Александр Баранов |
На прошлой неделе мы были свидетелями явно неудачной попытки обсудить ситуацию с Интернетом в Украине в телевизионной передаче «Табу». Даже Мыкола Вересень, обычно искристо задиристый, остроумный и находчивый, не смог исправить ситуацию. И тема, имеющая высокое общественное звучание, практически была сведена к вопросам «есть цензура или нет», «ставят или не ставят системы мониторинга». Не хотелось бы, чтобы у широкой аудитории сложилось превратное мнение и о перспективах развития Интернета в Украине, и о его проблемах.
Несколько цифр
В Украине. Количество пользователей украинского сегмента сети Интернет за последние два года увеличилось более чем в три раза и на конец 2000 года составляло по разным оценкам от 320 до 370 тыс. постоянных пользователей (меньше 1% взрослого населения Украины) и около 300 тыс. человек, которые пользовались услугами Интернета время от времени. Значительно возрос и объем информационных ресурсов, доступных в сети Интернет. Если в начале 1999 года такие ресурсы размещались на 1,4 тыс. веб-серверов, то в конце 2000-го — на 9268 веб-серверов. Разнообразнее стали веб-сайты. По количеству хостов, которые подключены к сети Интернет, Украина находится на 28-м месте в Европе и на 45-м месте в мире. По состоянию на декабрь 2000 года доступ пользователям к услугам сети Интернет предоставляли более чем 260 операторов (провайдеров интернет-услуг).
В мире. Количество постоянных пользователей сети в мире превысило 400 млн. Безусловным лидером являются США (около 154 млн. постоянных пользователей Интернета, или 76 % от всего взрослого населения). Страны Западной Европы прилагают значительные усилия, чтобы догнать США. Уже сегодня более 113 млн. европейцев являются постоянными пользователями сети Интернет, что составляет почти 36% от всего взрослого населения. Общий темп прироста количества хостов в Европе составляет 23,8%.
Несмотря на неплохие темпы роста рынка Интернета в Украине, абсолютные цифры, характеризующие его развитие, сегодня никого не могут устраивать. Это свидетельство нашей отсталости, отсталости с глобальными отрицательными последствиями.
Что мешает,
а что помогает
Сдерживающее влияние на развитие Интернета оказывает, прежде всего, низкая социальная мотивация его использования. Несмотря на то, что у нас высокий образовательный уровень, велико количество научно-технических сотрудников, инженерной интеллигенции, тем не менее потребность в информационных технологиях, в том числе и в Интернете, не очень высока из-за недостатка знаний и навыков в этой области. А это в свою очередь предопределяет низкий уровень использования информационных технологий на предприятиях, в организациях и органах государственной власти, что не содействует осознанию места и роли сети Интернет в современной экономике.
Кроме того, несовершенство авторского права и правовых актов по защите интеллектуальной собственности оказывает свое сдерживающее влияние на развитие и создание информационных технологий.
Эмиграция, «скрытая» или прямая, технически грамотной части населения явно не способствует росту социальной востребованности информационных компьютерных технологий. Что понимается под «скрытой» эмиграцией? Это те специалисты, которые работают в области информационных технологий на территории Украины, но по прямым заказам из-за рубежа в так называемых виртуальных офисах. При этом работа не легализуется в стране, поэтому у нас ничего не остается — ни результатов работы, ни налогов, а те, кто трудится, не имеют никакой социальной защиты.
Что же может поддержать рост масштабов использования информационных технологий? Прежде всего — пока еще сохранившаяся система школьного и высшего образования, пока еще большое количество оставшихся высококвалифицированных технических специалистов.
Ограничивает развитие Интернета в Украине и неразвитость рыночных отношений во многих секторах экономики, низкая платежеспособность нашего населения. Хотя мы реформируем экономику уже длительное время, качественные результаты изменений еще не могут резко стимулировать развитие информационных компьютерных технологий в необходимых масштабах. Характерное свидетельство тому — очень низкие показатели количества компьютерной техники на одного жителя нашей страны. Хотя несомненно положительным является то, что этот рынок формируется на рыночных принципах, а рынок телекоммуникаций либерализуется.
Недостаточно быстрый переход к регуляторной политике во многих сферах экономики и недооценка роли информационных технологий для многих ее секторов также сдерживает процесс развития Интернета. Однако то, что наша стратегия направлена на построение открытого общества, на интеграцию с другими странами, с Европой, является стимулом в развитии информационных технологий, Интернета в Украине. В противном случае мы будем неравноправными партнерами.
Что же делать?
Чтобы резко ускорить развитие Интернета, необходимо решение двух основных проблем — расширения социальной базы использования информационных компьютерных технологий и повышение их социальной востребованности.
Возможность использования информационных технологий, в частности Интернета, должна быть обеспечена как можно более широкому слою населения в Украине. Для этого необходимо внедрить информационные технологии в учебный процесс институтов, школ, других учебных заведений, создать образовательные и обучающие программы для разных категорий пользователей, с учетом их возраста. Кроме того, необходимо значительно развить топологию цифровых сетей передачи данных в Украине, уделяя особое внимание обеспечению доступа к современным телекоммуникационным услугам для самого широкого круга пользователей во всех городах и селах.
Казалось бы, у нас не должно быть проблем с социальной востребованностью информационных технологий. Однако реалии сегодняшнего дня свидетельствуют об обратном. Низкий социальный спрос на информационные технологии — одно из серьезных препятствий на пути построения информационного общества. Среди многих направлений решения этой проблемы следовало бы особо остановиться на следующих.
Система образования. Необходимо, чтобы в самых различных сегментах экономики, в самых различных слоях общества у руководителей, специалистов, менеджеров, рядовых сотрудников возникла потребность в использовании компьютерных технологий. Как этого достичь? В условиях глобализации общественных процессов основная надежда на реформу в системе образования. Вопрос стоит так: или мы сегодня сто процентов молодого, подрастающего поколения вовлекаем в мир информационных технологий, или ни о каком информационном сообществе в Украине говорить не придется. При этом Интернет может стать первым шагом.
Мальчишек и девчонок нужно не просто привести в Интернет. Необходимо привить им любовь работы с компьютером, с информационными технологиями. Они должны осваивать школьные предметы с использованием мультимедийных технологий. И их должны учить учителя, которые сердцем и душой проникнутся необходимостью использования этих технологий в процессе преподавания различных дисциплин. Для этого необходимо пересмотреть учебные планы и программы в педагогических вузах, на курсах переподготовки и повышения квалификации учителей. Предстоит большая работа как в техническом, так и в методологическом плане, которая потребует создания специальных педагогических лабораторий, творческих коллективов, привлечения энтузиастов.
Создание в стране большой прослойки среднего класса — класса, который придает устойчивость обществу, — позволит сформировать экономические основы для расширения бытового использования Интернета, информационных технологий.
Кроме того, необходимы специальные меры по экономическому стимулированию развития Интернета. Этот вопрос целесообразно рассматривать в контексте общих вопросов экономического стимулирования развития в Украине индустрии информационных технологий, в том числе программирования.
Требуется законодательным путем внедрить специальный режим деятельности технологических парков в области информационных технологий (программирования), правовой режим, который должен предусматривать установление налоговых и таможенных льгот, а также предоставление государственной поддержки, стимулирование деятельности технологических парков, деятельность которых должна быть направлена исключительно на разработку и внедрение информационных технологий (программирование).
Специальный режим деятельности технологических парков в области информационных технологий (программирования) желательно вводить минимум на 10—15 лет, а действовать он должен на протяжении первых пяти лет с момента регистрации субъекта этой деятельности в уполномоченном органе.
В чем суть льготного режима? Полное или частичное освобождение от налогов либо введение налоговых каникул. Это не новшество. Подобным образом поступали многие страны, известные сегодня как передовые в области использования информационных технологий.
