Главной экономической проблемой Украины все еще остается массовая безработица. Как известно, существуют два варианта государственной политики в вопросе обеспечения занятости населения. Первый — когда государство финансирует из социальных фондов миллионную армию безработных. И второй, более перспективный, — когда государство будет стимулировать работу предприятий, поддерживать развитие мелкого и среднего бизнеса. Какие же обещания раздавали предпринимателям кандидаты в президенты Украины накануне выборов? Насколько они реальны?
Что касается действующего премьер-министра Юлии Тимошенко, то накануне первого тура выборов она не особенно муссировала тему предпринимательства. Об этом говорило ее доверенное лицо — председатель Государственного комитета Украины по развитию предпринимательства Александра Кужель. Но кое-что Ю.Тимошенко все-таки пообещала. В частности, 29 декабря 2009 года во время пресс-конференции премьер-министр сказала, что не позже чем через полгода после президентских выборов нужно принять Налоговый кодекс. Кроме того, выступила за существенное уменьшение количества налогов. «Мы должны, во-первых, вдвое уменьшить количество налогов, а во-вторых, нам нужно вводить единый социальный налог... безусловно, уменьшение налога на прибыль», — заметила глава правительства.
Как известно, еще в начале 2007 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект «О едином социальном налоге». Проектом предусматривалось ввести с 1 января 2009 года единый социальный налог в размере 20% от суммы заработной платы нанятых рабочих. Его принятие, по мнению авторов, обусловлено необходимостью вывести из тени выплаты заработной платы. Однако у депутатов так и не дошли руки до его принятия. И вот Тимошенко сделала акцент на желании форсировать принятие этого законопроекта.
В свою очередь козырной картой лидера Партии регионов Виктора Януковича стало обещание ввести пятилетние налоговые каникулы для мелкого бизнеса, конечно же, после его победы в президентской гонке.
«Я дам налоговые каникулы на пять лет для всего мелкого бизнеса», — сказал Янукович, выступая на недавнем съезде Партии регионов. Он также пообещал освободить предпринимателей от платы за регистрацию и получение разрешительных документов.
Кое-что из обещанного кандидатами в президенты привлекает предпринимателей. Но они уже знают, что обещания, как и любая медаль, всегда имеют обратную, менее привлекательная сторону. Потому что, например, хорошо помнят правительственное постановление №118 (принятое год назад) о лишении предпринимателей — физических лиц права быть плательщиками НДС.
— На первый взгляд этот шаг казался для предпринимателей благом. Но вследствие такого освобождения они перестали быть конкурентоспособными в таких сферах, как транспортные перевозки, строительство, сфера услуг. Ведь после этого, по словам председателя Ассоциации налогоплательщиков Львовщины Теодора Дякива, они лишались возможности выписывать налоговые накладные, и, соответственно, их заказчики не могли возмещать НДС. Поэтому мелкий бизнес потерял заказчиков. И экономически потерял намного больше, чем мог потерять от того, от чего их освободили.
Или, к примеру, повышение транспортного сбора, от которого больше всего пострадали бы наименее защищенные предприниматели, эксплуатирующие старые автомобили. Только в результате многочисленных забастовок перевозчиков новация была упразднена.
А сколько шума наделало знаменитое постановление Кабмина №366, обязывавшее владельцев мелкого бизнеса платить в Пенсионный фонд за членов их семей. Авторы документа почему-то не подумали даже о том, что взрослые дети предпринимателя могут, например, быть студентами или элементарно не принимать никакого участия в бизнесе родителей.
Несмотря на всю его абсурдность, правительственное постановление до сих пор не отменено, хотя и не выполняется. Контрольные органы могут приходить и шантажировать любого предпринимателя. А это основание для взяточничества. Все эти решения власти принимали, руководствуясь благими намерениями.
Такая же история с сельскими жителями, которые росчерком пера были лишены права на пособие безработным. Если у крестьянина есть земельный участок, то он теряет право регистрироваться в центре занятости. И не важно, владеет ли он хозяйственной техникой, умеет ли хозяйствовать на земле, — на бирже труда ему, скорее всего, отвечают отказом. Это можно трактовать только как искусственное уменьшение количества безработных.
