Менее чем через 1,5 года почти 4,5 млн мелких селянских хозяйств, производящих львиную долю продовольствия страны, потеряют рыночную перспективу - на реализацию и оборот их продукции будет наложен запрет.
На пути осуществления предрекаемого Украине мирового лидерства в производстве и экспорте продуктов питания стоит немало препятствий. И одно из главных - катастрофическое состояние мелких селянских хозяйств. Безусловные достижения в производстве и экспорте зерна, подсолнечного масла из отечественного сырья, где Украина пребывает среди мировых лидеров, причудливо сочетаются с тяжелым состоянием дел в наиболее массовом секторе АПК. При том, что хозяйства, основанные на личном труде селян, по уровню применяемых технологий застряли примерно в XIX веке, без них трудно представить как ряд направлений сельской экономики, где они занимают львиную часть производства, так и социальное развитие сельских территорий, которое, собственно, на них держится.
Все бы ничего, но время идет, а в селянских хозяйствах, работающих как бы сами по себе, мало что меняется. Здесь животных по-прежнему содержат в примитивных условиях. Коров доят вручную, убой и разделку на мясо осуществляют прямо во дворах. Подготовленная таким образом продукция поступает на перерабатывающие предприятия, на рынки, и не только на внутренние. Поскольку в условиях глобализации требования к качеству и безопасности продуктов питания возрастают, переустройство, модернизация селянских хозяйств становятся не просто желаемыми, а крайне необходимыми. Сейчас ситуация складывается так, что эти устойчивые и эффективные ячейки сельской экономики, которым удавалось выживать даже в наиболее сложные времена, уже в ближайшее время могут лишиться рыночной перспективы. Причем в законодательном порядке.
Проблема селянских хозяйств обострилась сразу после того, как Украина, вступив в ВТО, взяла на себя вполне конкретные обязательства, связанные с обеспечением безопасности пищевых продуктов везде, где они производятся. Ведь в условиях глобализации они могут с внутреннего рынка дрейфовать на внешний, неся угрозу не только стране-производителю, но и ее партнерам по торговле. Поэтому, независимо от того, производится готовый продукт питания или сырье для переработки на крупных сельхозпредприятиях или в селянских дворах, продукция должна отвечать вполне определенным стандартам и требованиям.
Закон-то есть…
В ВТО, как и в странах ЕС, требования к товарной животноводческой продукции строги и однозначны. В целях санитарной безопасности молочных продуктов коров следует доить механическим способом, молоко подвергать обработке и охлаждению на приемных пунктах, а убой животных, мясо которых предназначено для продажи, проводить в специально оборудованных мясных цехах. Эти, казалось бы, элементарные требования, оказались сложными для выполнения. Селянские хозяйства, хотя преобладающая часть их, кроме самообеспечения, производит товарную продукцию, к таким требованиям не готовы. И ясно почему. Селяне, содержащие на собственный страх и риск в хлевах одну-две коровы, несколько свиней, десяток-другой домашней птицы, не пользуются услугами вспомогательных структур по той причине, что их зачастую просто нет, не имеют возможности ни заменить устаревшие технологии более современными, ни расширить или специализировать производство. Для модернизации важного сектора сельской экономики требуются крупные средства, помощь государства. Но она поступает с опозданием, да и не в том объеме, который требуется.
Для выполнения взятых страной обязательств при вступлении в ВТО, ВР в 2009 г. принимает закон "О безопасности и качестве пищевых продуктов". В январе 2010 г. закон вступает в силу, но ряд его положений и норм, соблюсти которые без переустройства и модернизации всей структуры мелкотоварного производства невозможно, были отсрочены до января 2015 г. Предполагалось, что этого времени хватит для выполнения обязательств, взятых страной, подтянуть мелкотоварный сектор до требуемого уровня санитарной безопасности. Правительству было поручено разработать и реализовать программу создания инфраструктуры, которая обеспечивала бы мелкие хозяйства услугами, способствовала их развитию, превращению лучших из них в семейные фермы. В качестве первых шагов предлагалось создать и наладить работу тех самых пунктов приема молока и специализированных мясных цехов. По подсчетам экспертов, на все это требовалось около 2 млрд грн. Но таких денег в госбюджете ни на 2011, ни на 2012 гг. не нашлось. Нет их и сейчас. Заботы о создании необходимой для селянских хозяйств инфраструктуры правительство и профильное министерство, по существу, перекинуло на местные власти и скудные областные и районные бюджеты. Кабмин и профильное министерство ограничились проведением информационно-пропагандистских мероприятий. В частности, были проведены всеукраинские общественные слушания, материалы которых использовались при разработке концепции развития и поддержки мелких сельхозпроизводителей. Но сама концепция, определяющая хотя бы направления предстоящей работы, так и не была утверждена.
Если хозяева сельских дворов и работники появившихся обслуживающих кооперативов могли чем-то руководствоваться, то только благими пожеланиями, с избытком поступающими от чиновников. За более чем три года, прошедшие после принятия закона о безопасности пищевых продуктов, в сельских дворах и вокруг них мало что изменилось. Если за счет усилий местных властей и перерабатывающих предприятий в отдельных регионах занялись созданием пунктов по приему молока от частников, то с возведением для них мясных цехов, требующих гораздо больших финансовых вложений, вообще не произошло никаких сдвигов. И это при том, что менее чем через 1,5 года отсрочка вступления в силу наиболее болезненных для мелких производителей норм закона о безопасности продуктов питания заканчивается. А это значит, что на реализацию и оборот необработанного молока, творога и сыра домашнего производства, как и мяса подворного убоя, будет наложен запрет. Со всеми экономическими и социальными последствиями. Последствия отсечения от рынка целого сектора сельской экономики (около 4,5 млн селянских хозяйств), обеспечивающего к тому же производство львиной доли продовольствия страны, включая мясо и молоко, даже сложно представить. Нетрудно предположить, что основным средством неоправданно затягивающегося решения вопроса станет инициирование очередной отсрочки. В ВР уже появился законопроект, который это предусматривает. Замораживание таких норм закона, требующих постоянной системной работы для реализации, может, и облегчит жизнь чиновникам, но не поможет делу. Поскольку в результате ничем не оправданных проволочек внутренние проблемы могут существенно осложнить внешнеэкономические. Под удар, по существу, ставится и без того невысокий уровень конкурентоспособности украинских товаров.
Кооперация
или коммерция?
Доля селянских хозяйств в производстве продовольствия страны остается слишком значительной, чтобы их нуждами можно было пренебрегать. Даже при том, что власти в большей степени пекутся о крупном бизнесе, субсидируя строительство больших животноводческих комплексов, теплиц, овоще-, фруктохранилищ, мелкотоварное производство в ряде секторов экономики продолжает доминировать. В почти 4,5 млн личных селянских хозяйствах, по последним статистическим данным, производится 70,1% от общего количества произведенного в стране молока, 45,9% мяса. Во дворах селян с марта нынешнего года пребывает 68,9% общей численности КРС, в том числе 77,6% коров, 52,3% свиней.
Ясно, что сектору, производящему львиную долю животноводческой продукции, требуется модернизация, создание современной инфраструктуры, тех самых мясных цехов, молочных пунктов. Но до сих пор не совсем ясно, каким образом, на какие средства (коммерческие, государственные, кооперативные) это делать.
Посреднический бизнес давно проявляет интерес к работе селян-единоличников. Но взаимовыгодного сотрудничества в большинстве случаев не получается. Нацеленные на максимальную прибыль коммерсанты-посредники, пользуясь разобщенностью сельских хозяев, при закупках занижают цены, а при предоставлении услуг - взвинчивают их. И, таким образом, большая часть доходов от производимого в селянских дворах оседает у коммерсантов. Наученные горьким опытом, селяне зачастую вовсе отказываются от посреднических услуг, перекладывая их на себя.