Ну и что
в этом Интернете?
Интернет на слуху. Но у нас он зачастую воспринимается или как вещь в себе, или как некая далекая экзотика. На самом деле Интернет для нас гораздо ближе, чем мы предполагаем, и он может дать нам не только возможность информационного обмена, но и решить ряд серьезных проблем.
Дистанционное обучение, реализуемое в интернет-среде — это одна из возможностей социального выравнивания условий жизни в нашей стране. Сельский учитель и сельский ученик, вообще сельские жители имеют ограниченные возможности доступа к информации, к знаниям, к тем достижениям цивилизации, которые находятся в больших городах. И только дистанционные методы обучения, способы доступа к информации позволят выравнять условия для населения разных регионов. Можно было бы начать с создания школьного интернет-портала, на котором следовало бы разместить информацию о новых методиках, образцах мультимедийных вариантов школьных предметов, расширенные и углубленные сведения по различным предметам, условия проведения заочных олимпиад, культурологическую, историческую и другую информацию, ориентированную на школьную аудиторию, а также многое другое.
Информационные технологии дистанционного обучения позволяют реализовать на протяжении всей жизни принцип непрерывного обучения для самых разных специалистов. Предоставление такой возможности особенно актуально сегодня для Украины, когда большое количество специалистов вынуждены менять профессию.
Экономика. По оценкам экспертов ООН, к 2005 году более четверти мирового торгового оборота будет реализовываться посредством электронной коммерции, перспективы которой огромны. Это не означает, что достаточно выставить на веб-сайт прайс-лист или организовать онлайновый режим заказа товаров. Все этапы бизнес-процессов в фирмах, в производствах должны быть автоматизированы — от поиска партнеров и заключения договоров до поставки товаров и оказания услуг. Только тогда электронная коммерция даст эффект. Игнорирование возможностей электронного бизнеса может помешать представителям отечественного бизнеса, украинской экономике в целом занять достойное место в мире.
Конечно, электронная коммерция станет возможной при выполнении ряда условий, в том числе при широком внедрении систем электронных платежей. Технология электронного бизнеса диктует совершенно иные темпы деловой активности, формирует новый уровень деловой культуры. И здесь важно наличие не только технологической базы, компьютерных сетей и программ, но и широкого круга деловых людей, специалистов, готовых к использованию новых компьютерных технологий. Вкус реализованной динамичности и широкой информированности, высокая рентабельность, ощущение удачи при совершении электронных сделок ускорят появление все большего количества их сторонников. Но для этого должны быть определены четкие и понятные формальные правила поведения в этой среде.
Социальные аспекты. Реализация программ обучения информационным технологиям широких слоев населения, специалистов из различных прикладных областей поможет многим из них стать более востребованными в условиях информационного общества, снимет социальную напряженность при трудоустройстве.
Еще одно из направлений социального выравнивания условий жизни жителей глубинки и центра — это телемедицина. Наибольшими потенциальными возможностями обладает организация дистанционного диагностирования и лечения. Представим себе, что знаменитый врач-кардиолог находится в клинике в Киеве, а его коллега — в маленьком районном городке на Буковине. Районный врач расспрашивает своего пациента, устанавливает датчики, снимает кардиограмму и все это на «глазах» киевской знаменитости, так как ему посредством Интернета передается вся информация — и кардиограмма, и беседа, и внешний вид пациента с Буковины. Более того, он может непосредственно беседовать с пациентом, послушать работу его сердца, а потом определиться с диагнозом и методикой лечения, которую будут реализовывать местные врачи. Подобное может быть доступно практически во всех направлениях медицины, где сегодня существуют инструментальные средства наблюдения и определения тех или иных параметров организма.
Телемедицина имеет весьма важные социальные перспективы. Высокопрофессиональные услуги станут доступными гораздо большему кругу наших граждан. В центрах можно сосредоточивать серьезные комплексы диагностирования, а на местах достаточно иметь наборы датчиков. Общение со светилами медицины, пусть и дистанционное, возможность наблюдать за процессом диагностирования, определения методики лечения значительно повысят уровень профессиональной подготовки рядовых врачей. Все это и многое другое в целом приведет к повышению эффективности всей системы здравоохранения и снижению ее затратности. В Украине есть и известные медицинские центры, и знаменитые врачи, и энтузиасты телемедицины. Осталось добиться понимания и поддержки этого крайне важного для нашей страны направления со стороны чиновников Минздрава и со стороны бизнесовых структур.
Внедрение интернет-технологий в сферу государственного управления с одной стороны позволит повысить его эффективность, с другой — сделает более открытой работу органов власти. Работа в режиме «электронного правительства» принципиально меняет атмосферу взаимодействия чиновников и населения. Каждый гражданин получает возможность знать детали деятельности министерств, ведомств, органов местного самоуправления, знать об их планах работы, непосредственно вступать в информационное взаимодействие с ними без очередей и излишней бюрократии.
Свидетельством понимания роли и значения Интернета для будущности нашей страны на самом высшем уровне является прошлогодний указ Президента Украины «О мерах по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечения широкого доступа к этой сети в Украине». Среди многих мер, стимулирующих развитие Интернета, указом предусмотрена разработка государственной программы развития этой сети как составляющей Национальной программы информатизации. Эта программа создана Государственным комитетом связи и информатизации Украины совместно с другими ведомствами.
О свободе слова
Несколько слов еще об одной стороне использования Интернета. Немногим более года назад человечество отметило 50-летие со дня принятия Всеобщей декларации прав человека. Среди всех прав одним из наиболее важных является право на свободу слова. История помнит о правозащитных движениях, многочисленных международных инициативах и акциях, посвященных его реализации. Да что вспоминать о прошлом, если и сегодняшняя действительность полна примеров, порой драматических, показывающих, что свободу слова, свободу использования информации надо завоевывать и отстаивать. Но никто не оспорит тот факт, что за последние 10 лет люди, развивающие Интернет — специалисты по информационным технологиям — сделали для реальной свободы слова гораздо больше, чем все предшественники. Технологическая природа Интернета и современное состояние компьютерной техники позволяют размещать в мировой сети любой информационный ресурс, которым могут пользоваться все желающие.
Говори, вернее, размещай в сети все, что хочешь, только придерживайся при этом общепринятых этических правил, правовых норм, которые защищают интересы и права других граждан. В этом смысле украинский сегмент Интернета ничем не отличается от мировой сети. Больше чем 320 газет и журналов размещены в украинском сегменте Интернета, при этом некоторые из них вообще не имеют печатного аналога. В уже названном указе Президента Украины это обстоятельство особо подчеркивается: «...основной задачей в сфере развития национальной составной сети Интернет и обеспечения широкого доступа к этой сети в Украине определить: ... обеспечение конституционных прав человека и гражданина на свободный сбор, хранение, использование и распространение информации, свободу мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений»
Есть ли цензура в Интернете? Вопрос риторический. Стоит только «зайти» на сайт «Украинская правда» и ряда других изданий, как вывод напрашивается сам собой. Цензуры в Интернете нет и быть не может!
Станет ли законопослушным Интернет?
Достаточно широко распространена точка зрения, что зона Интернета должна быть свободна от всяческих влияний закона и функционировать на основе саморегулирования. На ранней, романтической стадии развития, когда Интернет был доступен только ограниченному кругу высокообразованных, интеллигентных людей, такой подход был вполне оправдан. Но сегодня ситуация коренным образом изменилась. Из среды простого обмена информацией Интернет превратился в среду реализации разнообразных общественных отношений.
