…А получается базар

1 марта, 2013, 20:15 Распечатать

Налаживание цивилизованной торговли следует начинать с первого звена, то есть с сельхозпроизводителей, разрозненность которых на этапе сбыта существенно ограничивает возможность эффективно взаимодействовать с оптовыми рынками. 

В последние годы в Украине наблюдается настоящий бум создания оптовых рынков. В 2010 г. такой статус был присвоен новостройкам в Киевской, Львовской, Донецкой и Запорожской областях, в 2011-м — в Мариуполе, Одесской и Херсонской областях, в начале 2012-го — в Харьковской и Ривненской.

Поначалу госпрограмма предусматривала строительство оптовых рынков во всех областных центрах. Но, осознав чрезмерность бюджетных затрат, ее подкорректировали. И теперь речь идет о партнерстве государства и бизнеса по созданию оптовых рынков в основном вблизи городов-миллионников. Ряд таких предприятий, в том числе первые очереди "Столичного", уже работают. Строительную часть программы можно считать успешной — сложнее оценить рентабельность этих дорогостоящих объектов, особенно их ценорегулирующую и социальную составляющие. Но на вопрос, удалось ли исправить ситуацию и придать торговле плодоовощной продукцией цивилизованный характер, однозначно ответить сложно.

Фермеры потеснили посредников

При посещении "Столичного", оживившего околицу Софиевской Борщаговки близ киевской Окружной, бросилась в глаза положительная тенденция: фермеры со своим товаром несколько потеснили посредников. В закрытом овощефруктовом павильоне отечественной продукцией торгуют в основном сами сельские хозяева, используя зимнюю передышку в работе на земле. Масштабы и возможности представленных ими хозяйств самые разные.

Светлана Городецкая с Черниговщины торговала первым урожаем яблок со своего сада, который ее семья посадила на земельном пае в 4 га. Она снимает в теплом павильоне оптового рынка уголок в несколько квадратных метров, платит фиксированные 160 грн в день. И полагает, что предоставляемые услуги стоят того, — тепло, уютно. Александр Иванович с Виннитчины — фермер более крупного масштаба. В его собственности 22 га молодого сада. Каждую неделю привозит 8—10 тонн яблок. Недоволен только тем, что для реализации такой небольшой партии товара требуется несколько дней.

Николай Подгорный представляет многопрофильное сельхозпредприятие с Полтавщины, где огороды и сады занимают более 1000 га. Ассортимент овощей и фруктов у него широк и разнообразен, поэтому арендует площадь на складе и несколько торговых мест, нанимает помощников.

Оказывается, на новом рынке сельхозпроизводителям не обязательно обращаться к посредникам или торговать самим. Появился и третий вариант: можно воспользоваться услугами работников рынка. Два оператора бойко торговали овощами так называемого борщевого набора. Наблюдающим за процессом фермерам особенно понравилось то, что контролирует ситуацию и корректирует цены хозяин продукции, постоянно выходя на связь с рыночными операторами.

…Но уступают места импортерам

Однако оптового рынка, с открытием которого было связано столько ожиданий от подобного рода нововведений, упрощающих и облегчающих реализацию продукции, недостаточно. Отечественные производители занимают только небольшую часть овощефруктового павильона. Львиную долю привлекательной для торговли территории занимают раскладки с импортными экзотами. Продавцы отечественных яблок и овощей жалуются, что их постепенно вытесняют из комфортного пространства. И дело не в предвзятости — возможности у конкурентов разные. Фермеры и представители сельхозпредприятий с небольшими объемами продукции арендуют торговые места на день-другой, редко на неделю. А представители импортеров, пользуясь отлаженными поставками крупных партий товаров, имеют возможность выкупать торговые площади на длительный период — несколько месяцев и более.

Бросилось в глаза еще одно. Плодоовощной павильон "Столичного" мало чем, разве что размерами, отличается от обычного хорошо оборудованного базара. Поскольку реализации больших оптовых партий продукции здесь нет, все закупки посетителей вмещаются в несколько фирменных развозок. На выезде из оптового гиганта среди потока легковых автомашин лишь изредка можно увидеть грузовики, да и то небольшие.

