и других налогов, — говорит координатор альянса «За честные налоги!» со Львовщины, Игорь Гурняк. — Последствия этого для малого бизнеса могут быть крайне негативные». По его словам, только в Винницкой области 40% опрошенных предпринимателей заявили о сворачивании своей деятельности, другие собираются работать в тени.
Нелюбовный треугольник
Как считает председатель львовской ячейки Партии «Гражданская позиция» львовский бизнесмен Теодор Дякив, с реформированием отношений в треугольнике предприниматель—власть—общество власть очень опоздала. В нормальном обществе они должны быть сбалансированными и уравновешенными. Тогда в нем не будет внутреннего напряжения. Сегодня все три стороны чувствуют себя одинаково плохо. А решает эти отношения налоговая политика, которая и определяет их «внутреннюю температуру», баланс интересов.
В июне прошлого года в парламент поступил проект закона об упрощенной системе для предпринимателей (реестр. №4549-2) по представлению народного депутата Анатолия Гриценко. В нем была предложена новая концепция, во главе угла которой — дифференцированный подход к уплате налогов. Тогда фракции ВРУ последовательно проигнорировали его. Не были готовы к предложенным изменениям в законодательном поле предпринимательства не только власть и народные депутаты, но и сами предприниматели, стремящиеся сохранить в малом бизнесе статус-кво. Это уже сейчас, после событий вокруг Налогового кодекса, предприниматели заговорили о позитивах законопроекта №4549-2А. Особенность этого документа относительно малого бизнеса — дифференцированный размер единого налога и способ его определения в зависимости от видов деятельности, увеличение нынешнего предельного размера единого налога в 200 грн. до 350 грн., изменение структуры единого налога в пользу ПФУ, уплата минимального пенсионного взноса в солидарную систему, амнистия на долги упрощенцев перед ПФУ. Высокодоходным сферам малого и среднего бизнеса в границах упрощенной системы предлагается платить на выбор: 10% от совокупного дохода или 6% плюс НДС. В результате предпринимателям — физическим лицам не надо было бы создавать юридическое лицо, принимать в штат бухгалтера, вести общий учет, отчетность и т.п.
Базарная экономика из кризиса не выведет
По данным общественной организации «Лига финансового развития», малые и средние предприятия на Львовщине сегодня вырабатывают около 30% регионального продукта. Кроме того, здесь заняты практически 20% трудоспособного населения. Больше всего малых предприятий функционирует в сфере торговли, ремонта автомобилей, производства бытовых товаров и предметов личного употребления.
— Главное отличие украинского, и особенно львовского малого бизнеса — примитивный способ деятельности, — убежден директор Института экономики и предпринимательства НУ «Львовская политехника» Олег Кузьмин. — Сейчас предприниматели специализируются преимущественно на посредничестве, а фактически — перепродажах. В торговле их занято около 80—90%. Надо ли это государству? Думаю, нет. Для этого достаточно сравнить ситуацию с малым и средним бизнесом в развитых странах. Ни в одной из них нет столько работников в торговле.
Сейчас вся мировая экономика нацелена на конкуренцию. А это — современные технологии, качество, цены, сервис, дисциплинированность. Может ли противостоять этому бизнесу украинский базарный бизнес? Однозначно — нет.
По его словам, власть прозевала возможность структурировать малый и средний бизнес в выгодном государству направлении. Надо было создавать такие законы, в частности налоговые, которые стимулировали бы производство, инновационную деятельность, например венчурную. Она бы формировала заинтересованность малых предприятий в объединении с крупными компаниями. Одна из таких форм — франчайзные объединения. Франчайзер дает малым предприятиям работу, которая ему невыгодна. Кстати, нам попадаются ножи или кастрюли фирмы «Мерседес», сделанные франчайзи, входящими в ее структуру. На практике это означает, что предпринимательство получило бы ориентиры, защиту, новые технологии и средства для развития.
Но власть, очевидно, не придает особого внимания качеству бизнеса. Она заботится только о бумажных показателях. В частности о количестве малых предприятий на 10 тыс. населения. В расчете на 10 тыс. жителей во Львове действительно насчитывается 142 малых предприятия. Но что с того?
Прогресс в предпринимательстве — это прежде всего количество не СПД, а нанимаемых работников. Как сообщил председатель ассоциации работодателей Львовщины Зеновий Бермес, настоящая катастрофа постигла область в прошлом году, когда потеряла 60 тыс. рабочих мест. Еще 12 тыс. рабочих мест исчезли уже в этом году. Потеря работы существенным образом сказалась на покупательной способности населения, что еще больше усложнило условия для выживания бизнеса.
Комментарии
Зеновий Бермес, председатель ассоциации работодателей Львовщины:
— Тенденция к закрытию малого бизнеса очень тревожная. Из-за того, что предпринимателей — физических лиц обязали платить взносы в Пенсионный фонд, многие из них оказались в сложной ситуации. Многомильярдный дефицит Пенсионного фонда свидетельствует о том, что сегодня надо по-новому посмотреть на проблему. Власть пыталась взять эти средства у физических лиц-предпринимателей, но соответствующая статья Налогового кодекса пока что не принята. А если бы ее приняли, было бы очень плохо.
Цель Налогового кодекса — наполнение государственного бюджета. Но поскольку положение об упрощенной системе налогообложения не создавало мотивации к труду, то, очевидно, и не улучшило бы ситуацию с бюджетом. А сложности администрирования малого бизнеса приводили бы к многочисленным нарушениям законодательства государственными органами.
Когда речь шла о Налоговом кодексе, ожидали, что это будет налоговая реформа. Но в процессе работы над документом власть так его «причесала», что это совершенно не похоже на налоговую реформу. Потому что реформа — это осложнения, резкое изменение условий деятельности бизнеса на определенное время, но в отдаленной перспективе — улучшение ситуации.
Обидно, но нынешний Налоговый кодекс не стимулирует появления свободных денег. Банки теряют клиентуру. Даже если они понижают процентную ставку, желающих брать кредиты не прибавляется. Ведь банки не могут предлагать бизнесу долгодействующие кредиты, кредитовать капитальное строительство. В таких условиях мы не получаем системного улучшения. По моему мнению, кодекс будет таким, что власть будет вынуждена вновь поднимать минимальный уровень заработной платы и таким образом увеличивать налоги. А это не выход.
Евгения Вангала, предприниматель, участник альянса «За честные налоги»:
— Небольшой позитив — изменения в раздел «администрирование». Но осталась неизъятой ст. 139, где речь идет о затратах, которые не учитываются при определении облагаемой прибили. В частности юридические лица, которые будут покупать услуги, товары или какие-то активы у плательщиков единого налога, лишены права включать их в свои затраты. Соответственно, у таких упрощенцев отсутствуют какие-либо перспективы сотрудничества с юридическими лицами и такими же, как и они, предпринимателями, работающими на общей системе.
Олег Кузьмин, директор Института экономики и предпринимательства НУ «Львовская политехника»:
— О том, уменьшится ли представительство малого бизнеса в регионе, говорить рановато. Сегодня предприятия, если и закрываются, то разве что из-за собственных проблем: нехватка оборотных средств, заказов, ограниченный финансовый рынок и т.п. И вряд ли Налоговый кодекс сразу спровоцирует резкое закрытие бизнеса. Наши предприниматели доказали, что умеют приспосабливаться. Приспособятся и в этот раз. К сожалению, это может быть и с нарушением закона. Надеюсь, что в кодексе произойдут изменения в пользу предпринимательства.