Общеизвестно, что в рамках любых общественных отношений всегда объективно присутствуют те или иные права и интересы субъектов отношений. В силу различных обстоятельств, не всегда по злой воле, при этом могут нарушаться интересы и права отдельного субъекта. Каким образом их защитить? В мире известны два основных метода: либо на основе общественной саморегуляции поведения субъектов отношений, либо на основе применения правовых норм. Корни общественной саморегуляции понятны, достаточно вспомнить историю развития человечества. А вот область прав и интересов, защищаемых силой закона, определяется как некоторая их совокупность, которая особенно важна для существования и функционирования объектов защиты как социальных субъектов.
И принципиально неважно, в какой среде, в каких условиях реализуются конкретные общественные отношения; если происходит нарушение прав и интересов — должна быть обеспечена их защита! Таким образом, права и интересы должны защищаться, в том числе и в зоне Интернета, а некоторая их совокупность — и силой закона.
Какое же законодательство применять? Традиционное? Или необходимо разрабатывать новое? Видимо, истина лежит посредине: для общественных отношений, которые имеют правовую специфику из-за использования Интернета, должны выписываться новые правовые нормы, для всех остальных — положения действующего законодательства.
Сегодня известно не очень много стран, где создается национальная система законодательного регулирования отношений в глобальном информационном пространстве. Международные соглашения по этим проблемам еще только разрабатываются, судебная практика только формируется. Однако нынешняя ситуация несет в себе своеобразную угрозу для ряда стран, которые не уделяют должного внимания этим вопросам. Угроза заключается в возможной юридической экспансии, которая сводится к попыткам распространения юрисдикции национальной системы законодательства одной или нескольких стран на отношения во всем Интернете.
Уже сейчас начинают разворачиваться юридические баталии. Так, правовые системы США и Канады столкнулись в деле компании Braintech Inc. (Ванкувер, Канада), которая вела свои дела в штате Техас, против Джона Костюка (John Kostiuk). Канадская апелляционная инстанция суда весной прошлого года отказалась признать решение суда штата Техас по делу о диффамации и провозгласила, что юрисдикция США не распространяется на информационное пространство Канады, где был организован ресурс ответчика. Поэтому многие страны активно приступили к созданию законодательства, регулирующего отношения в Интернете.
В Канаде подготовлен доклад «Киберпространство — не антитерритория закона». В нем рассматриваются проблемы, связанные с уголовной и гражданской ответственностью, возникающей в ходе работы в Интернете, как пользователей, так и поставщиков содержания и информационных услуг. В контексте канадского Уголовного кодекса рассмотрены такие действия в Интернете, как передача непристойных, оскорбительных сообщений, детской порнографии, нарушения прав на торговые марки. Кроме того, рассмотрены случаи наступления гражданской ответственности в результате действий в Интернете, ведущих к диффамации, нанесению вреда репутации, нарушению тайны личной жизни, злоупотреблениям или сообщению неверной информации, разглашению секретных данных, несправедливой конкуренции.
Интересна ситуация в США. С одной стороны, официальными органами подчеркивается необходимость ограничения государственного вмешательства в Интернет. Именно ограниченным вмешательством в развитие Интернета государства объясняется его быстрый рост. А с другой стороны, Конгресс США уже принял или рассматривает более десятка законопроектов, относящихся к Интернету (библиотека Конгресса — http://thomas.loc.gov). Проект закона о защите персональной информации в Интернете предполагает введение запрета для федеральных ведомств на предоставление доступа к конфиденциальным записям об индивидах через Интернет. Проект закона о семейном доступе к Интернету направлен на обеспечение родителей средствами контроля за содержанием, к которому имеют доступ их дети через Интернет. Провайдеры услуг Интернета должны предоставлять программное обеспечение, позволяющее осуществлять такой контроль. Запрет на использование Интернета для азартных игр, заключения пари, проведения лотерей и прочих способов изъятия денег у населения предполагает законопроект «О запрете на азартные игры в Интернете».
Справедливости ради необходимо отметить, что существуют и попытки реализовать методы саморегуляции в Интернете, например в Канаде, во Франции.