— Что же касается каникул, которые предлагает В.Янукович, то их внедрение просто нереально и даже вредно с точки зрения экономики, — считает Теодор Дякив. — Что такое мелкий бизнес? Мелкий бизнес — это предприятие, насчитывающее не более 50 работников, объемы годового дохода от реализации товаров и услуг которого не превышают 70 млн. грн. Представьте себе, что заводы, имеющие объемы дохода более 200—300 млн. грн., после принятия такого решения поделятся на несколько мелких предприятий. Если будет нужно, сделают две-три проходных и зарегистрируют несколько хозяйств поменьше. И... перестанут платить налоги в госбюджет.
Вот и получается: лучше, чтобы обещания кандидатов в президенты никогда не воплощались в жизнь.
— Главное отличие нашей команды от команды Тимошенко, — говорит народный депутат, министр экономики в оппозиционном правительстве Ирина Акимова, — в том, что озвученные рецепты мы в самом деле планируем воплощать в жизнь, а не просто их декларировать. Для бизнеса важен покой. Ему не нужно очень часто улучшать условия ведения дела, желательно хотя бы их не ухудшать. Поэтому один из наших главных лозунгов — все налоговые новации должны быть оформлены единым документом, который называется «Налоговый кодекс», и этот документ подготовлен Партией регионов. После принятия налогового кодекса нужно объявить временный мораторий на любые изменения налогового законодательства. Вот тогда бизнес, и наш отечественный, и зарубежный, будет уверен в том, что в этой стране можно развиваться, можно вкладывать инвестиции.
Интересно, что, по мнению предпринимателей, задекларированные изменения больше всего понравятся крупному бизнесу. Они считают, что в данном случае стоит вопрос не столько наполнения Пенсионного фонда или государственного бюджета, сколько недопущения ситуации, когда обычные смертные свободно будут зарабатывать и платить налоги. Парадокс, но для кандидатов в президенты Украины почему-то важно, чтобы в стране не возникли условия для формирования среднего класса.
Сладкие обещания звучат из уст людей, имевших возможность сделать хотя бы часть обещанного, но почему-то не сделавших. А тот факт, что около 40—50% предпринимательской деятельности ныне находится в тени, — это и есть результат их предшествующей политики в отношении мелкого и среднего бизнеса. Именно эти кандидаты во времена своего премьерства всячески пытались преградить путь формированию среднего класса. И это легко можно доказать правительственными решениями.
В этом плане и г-жа Тимошенко, и г-н Янукович едва ли способны на серьезные положительные изменения для стимулирования мелкого и среднего бизнеса. Даже если бы они вдруг и захотели такие изменения внедрить, им бы не позволили этого сделать их политические силы.
Потому, по мнению предпринимателей, какой-то разницы между этими двумя политиками нет. Мелкий и средний бизнес нужны государству только для того, чтобы его использовать. Поэтому туда вход бесплатный, а в дальнейшем за все приходится дорого платить. Самое мерзкое то, что власть возглавляет крупный бизнес семей из Днепропетровска, Донецка, Киева, Винницы и т.д. Наверное, поэтому президент, АМКУ, УБЭП, КРУ, СБУ защищают крупный бизнес за счет мелкого и среднего.
Комментарии
Юрий СЕНДЕЦКИЙ, председатель Комитета предпринимателей Львовщины:
— Популизм наличествует в обещаниях обоих кандидатов в президенты. Они, прежде всего, заботятся о том, чтобы понравиться пенсионерам, работникам бюджетной сферы. Им, прежде всего, нужны голоса избирателей. А как будет наполняться и распределяться государственный бюджет — никто из них не говорит.
Андрей ГРИНЧУК, адвокат:
— Лично я ничего хорошего не ожидаю от обоих кандидатов в президенты Украины. Они уже показали свое нигилистическое отношение к мелкому и среднему бизнесу. Вот конкретный пример. С 1 ноября 2009 года Львовская ГНИ почему-то
решила принимать отчетность в электронной форме только через посредника. Это означало, что предприниматель должен был заплатить частному предприятию около тысячи гривен за регистрацию, а потом ежемесячно еще и платить за услуги. Это нонсенс. И только благодаря акциям протеста указанное решение было отменено, однако ответственные за него не наказаны.