Сними с руля

11 апреля, 2014, 19:25 Распечатать Выпуск №13, 11 апреля-18 апреля

Украина давно проиграла войну с собственной бюрократией.  Сейчас появился шанс на реванш. Без него страна  не сможет выбраться из кризиса и одолеть вершину капитализма

Правительство Украины дерегулировало-дерегулировало и недовырегулировало. За последние два года государственные контролирующие органы провели более 4 млн плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйственной деятельности. И это при том, что всего в стране зарегистрировано 21,5 тыс. малых и средних предприятий, то есть тех, к кому в основном и наведываются с проверками (на проверки малого бизнеса в Украине наложен мораторий).

Точное число ведомств, проводящих этот надзор, не могут назвать даже в Государственной службе по вопросам регуляторной политики и развитию предпринимательства. "Речь идет о 80–100, а то и больше проверяющих органов", — говорит первый замглавы этой службы Александр Потимков.

После назначения новый премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что число чиновников в Украине будет уменьшено на 22,2 тыс., но вряд ли это что-либо кардинально изменит в системе проверок украинского бизнеса.

Победить бюрократа можно, только лишив его оружия массового поражения — дискриминационных законов и постановлений. Есть ли на это шанс?

Служебный обман

Отечественная бюрократия бессмертна. За последние 15 лет ее уже не раз пытались сократить. Но, как обрубленный хвост ящерицы, каждый раз она возрождалась, причем обычно в большем масштабе. В 1999 г., когда был принят первый указ президента Украины №1573/99 "Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти", страну обслуживали 193 тыс. чиновников. В 2004-м их было 251 тыс., в
2014-м — 274 тыс. В пересчете на душу населения количество чиновников в Украине втрое выше, чем в Польше, и вдвое — чем в США.

"Почему все попытки были провальные? — спрашивает старший экономист "CASE Украина" Владимир Дубровский и тут же отвечает: — Потому что сокращали людей, а не функции. Функции оставались и перераспределялись". Новые и старые функции быстро обрастали рудиментарными законами, подзаконными актами. Накачав мускулы, отечественная бюрократия возомнила себя правящим классом, обложила бизнес неслыханным количеством запретов и ограничений. Большей частью все эти табу бестолковые. Зато позволяют чиновникам держать деловую Украину в черном теле многочисленными проверками, штрафами, инструкциями, постановлениями и пр. "Мы из Советского Союза. Мы думаем, что все надо контролировать", — констатируетруководитель деятельности IFC в Украине Елена Волошина.

Во сколько обходится государству и что дает ему этот контроль?

Еще прошлое правительство Украины под руководством Николая Азарова обязало все контролирующие органы предоставить информацию о проведенных проверках субъектов предпринимательской деятельности Федерации работодателей Украины (ФРУ). Читать отчет мешают слезы.

Согласно ему, в прошлом году на содержание госконтролеров казна и местные бюджеты выделили 24,7 млрд грн. Это — бюджеты Минздрава, Минэкологии, МинАПК и Минкультуры, вместе взятые. При этом в том же 2013 г. сумма наложенных финансовых санкций на бизнес достигла исторического
максимума — 3,9 млрд грн (на 800 млн больше, чем в 2012-м). То есть на каждые шесть потраченных на содержание контролеров гривен они смогли вернуть лишь одну. Да и та не всякий раз попадала в бюджет, до которого из этих 3,9 млрд грн дошло лишь 269 млн. Что с остальными
3,7 млрд грн, в ФРУ не знают, как и того, куда пропали 2,8 млрд грн, выписанных бизнесу в виде штрафных санкций в 2012 г.

Причем даже эти цифры — не полные. Обнародовать свою статистику отказалось Министерство доходов и сборов, являющееся, пожалуй, крупнейшим организатором плановых и внеплановых проверок украинского бизнеса и проедающее основную долю бюджетного пирога — 5 млрд грн.

НесЧастный случай

Во время внеплановой проверки николаевского зернотрейдера, компании "Нибулон", возле проходной предприятия встретились сразу пять госконтролеров. Кому идти первому, тянули на спичках, рассказывают в Федерации работодателей. "Кто первый войдет, тому больше достанется", — строит предположения о возможной сути такого жребия у инспекторов зампредседателя совета ФРУ Алексей Мирошниченко.

"Нибулон", гигант аграрного сектора, вот уже три года подряд — национальный рекордсмен по количеству проверок. В 2011 г. деятельность этой компании инспектировали 495 раз, в 2012-м — 535, в 2013-м — 557. Общая продолжительность всех проверок "Нибулона" в прошлом году — 1188 дней (приблизительно три года работы).

С винодельческим предприятием "Колонист", которое принадлежит Ивану Плачкову, чиновники также особо не церемонились. В ходе внеплановой проверки налоговой инспекции два месяца назад инспекторы поставили бизнес на грань выживания. "Колонист" производит 140 тыс. бутылок вина в год, имея оборот около 6 млн грн. Из этой суммы 1,1 млн уходит на налоги и оплату лицензии. Фискалы накопали у Плачкова нарушений на штраф еще в 1 млн грн. "Представляете это соотношение (16% к обороту)? — возмущается предприниматель. — Мы подали апелляцию. На следующий день получили ответ: апелляция не принимается, платите штраф. И это при том, что прибыли практически нет".

Еще свежий пример из практики украинских госконтролеров. Ввоз пестицидов на таможенную территорию Украины возможен только после прохождения исследований в лабораториях Госветфитослужбы. В вопросе средств защиты растений украинские аграрии на 95% зависят от импорта, говорит Александр Потимков из Госпредпринимательства. "Но как товару попасть в украинскую лабораторию, если она находится на таможенной территории Украины, а ввоз на таможенную территорию без проведения исследования в этой лаборатории запрещен?" — спрашивает он. Закон выписан так, что выполнить его просто невозможно. В итоге предприятия должны договариваться об импорте средств защиты растений в обход правил. И их сразу же, "на горячем", ловят МВД и СБУ, начисляя штрафы и запрещая внешнеэкономическую деятельность как таковую.

Александр Ольшанский, основатель инвестхолдинга Internet Invest Group, и вовсе взбешен. "Сегодня у регулирующих органов в Украине есть, по сути, лишь две задачи. Первая — зарабатывать деньги, вторая — расширять пределы своего регулирования", — говорит наэлектризованный предприниматель. Только что закончился круглый стол, на котором топ-менеджеры телекоммуникационного бизнеса встречались с представителями власти. Кроме всего прочего, речь шла о дерегуляции IT-рынка. Но понимания того, что телекому для развития нужен более свободный рынок, в головах чиновников Ольшанский не наблюдает.

Как результат, Украина наращивает свое отставание от цивилизации по развитию интернет-технологий. К примеру, во всем мире объемы фиксированного Интернета ежегодно удваиваются, а мобильного — растут в 16 раз быстрее, чем фиксированного. В Украине из-за бюрократических проволочек с лицензиями на 3G и 4G сети никакого роста нет. По нынешним меркам, это гарантия экономической пробуксовки.

Между тем еще в 2011 г. исследование компаний Ericsson и Arthur D. Little показало, что рост в стране проникновения Интернета даже на 10% приводит к увеличению ее ВВП на 1%. В украинских реалиях это означает плюс 14 млрд грн. "Людей, которые вводят необоснованное госрегулирование, нужно наказывать. Это должно быть признано преступлением. Ведь сейчас любой чиновник, который ввел какое-либо необоснованное требование к бизнесу, ничем не рискует", — уверен А.Ольшанский.

Резать к чертовой матери

Новый руководитель Министерства экономического развития и торговли Украины Павло Шеремета 31 марта подал в Верховную Раду сразу 14 законопроектов о дерегуляции экономики, обещая в ближайшие дни отправить еще шесть. И это правильно: из всех реформ именно реформа госуправления по-прежнему является для Украины самой важной.

Почему, красноречиво свидетельствует индекс Worldwide Governance Indicators ("Индикаторы государственного управления"), ежегодно составляемый Всемирным банком. В номинациях этого индекса измеряются качество госуслуг, функционирования и работы госслужащих; их компетенция; способность формулировать и реализовывать рациональную политику, а также правовые акты, которые допускают развитие частного сектора и способствуют его развитию. Тот же индекс фиксирует масштаб мер, противоречащих рыночной экономике, чрезмерное регулирование развития бизнеса, торговых отношений и т.д.

Согласно индексу-2012, в Уганде, Сальвадоре, Тринидаде и Табаго ситуация с госуправлением обстоит гораздо лучше, чем в Украине. Если бы на карте мира не было Таджикистана, Туркменистана и Островов Кука, украинская модель госуправления прилипла бы к дну этого рейтинга.

9 апреля парламент поддержал некоторые из предложений министра. К примеру, отменил злосчастную сертификацию качества зерна, на которую сетовал А.Потимков. Теперь очередь за остальными инициативами. Но даже если все законопроекты будут сейчас проголосованы, автоматически Эдем не наступит. Еще Михаил Салтыков-Щедрин полтора века назад предупреждал, что суровость российских (украинских) законов смягчается необязательностью их исполнения. В переводе с русского на русский это означает, что бюрократия оказывала, оказывает и будет оказывать сопротивление дерегуляции.

Эксперты в один голос твердят, что без жестких персональных санкций против "зарвавшегося" чиновника реальный прогресс в дерегуляции не наступит. В.Дубровский, к примеру, отстаивает идею горячей линии по вопросам коррупции, задачей которой будет не столько ловить самих коррупционеров, сколько выуживать законы, позволяющие чиновникам заниматься легальным вымогательством на рабочем месте.

Другая его идея — широкая люстрация. "Мой работающий в бизнесе друг считает, что нет смысла менять закон, пока (регулированием занимается) человек, купивший свою должность", — говорит экономист.

У Е.Волошиной из IFC есть еще рецепты, в числе которых — ликвидация ряда ведомств. "Так, вопросами пищевой безопасности в Украине занимаются Госветфитслужба, Санэпидемстанция, Инспекция по защите прав потребителя и Сельхозинспекция. Но при этом с пищевой безопасностью у нас по-прежнему есть проблемы, — говорит она. — Все эти органы вполне можно было бы объединить в один. К тому же если мы строим рыночную экономику, Инспекция по контролю за ценами не имеет смысла как таковая, ведь на свободном рынке цены определяются соотношением спроса и предложения".

А.Мирошниченко из Федерации работодателей предлагает еще одно ноу-хау, которое ничего не стоит, но невнедрение которого дорого обходится для бизнеса. Его суть — исключить обращения юридических и физических лиц из перечня оснований для проведения внеплановых проверок предприятий. Если оценивать в цифрах проверок 2013 г., это позволит снизить количество внеплановых проверок компаний на 600–700 тыс., отмечает представитель ФРУ.

О тотальном сокращении репрессивного аппарата в один голос говорят все опрошенные эксперты. "Я сошлюсь на (бывшего государственного министра Грузии по координации экономических реформ Каху) Бендукидзе, который сказал: если ты — человеколюб, то самое сложное в дерегуляции — это сокращать людей, — цитирует Е.Волошина кумира украинских либералов. — И если ты украинолюб, то понимаешь: если не сделать этого, реформа (дерегуляции) будет там же, где она и сейчас. Грузия сокращала свой штат госчиновников радикально — на 70–80%".

Наконец, глава украинского представительства IFC призывает вернуться к практике гильотинирования — разумеется, не чиновников, а всех актов и постановлений, которые те наплодили в порыве бюрократического вдохновения. Каждое ведомство должно отказаться от всех разрешительных документов, необходимость которых оно не сможет доказать.

Законопроекты с такой философией уже более полугода пылятся в Верховной Раде. Один из них — №2436а "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сокращения количества документов разрешительного характера" — 9 апреля наконец стал законом. Документ предлагает аннулировать 115 видов разрешений и сузить сферу применения еще для 15. По мнению главы Украинской аграрной ассоциации Владимира Макара, отныне конкурентоспособность украинского АПК возрастет. Излишняя сертификация была причиной многочисленных простоев автотранспорта, вагонов и судов, а также создавала условия для процветания коррупции.

Фасадная дерегуляция

Вынося на рассмотрение парламента свои 14 законопроектов по дерегуляции, министр экономразвития Павло Шеремета сказал, что индикатором успешности проведения реформ должно стать продвижение Украины в рейтинге Doing Business. Другая его цель, озвученная раньше, — обеспечить вхождение нашей страны в первую десятку стран по легкости ведения бизнеса.

Это, безусловно, красивая цель, но обманчивая. Ведь для ее реализации достаточно не реформ, а их имитации. За доказательствами далеко ходить не надо: в прошлом году предыдущее правительство Украины добилось прорыва в рейтинге Doing Business-2014 сразу на 25 позиций, поднявшись со 137-го на 112-е место. Добиться таких результатов позволило упрощение разрешительных процедур в строительной сфере и в сфере регистрации бизнеса. Правда, в реальной жизни этот прорыв бизнес почти не ощутил, ведь не эти проблемы были для него самыми болезненными в работе. "В сфере открытия бизнеса нет больших коррупционных потоков, поэтому при продвижении в рейтинге Doing Business прошлая власть и взялась за это направление рейтинга", — говорит В.Дубровский из "CASE Украина". Он также администрирует опрос для одного из экономических форумов и уверяет: больше всего украинский бизнес волнует не столько открытие бизнеса, сколько коррупция, доступ к финансам и налоговое регулирование. "Это — фасадная дерегуляция", — отмечает эксперт.

Украине же пора от фасада переходить к "внутренностям". "Украина — безумно богатое государство. Ее грабили последние несколько лет, а она еще дышит. Это значит, у нее есть огромный потенциал", — говорит Елена Волошина. Осталось только раскрыть его. А для этого победить всемогущую украинскую бюрократию, коррупцию и отменить львиную долю ненужных инструкций, постановлений и разрешений, которые душат сейчас украинских предпринимателей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Петро Римарук Петро Римарук 16 квітня, 16:46 Безумовно дерегуляція українській економіці не просто потрібна, вона потрібна їй негайно, крім того провести її потрібно максимально професійно. Згаданий у статті Закон №2436а в загальному, безумовно, позитивний, але він також створює (для того ж таки багатостраждального і всетерпимого підприємництва) багато ризиків, а для чиновників, які повинні його впроваджувати багато питань, які наразі залишаються без підповіді. І справа навіть не в політичній складовій (офіційним ініціатором Закону був Янукович В.Ф.), справа в тому, що хоча він пів-року пролежав у Верховній Раді, і повертався на доопрацювання після першого читання, все одно залишився сирим і таким, що НЕ МІСТИТЬ СИСТЕМНОГО ПІДХОДУ в питанні налагодження ефективної дозвільної системи. Зупинятися на конкретних ризиках і недоопрацюваннях, які "сховалися" в Законі нема потреби, для цього прийдеться писати ще одну повноцінну статтю. Переконаний, що цей Закон могли "відшліфувати до блиску" адже потрібні експерти є, але поспішність його прийняття зумовлена швидше популістською метою, аніж бажанням здійснити реальне покращення. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно