О чем можно искренне пожалеть, вспоминая советские времена, так это о тогдашних такси. Зеленоглазые светлые «Волги» с копеечным таксометром многим сегодня навевают щемящие воспоминания о «безколесной» юности и трех тополях на Плющихе. Но все изменяется. Сегодня у нас сотня такси на одного потенциального пассажира, но пассажиру от этого лучше не стало.
Президент — лучший друг таксистов
Увязая в расплавленном асфальте, забитые по самые люки маршрутки стоянку попросту игнорировали. За час бесплодного ожидания микроавтобуса на Садгору, один из городских микрорайонов, уже можно было бы пролететь полпути до Борисполя. Правда, рядом неподвижно замерла разноцветная цепочка такси. Но не так жаль было «десятки», которую владельцы авто требовали за не такую уж и дальнюю дорогу, как сдерживал принцип: с какой стати я должна оплачивать поездку за себя и за того парня? Таксистам, видите ли, проблематично найти в Садгоре клиента на обратный путь. Но принципом пришлось поступиться.
Машин оказалось штук семь—восемь на любой вкус. Но какими могут быть критерии при выборе таксиста? Главное, чтобы довез. Поэтому выбор традиционно пал на первого.
Олег, так он отрекомендовался, туманно представлял себе, куда нужно ехать по указанному адресу, но твердо пообещал: доедем. Таксирует уже года три, с тех пор как подал в отставку. Сидеть в армии не было ни малейшего смысла — ни зарплаты, ни карьеры. Оформился частным предпринимателем, платит 40 гривен налога в месяц и работает. Только на себя — никакой «крыши» не имеет, никто не цепляется. Раньше, когда работал с рацией, каждый день отдавал оговоренную сумму наличными телефонной службе вызова такси, которая продавала ему информацию о клиенте. Работать иногда приходится по 12 часов в сутки. Тяжело, но еще тяжелее часами простаивать на дороге, ожидая пассажира.
Пассажиры вежливые, хотя ежесекундно приходится быть настороже: кто знает, кто там сядет. Расплатиться за услугу, еще и дать «сверху» — для черновчан обычное дело. А вот коллеги из соседнего Каменец-Подольского рассказывают, что у них чуть ли не каждая третья-четвертая поездка оказывается холостой, и трудно говорить о порядочности с теми, кто привык держать «пальцы веером». Деньги зарабатывает нормальные — грех жаловаться. Особенно высокий доход на Новый год и когда в городе останавливаются троллейбусы. А это случается по двум причинам: отсутствие тока и приезд Президента. Поэтому глубокоуважаемые Президент страны и начальник областного облэнерго — лучшие друзья черновицких таксистов. Уменьшают заработок тоже две причины: разбитые дороги (приходится постоянно тратиться на ремонт авто) и «кукурузники».
— Это кто?
— Такие же, как и я, частники, но без какого-либо разрешения на предпринимательскую деятельность. В городе «бегает» около тысячи таких машин. Но что поделаешь — как-то ведь нужно людям выживать. Поэтому мы, «законники», с этим миримся.
Не каждый «мерс» — такси, не каждый мэр — хозяин
Смириться, разумеется, можно со всем. Но ради чего при этом сознательно подвергать себя большей опасности? Ведь кто такой, в сущности, «кукурузник»? Тот, кто оказывает услугу, берет за нее деньги, но абсолютно ни за что не отвечает: ни за качество услуги, ни за безопасность своего клиента. Автомобильные же перевозки — это всегда опасность. Свести ее до минимума можно лишь одним — надлежащей организацией бизнеса, чтобы к нему и близко не подпускались по меньшей мере неисправные машины и нетрезвые водители. Клиент регулировать подобные вопросы, как многие считают, не может и не должен. Попробуй узнать, что с тем «кукурузником», который ни перед кем не отчитывается и которого никто не контролирует? Не будешь же каждый раз, садясь в машину, спрашивать у таксиста, есть ли у него разрешение на таксировку и хорошо ли он сегодня себя чувствует. О таком пустячке, как уплата налогов, говорить не будем, есть на то соответствующие органы. И если в Черновцах более тысячи нелегальных такси, то это значит, что тем органам подобное положение дел на рынке автомобильных услуг работать не мешает.
Правила игры в этой довольно прибыльной сфере, в соответствии с Законом Украины «Об автомобильном транспорте», устанавливает местный орган самоуправления. Статья 50 этого закона так и гласит: организацию перевозок пассажиров и их багажа на такси в пределах территории населенного пункта или пунктом отправления которых является этот населенный пункт осуществляет исполнительный орган сельского, поселкового, городского советов. Он устанавливает необходимые маршруты, определяет требуемое на них количество машин, проводит тендеры. Этот же закон определяет, кто именно имеет право таксировать: «Перевозчиком пассажиров и их багажа на такси является субъект предпринимательской деятельности, который, в соответствии с законодательством и полученной лицензией, оказывает услугу по договору такой перевозки».
Еще как-то можно закрыть глаза и делать вид, что осталось незамеченным требование закона, в соответствии с которым такси считается не просто автомобилем, предназначенным для перевозки пассажиров в индивидуальном порядке, а только таким, что оборудован таксометром. Сегодня с таксометрами беда. Старые советские выбивали на счетчике рубли, и их пришлось снять, а новые — ни механические, ни электронные — не выдерживают, как говорят опытные таксисты, никакой критики. И к тому же цена заоблачная — не каждый может себе позволить 300 долларов за таксометр. Но что касается другого условия таксомоторных перевозок — обязательного наличия лицензии, то здесь не может быть никаких компромиссов. Ведь лицензия — не просто бумажка, а важный документ, определяющий квалификационные, технические, организационные и др. требования к работе такси. Это гарантия того, исправной машиной, прошедшей все положенные проверки, управляет специалист своего дела, находящийся в честных и прозрачных взаимоотношениях с государством и пассажиром. Но кому-то, по всему видно, очень не хочется, чтобы эти отношения были честными и прозрачными.
Когда-то лицензии выдавались отраслевыми ведомствами, и каждое устанавливало свой порядок. Года три назад заработала единая разрешительная система, и все направления и виды деятельности, на которые необходимо иметь официальный документ, в том числе и на автомобильном транспорте общего пользования, были объединены в одном Законе «О лицензировании». Не прошло, как поется в популярной песне, и полгода, как вдруг, непонятно по каким причинам, в законодательном поле произошли изменения, и такой важный и масштабный вид услуг пассажирских перевозок, как такси, выпал из общей системы выдачи лицензий. Нет, их никто не отменил. Но так и не было оговорено, кто же именно должен это делать. На сегодня ни один нормативно-правовой акт не регулирует вопрос лицензирования таксомоторных перевозок, где постоянно обращаются наличные суммы с головокружительным количеством нулей. Суммы, никем не облагаемые налогами, поскольку налоги платит лишь тот, кто работает официально, и от этого государство, постоянно жалующееся на нехватку бюджетных средств, несет колоссальные потери.
Кто-то на высоком государственном уровне лоббировал искусственное создание лицензионной анархии для таксистов. Даже из этого небольшого примера лишь по одному виду деятельности — такси — ясно, что трудности так называемого реформирования народнохозяйственного комплекса страны далеко не всегда объективны, как это пытаются представить высокопоставленные должностные лица. Это частью сознательные шаги на уровне Кабмина и Верховной Рады, через которые и проходят подобные законодательные изменения. Хотя с момента их принятия прошло уже более двух лет, лицензионные условия производства услуг на такси до сих пор не разработаны. Ну, не успели, — разводят руками чиновники Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, который и должен разрешать подобные проблемы (прежде всего, впрочем, должен не допускать их возникновение). Пробелами в законодательстве (возможно, для того и созданными) сразу, как водится, воспользовались предприимчивые люди. В частности, в Черновцах (как и во многих других городах страны — где больше, где меньше) это вылилось в то, что улицы запрудило неисчислимое количество автомобилей, владельцы которых называют себя таксистами, на самом деле не имея к этому бизнесу никакого законного отношения. Сегодня в городе, как сообщили в отделе транспорта департамента жилищно-коммунального хозяйства Черновицкого городского совета, 1700 такси, у которых есть разрешение на предпринимательскую деятельность, то есть они зарегистрированы в налоговой. И, по приблизительным подсчетам (настоящего положения дел никто не знает), более 1000 «кукурузников». Причем количество таксомоторов продолжает хаотически расти, и упорядочить этот процесс некому. Считай, три тысячи такси на 240 тысяч жителей, что в 100 раз превышает разумную квоту, давно определенную в цивилизованном мире и недавно утвержденную у нас Всеукраинской ассоциацией перевозчиков после согласования с Министерством транспорта. А она предполагает — одно такси на тысячу горожан.
В прошлом году департамент жилищно-коммунального хозяйства попытался было решением городского совета утвердить «Положение об организации перевозок пассажиров в г.Черновцы», пользуясь своими законными обязанностями и правами налаживать на надлежащем уровне транспортное обслуживание в городе, анархия которого угрожает не только комфортному, но и безопасному проживанию в Черновцах. И кто, вы думаете, больше всех критиковал этот документ, из-за чего его принятие стало невозможным? Представители Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в Черновицкой области. Чем они мотивировали эту свою принципиальную позицию (хотя в целом Положение признали необходимым)? Тем, что этот документ, который, в частности, предполагает установление квоты на количество такси, ущемляет интересы предпринимателей, которые по Закону «О предпринимательстве» имеют право без ограничений (!) принимать решение и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству.
Королевский бизнес
Учитывая, можно сказать, сознательно созданные просчеты в законодательной базе и подаренный таксистам единый налог, который позволяет им совершенно законно скрывать прибыль, таксомоторный бизнес является воистину королевским. Мало того, что практически вся выручка оседает в карманах тех, кто его держит. Какие там пенсионные, страховые и прочие государственные фонды! Он еще и абсолютно бесконтролен. Привлечь к административной и даже уголовной ответственности таксиста можно, как это предусмотрено законом, именно за отсутствие лицензии, но, поскольку вопрос ее выдачи не упорядочен, любая ответственность автоматически снимается. Более всего от этого страдают, естественно, пассажиры, но до них, похоже, никому нет дела.
Послать клиента на три цифры
Единственной службой по таксомоторным перевозкам, которая действительно гарантирует безопасность и комфорт своим пассажирам, является бывший государственный таксопарк, сегодня превратившийся в открытое акционерное общество и едва выживающий в условиях неравной конкурентной борьбы. В отличие от частников, это общество вынуждено платить все налоги по полной программе, в зависимости от дохода. Но именно их клиент может быть уверен, что сядет в исправное авто с трезвым таксистом. Прежде чем выпустить машину на трассу, ее проверяют, как и в старые добрые времена, механики, а водителя — врачи. Появились в последнее время в Черновцах и несколько мощных, во всяком случае, хорошо разрекламированных, частных фирм, которые, сдавая в аренду приобретенные несколькими денежными черновчанами новые авто, развозят пассажиров, даже с таксометром. Но качество их услуг также трудно проконтролировать — кому из пассажиров как повезет. Остальные телефонные службы с трехзначными номерами, по которым можно вызывать машину, зарабатывают деньги буквально из воздуха, «перепродавая» доверчиво позвонившего клиента частному таксисту, а, возможно, и «кукурузнику», о котором они, как правило, мало что знают.
— Ни в одной цивилизованной стране нет такого беспорядка с такси, как у нас, и любые попытки упорядочить этот бизнес остаются безрезультатными, — говорит начальник Черновицкого областного автотранспортного управления Александр Соломко. — Во всех странах власть не только требует наличия разрешения на таксомоторные перевозки, но и сурово оговаривает даже марку и цвет машины. Нам хотя бы определиться с законодательным сопровождением этого вида предпринимательской деятельности. Но это произойдет только тогда, когда на высоком государственном уровне, наконец, осознают всю важность проблемы.