Инициаторы и разработчики оптовых рынков представляли дело так, что ни с продавцами, ни с покупателями проблемы не будет. Что все структуры, организации и отдельные граждане, кому надо будет продать или закупить большие партии овощей и фруктов, ринутся на оптовый рынок. Если говорить о продавцах, то эти расчеты в основном оправдались: сельхозпродуктов завозят много и охотно. А вот с покупателями, особенно готовыми приобретать крупные партии товара, вышла осечка.

У сетевиков свой интерес

Сети, наиболее мощные потенциальные покупатели, на сотрудничество со "Столичным" не идут. У них свои системы прямых закупок у сельхозпроизводителей и импортеров, а новый оптовый рынок не может предложить им большие партии стандартных, одинаковых по качеству овощей и фруктов. Таких в достаточном количестве на внутреннем рынке страны просто нет. Это реалии сельхозпроизводства, системы хранения и сбыта. Выращиванием плодоовощной продукции занимаются в основном мелкие и частично средние сельхозпроизводители. А они выращивают и предлагают на реализацию кто во что горазд. Даже из большого потока качественной, но многообразной по кондиции, срокам созревания, сортности продукции крупные оптовые партии сформировать сложно. Поэтому на новых оптовых рынках не только сетевики, но и прочие категории оптовиков — нечастые гости.

Генеральный директор "Столичного" Алексей Чумак так характеризует основных покупателей "Столичного". Это преимущественно владельцы плодоовощных МАФов или небольших магазинов. Они приезжают на оптовый несколько раз в неделю, закупая за один раз 0,8—2,5 т овощей и фруктов. Как видим, среди завсегдатаев мало не то что крупных — даже оптовиков средней руки (переработчиков, рестораторов), что существенно нивелирует разницу между оптовым рынком и обычной торговой площадкой.

Через несколько месяцев после открытия первой очереди "Столичного" (когда даже мелкооптовые покупатели не баловали его вниманием) решено было стимулировать розничную торговлю. Эта мера оказалась эффективной. Среди киевлян желающих покупать свежие овощи и фрукты в полтора, а то и вдвое дешевле, чем в сетях и на базарах, оказалось немало. А поскольку среди розничных покупателей преобладают пенсионеры и малоимущие, которые не имеют собственных автомашин, был организован бесплатный автобусный маршрут и проведена соответствующая рекламная кампания. Этого оказалось достаточно, чтобы администрация и маркетологи рынка отметили "высокий интерес" розничных покупателей к "Столичному". Это не было преувеличением, поскольку соотношение розничных и оптовых продаж составило соответственно 65 и 35%.

Но "праздник" для пенсионеров продолжался недолго. Вскоре бесплатные автобусы сняли с линии. Более того, даже маршрутки редко заворачивают к "Столичному". От такого "маркетингового хода" пострадали не только пенсионеры и малоимущие. Несут потери и фермеры, торгующие с автомашин на открытых площадках "Столичного". Во время посещения корреспондента ZN.UA продавцов здесь было мало, а покупателей — еще меньше. Мерзнущие без дела фермеры возмущались: к отсутствию оптовых продаж они привыкли, но ведь и розничные покупатели, которые в таких случаях выручали, куда-то подевались. Поневоле вспомнишь, что в Киеве, в нескольких десятках километров от "Столичного", есть еще один небольшой оптовый рынок "Фермер".

Конкуренты поневоле…

Даже трудно представить, что "Фермер" — оптовый рынок плодоовощной продукции, занимающий на Троещине всего 3 га, созданный вне целевых госпрограмм и без использования крупных бюджетных средств, — стал конкурентом самому "Столичному", по определению главному оптовому рынку страны. Этот рынок районного масштаба, не вписывавшийся в разработанную схему, пытались закрыть, и только усилиями торгующих и местного населения при поддержке городских и районных властей его удалось отстоять. 