Перед нашей юридической системой стоит очень важная задача разработать систему национального законодательства в области отношений в глобальном информационном пространстве, которое должно быть максимально гармонизировано с нарождающимся международным законодательством. Это нормативно-правовые акты, устанавливающие юридический статус электронного документа, цифровой подписи, СМИ в Интернете, регулирующие особенности авторского права, экономических взаимоотношений в условиях сетевых технологий, устанавливающие ответственность за компьютерные преступления и т.д. А перед интернет-сообществом, в частности перед созданными ассоциациями, стоит задача осмысления нынешней ситуации, выработки предложений по формированию такой правовой политики в области Интернета, которая создавала бы максимально комфортные условия как для развития сети в Украине, так и для ее пользователей.
Прежде всего необходимо говорить о гарантии права пользования Интернетом. Согласно статье 34 Конституции Украины, юридически никто не может быть ограничен в доступе к Интернету. Но такие гарантии должны подкрепляться реальными практическими возможностями.
О мониторинге
в Интернете
Дискуссии вокруг мониторинга в Интернете широко распространены не только у нас, но и в других странах. Побудительным мотивом для них является опасение, что правоохранительные органы будут осуществлять тотальный контроль за содержанием информационных потоков в Интернете. На мой взгляд, прежде всего необходимо ответить на вопрос: нужен ли принципиально мониторинг как средство, потенциально дающее возможность определить отправителя той или иной информации или совершившего то или иное действие в Интернете. Ответ очевиден. Нужен. Подтверждением этому являются многочисленные примеры сетевой компьютерной преступности, в частности действия хакеров, лиц, распространяющих разрушительные компьютерные вирусы, противоправную информацию. Для их выявления необходимо проводить соответствующие следственные мероприятия, а это возможно при наличии системы мониторинга.
Другой аспект этой проблемы — регламентация работы с системой мониторинга. Такая регламентация может быть только на законодательной основе, а сами действия по осуществлению мониторинга в отношении конкретных лиц или действий должны быть санкционированы в соответствии с законодательством.
О статусе СМИ
в Интернете
Дискуссионным вопросом является определение статуса СМИ в Интернете. Формирование электронных аналогов печатного средства массовой информации в Интернете практически урегулировано частью третьей ст.1 закона Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине»: «Указанные в частях первой и второй этой статьи закона печатные издания могут включать в свой состав другие носители информации (пластинки, дискеты, магнитофонные и видеокассеты и т.п.), распространение которых не запрещено действующим законодательством Украины». Действительно, расширительное толкование этой статьи позволяет отнести к другим носителям информации и Интернет.
Гораздо сложнее обстоит вопрос с изданиями, выходящими только в электронном виде. Прямое применение части первой ст.1 этого закона («В этом законе под печатными средствами массовой информации (печатью) в Украине понимаются периодические и такие, которые продолжаются, издания, которые выходят под постоянным названием, с периодичностью одного и больше номеров (выпусков) на протяжении года на основании свидетельства о государственной регистрации») дает формальное основание причислить к СМИ все веб-сайты. Это абсурдно. Видимо, целесообразно статус веб-сайта как СМИ определять на основе добровольной регистрации. Но в то же время необходимо иметь правовую норму, позволяющую гражданам требовать изъятия неправдивой информации о них, размещенной на любом веб-сайте.
Вместо заключения. Информационное общество, Интернет — это не выдумка ученых, «продвинутых» специалистов. Это та данность, та необходимость, которая рано или поздно станет реальностью в любой из стран. Но от того, как скоро страна вступит в эту фазу, зависит, или будет она сама генерировать продукцию и иметь от этого пользу, либо она будет пользоваться продукцией других стран и станет «сырьевым» придатком. Сырьевым придатком в смысле трудовых ресурсов, мозгов и т.п. Мне кажется, что только усилиями государственных органов информационное общество не построить. Оно строится всем обществом, а для этого необходимо создавать условия, необходимо, чтобы общество осознало это.