Большинство экспертов, отслеживающих ход экспериментов по модернизации мелких хозяйств и путей создания для них необходимой инфраструктуры, полагают, что главными действующими лицами в этом деле должны стать не коммерсанты, а кооператоры. Эрик Блайх, руководитель проекта USAID "Агроинвест", занимающегося финансовым обеспечением доступа мелких и средних сельхозпроизводителей Украины к рынкам, в интервью ZN.UA заметил, что не следует полагать, будто бизнес автоматически все отрегулирует. В экономике, особенно сельской, есть направления, которые, кроме собственно экономической, имеют социальную составляющую. И потому не являются чисто коммерческими. К таким, помимо оптовых рынков, относятся и сельские обслуживающие кооперативы (СОКи), и все, что с ними связано.
Страны с гармонично развиваемой рыночной экономикой, как правило, берут на себя значительную часть расходов по созданию инфраструктуры, предоставлению услуг сельским хозяйствам, способствуя становлению современных семейных ферм и крупных кооперативных предприятий и объединений. Эксперты полагают, что основными действующими лицами в переустройстве селянских хозяйств должны стать СОКи, а обустройство убойно-санитарных цехов для мелких частников является их эстетической функцией. Они уверены, что без СОКов эту проблему, как и многие иные, связанные со становлением мелкотоварного производства, не решить. Коммерческие структуры заломят за услуги убойно-санитарных цехов такую цену, что окончательно отвадят селян от самостоятельного хозяйствования.
Но, вопреки всему, кооперативные структуры пробивают себе дорогу. Даже при том, что центр перепоручил обустройство СОКов регионам и спонсорам, лучшие из них расширяют сферу деятельности. Успешно идут дела там, где кооперативы давно работают и успели хорошо зарекомендовать себя, заслужить доверие селян. СОК "Балковская плюс" из Запорожской области за пять лет распространил свое влияние на несколько сел, создал солидную материально-техническую базу, позволяющую не только заготавливать и обрабатывать 5-10 т молока ежедневно, но и предоставлять услуги по вспашке земельных участков, заготовке и хранению кормов. Руководитель кооператива В.Доля полагает, что именно СОКи, завоевавшие доверие селян, добившись доступа к кредитованию, при соответствующей поддержке государства могут существенно расширить диапазон услуг, взяться за обустройство тех же мясных цехов. Беда только в том, что СОКов очень мало, а таких, что уже успели проявить себя и демонстрируют потенциал роста, еще меньше.
Демонстрируя свои возможности, ряд кооперативных объединений, особенно в Крыму, на Волыни, в Винницкой области, в дополнение к уже предоставляемым услугам занялись упорядочением продажи живого скота, созданием мясных цехов. Дело доходит до создания типовых предприятий такого типа, наиболее удачные из которых вполне могут стать образцами для распространения. Вот как будет выглядеть один из кооперативных убойно-санитарных цехов, который спроектирован и строится на базе одного их СОКов Херсонской области. Предприятие рассчитано на предоставление услуг селянам ряда сел в радиусе 25 км. Ежесуточно на нем будет осуществляться убой двух десятков КРС или 40-50 свиней. Мясо предполагается не только охлаждать, но и фасовать, а при необходимости формировать партии для отправки в розничную продажу или на оптовые рынки. Самое главное - не люди со стороны, а сами селяне вместе с кооператорами определяют расценки за услуги, контролируют работу переработчиков. А это сохраняет надежду, что продукты в результате станут не только более безопасными, но и вкусными.
У подконтрольных сельским хозяевам кооперативов в ходе борьбы за безопасность продуктов питания больше шансов, чем у коммерсантов, не перегнуть палку и сохранить, усовершенствовать старинные технологии изготовления продуктов. Тогда можно надеяться, что с рынка не исчезнут гуцульская овечья брынза, полтавское сало с поджаренной корочкой и другие натуральные, без химических добавок деликатесы под брендом "домашние".