"Фермер" во многом проигрывает молодому сопернику (на обустройство которого выделено 140 га и немалые бюджетные средства): дефицит площадей, скученность, доходящая до того, что торговля с автомашин производится вне территории рынка, прямо на обочинах примыкающей к нему улицы Электротехнической. Но "Фермер" выигрывает в главном: торговля здесь идет бойчее.

Все дело в том, что в непосредственной близости от оптового работает розничный рынок, где только что приобретенные товары реализуются с минимальными наценками. С этого своеобразного комплекса оптово-розничной торговли овощи и фрукты расходятся по небольшим рынкам и торговым раскладкам Троещины. Дополняют картину хорошо налаженные маршруты общественного транспорта между торговыми точками. Возле "Фермера" расположены автобусная и трамвайная остановки, что существенно влияет на торговый оборот. И, естественно, на цены. В конце января оптовые цены на отечественные яблоки и грибы, а также на цитрусовые и некоторые виды овощей были на 1—3 грн ниже, чем на "Столичном". Но главное преимущество "Фермера" в том, что в зоне его "влияния" (а это Троещина и ряд прилегающих к ней микрорайонов) овощи и фрукты в розничной продаже значительно дешевле, чем в среднем по Киеву. То есть налаженная оптовая торговля способна приносить существенный социальный эффект.

Большинство торговцев, неоднократно пользовавшихся услугами обоих рынков, едины в своем мнении: на "Столичном" услуги лучше и дешевле, но быстрее реализовывается товар на "Фермере". Хорошо, полагают завсегдатаи рынка, что после ввода в эксплуатацию нового оптового остался при делах и старый: у торгующих и покупающих есть выбор, а у организаторов оптовой торговли — возможность извлекать уроки из опыта и просчетов друг друга.

Что дальше?

Хотя в разных концах страны вступили в строй несколько крупных оптовых рынков и в дополнение к ним — плодоовощных хранилищ, особых сдвигов в налаживании цивилизованной торговли не наблюдается. Отдача гигантов невелика, особенно если сравнить с растущими масштабами производства овощей и фруктов. По экспертным оценкам, ежегодно в стране выращивается 20—24 млн т овощей, фруктов и картофеля, и только мизерная часть этого урожая проходит через оптовые рынки. Лишь на давно уже работающем львовском "Шуваре" объем продаж более-менее солидный: 450—500 тыс. т продукции в год. А на новых оптовых рынках этот показатель колеблется в пределах 100 тыс. т, тогда как реализовывать необходимо по несколько миллионов тонн.

Трудности оптовой торговли плодоовощной продукцией обусловлены не только просчетами маркетологов, но и особенностями самого сельхозпроизводства в стране. Латифундисты и крупные землепользователи выращивают наиболее прибыльную, экспортно ориентированную продукцию — зерно, подсолнечник. Овощами и фруктами занимаются в основном мелкие хозяйства, которые выращивают кто что хочет и может. А поэтому нынешнее сельхозпроизводство не в состоянии сформировать и предложить крупные партии стандартной, расфасованной продукции, интересной оптовикам. В отличие от чиновников Минагрополитики, усматривавших в оптовых рынках сердцевину логистики, к которой со временем приложится все остальное, многие эксперты полагают, что налаживание цивилизованной торговли следует начинать с первого звена, то есть с сельхозпроизводителей, разрозненность которых на этапе сбыта существенно ограничивает возможность эффективно взаимодействовать с оптовыми рынками. Предлагая свои правила игры, мелкие производители, вырабатывающие более 80% продукции, де-факто превращают оптовые рынки в розничные.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • vavan222 vavan222 2 березня, 12:02 Авторам статті-респект. Досить грунтовно акцентовано увагу на тих основних тенденціях, які відбуваються при впровадженні гуртової торгівлі на цих ринках.Про це чомусь раніше не писали, але "сповзання" з гурту в роздріб це небезпечна тенденція, яка може з часом призвести до "вихолощування" самого змісту організації цих ринків як важливої ланки між сільськогосподарським товаровиробником і кінцевим споживачем. І як наслідок - атрофації цього каналу постачання свіжих продуктів на столи українців... согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно