Сложности компромисса

27 марта, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 27 марта-3 апреля

Несмотря на ряд до конца не понятных нюансов его использования и спорных положений, в целом возможности налогового компромисса были позитивно восприняты украинским бизнесом. Впрочем, массового его применения все же пока не наблюдается. Для успешности подобных начинаний не хватает доверия между государственными органами и бизнесом.

 

 БИЗНЕС И ЮРИСТЫ НАСТАИВАЮТ НА ПРОДЛЕНИИ СРОКОВ НАЛОГОВОГО КОМПРОМИССА 

В нынешнем году отечественный бизнес, государственные чиновники и юристы впервые столкнулись с новым для нашей страны явлением — налоговым компромиссом. Несмотря на ряд до конца не понятных нюансов его использования и спорных положений, в целом возможности налогового компромисса были позитивно восприняты украинским бизнесом. Впрочем, массового его применения все же пока не наблюдается. Для успешности подобных начинаний не хватает доверия между государственными органами и бизнесом. Выходом может стать только постоянный и равноправный диалог между ними.

17 марта правовая группа "Побережнюк и партнеры" организовала круглый стол на тему: "Налоговые изменения в 2015 г.: глоток свежего воздуха или старые правила новыми словами?" Свои взгляды на перемены в налоговой сфере высказали адвокаты и юрисконсульты крупных компаний, бизнесмены, а также представители Государственной фискальной службы, Минэкономразвития и Высшего административного суда Украины. Одной из главных тем круглого стола стали особенности отечественного налогового компромисса.

15 января 2015 г. президент Украины подписал Закон №63-VIII от 25 декабря 2014 г. "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса", а 17 января документ вступил в силу. Законом было введено новое для украинской налоговой среды понятие налогового компромисса. Под ним подразумевается режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков или их должностных лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий или налогу на добавленную стоимость.

Если налогоплательщик решит воспользоваться процедурой налогового компромисса, то он имеет право подать в налоговый орган уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий или налогу на добавленную стоимость. При этом необходимо будет оплатить лишь 5% от суммы заниженного налогового обязательства, а 95% от суммы долга "прощается", штрафные санкции не применяются, пеня не начисляется. На подачу уточняющих расчетов у плательщиков есть 90 календарных дней со дня вступления в силу закона, а сама процедура достижения налогового компромисса продолжается не более 70 календарных дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета.

В ходе применения налогового компромисса сразу же проявились особенности отечественного восприятия данной процедуры. В мировой практике налоговый компромисс чаще всего применяют для привлечения в экономику "теневых" денег. В нашей же стране к налоговому компромиссу прибегают в большинстве случаев крупные компании, являющиеся, как правило, честными налогоплательщиками. Существование у них сделок, по которым впоследствии могут быть доначислены налоги, свидетельствует не о том, что они не хотят платить налоги, а о существовании в Украине многочисленных рисков при заключении сделок с недобросовестными компаниями. Теневой же бизнес пополнять государственную казну пока не спешит.

"На начало марта с.г. насчитывалось 1067 компаний, воспользовавшихся механизмом налогового компромисса (общая сумма обязательств — около 3,75 млрд грн). Механизм налогового компромисса рискует не оправдать возложенные на него надежды", — утверждает Николай Якименко.

Причин, по мнению юристов, несколько. Во-первых, бизнесмены опасаются, что на компромиссе все не закончится, и их привлекут к уголовной ответственности по другим статьям Уголовного кодекса или же начислят большую сумму долга. Эти опасения не столь уж беспочвенны.

Во-вторых, законодательство выписано таким образом, что далеко не всем предприятиям выгодно идти на компромисс с налоговой службой, да и не все могут им реально воспользоваться. Особенно это не с руки предприятиям госсектора, поскольку к чиновникам после "мировой" с фискальными службами запросто могут быть применены статьи за растрату госсобственности. Авторы закона о налоговом компромиссе, похоже, забыли и о существовании физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. А ведь именно они стают заложниками очень многих незаконных действий налоговиков при проверках, и именно физлица-предприниматели за такие долги отвечают всем своим имуществом, а сумма долга может висеть над человеком до его смерти.

В-третьих, многих недобросовестных компаний уже просто нет. По словам налоговиков, к рисковым относятся около 17 тыс. плательщиков. Полторы тысячи наиболее проблемных предприятий, находившихся на контроле фискальных служб, уже банкроты или ликвидированы.

По мнению Николая Якименко, в законе о налоговом компромиссе некоторые вопросы раскрываются лишь поверхностно, чего недостаточно. Вместе с тем, отечественные юристы положительно оценивают закрепленную возможность примирения сторон вследствие налогового компромисса на любой стадии судебного рассмотрения.

В свою очередь, Олег Борийчук, замдиректора по правовым вопросам КУА "Октава Капитал", заявил, что внедрение процедуры налогового компромисса в Украине уже само по себе позитивное явление. Но на данном этапе в налоговом компромиссе пока много негативных нюансов: плохой имидж фискальных органов; сложность и длительность процедуры налогового компромисса; риск применения ответственности к налогоплательщику даже при условии согласования обязательства; возможность злоупотреблений со стороны контролирующих органов и отсутствие механизма отсрочки оплаты налогового обязательства.

"Как правило, украинский бизнес решается применить процедуру, когда "дела плохи": при получении налоговых уведомлений-решений, а также на стадии судебных процессов, замечает Олег Борийчук. Юрист допускает, что сумму, подлежащую оплате, можно даже повысить с 5% до 10-20%, но при условии устранения бюрократической процедуры согласования. Также в интересах бизнеса было бы предусмотреть возможность рассрочки выплаты согласованного обязательства. Кроме того, он предложил продлить срок применения налогового компромисса с 90 дней до года. "60 дней бизнес только "присматривался" к новому Закону, за это время удалось накопить определенный опыт его применения", — отмечает Олег Борийчук.

Залогом успеха налогового компромисса в Украине, по мнению Борийчука, может стать простота и прозрачность процедуры, выгода для бизнеса, безопасность налогового компромисса для налогоплательщика, гарантии освобождения от ответственности, возможность отсрочки налогового обязательства и продление срока применения процедуры налогового компромисса.

Предприниматель должен быть уверен, что если он заплатит сумму, то претензий быть не должно не только со стороны фискалов, но и других правоохранительных органов.

На данном этапе налоговые изменения сложно воспринимать как бизнесу, так и госорганам, но завязывающийся диалог между этими двумя лагерями уже свидетельствует о желании научиться жить по-новому. И от того, сможет ли этот диалог стать равноправным, постоянным и, главное, результативным, во многом зависит дальнейшая судьба Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно