Президент наконец назначил председателя и членов Национальной комиссии регулирования связи Украины. Закончилась ли на этом почти четырехмесячная эпопея, связанная с борьбой за полномочия в отрасли? Вряд ли. Ведь от назначения НКРС до начала ее реальной работы, принятия первых решений может пройти еще немало времени. Состав ее снова противоречив, но, наверное, по-другому в нашей стране и быть не может. Главное, чтобы противоречия эти не уподобили НКРС известному стационарному объекту из басни о Лебеде, Раке и Щуке.
То, что НКРС возглавил Олег Гайдук, стало шоком для большинства участников телекоммуникационного рынка. Которые еще неделю назад обращались к Президенту с просьбой этого не допустить. Хоть то обращение и было инициировано одной конкретной группировкой в отрасли, связанной с Олегом Шевчуком (который рассматривался главным претендентом на пост главы НКРС), но подписали его многие. Ведь Олег Гайдук, возглавлявший с июня 2001-го по апрель 2003-го ОАО «Укртелеком», запомнился как наиболее бесцветный и несамостоятельный руководитель этой компании, фактически — ассистент Станислава Довгого. В отношении НКРС также возникают опасения, что фактическим главой комиссии будет именно Довгий.
Большинство из остальных назначенных Президентом членов НКРС — неплохие профессионалы. Владимир Олейник четыре года возглавлял Украинский государственный центр радиочастот (наделенный также функциями Государственной инспекции связи). Функции этого учреждения — контроль за выполнением условий лицензий телекоммуникационными операторами — переходят к НКРС. В прошлом — военный связист, капитан первого ранга, начальник НИЦ Киевского высшего военного инженерного училища связи им. Калинина, доктор наук. В профессиональных кругах пользуется уважением.
Знают и Александра Склярова. В последнее время он работал руководителем представительства российского сотового оператора «МТС» в Украине, до этого — первым заместителем генерального директора «УМС». Активный участник оранжевой революции, в штабе Ющенко отвечал за связь. Многие считают его представителем интересов российского капитала.
Людмила Ежова уже четыре года возглавляет департамент по вопросам расчетов и ценообразования ОАО «Укртелеком». Именно она отвечала за функционирование механизмов взаиморасчетов между мобильными операторами и телекоммуникационным монополистом. Напомним, что регулировать взаимоотношения операторов связи также должна НКРС, так что опыт Людмилы Ежовой там пригодится.
Из «Укртелекома» в НКРС пришел и Сергей Апасов. Там он работал директором департамента радиотехнологий, еще раньше — возглавлял управление радиотехнологий и использования радиочастотного ресурса Госкомсвязи. Президент ассоциации CDMA-операторов Украины и страстный приверженец этой технологии. Среди коллег имеет репутацию умного и взвешенного «технаря».
Ольге Филипповой рынок обязан самим существованием НКРС, так что ее присутствие в комиссии наиболее логично. После своего ухода в 1999 году с поста заместителя председателя Госкомсвязи Ольга Ивановна мало «светилась». Однако всем профессионалам было известно, что именно она готовила для нардепа Юрия Луценко, помощником которого работала, законы «О телекоммуникациях» и «О радиочастотном ресурсе» (в новой редакции). Закон «О телекоммуникациях», которым предусмотрено создание НКРС и определены ее функции, является одним из самых близких к европейскому законодательству украинских нормативных актов. Поэтому если бы комиссия по каким-то причинам не заработала, руководство страны потеряло бы значительный козырь в диалоге о европейском будущем страны.
Виктор Мазур — также активный участник оранжевой революции. Его фирма «Ромсат» обеспечивала трансляцию через спутник событий на Майдане, выступлений лидеров тогдашней оппозиции, а также трансляцию «5 канала». До революции возглавлял небольшую фирму, которая продавала оборудование и оказывала услуги спутниковой связи. Профессионал, революционер — что еще надо для НКРС?
Петр Семерий — выходец из Государственного концерна радиосвязи, радиовещания и телевидения. Долгие годы работал директором Волынского областного радиотелепередающего центра, потом — первый заместитель президента ГКРРТ. В начале 2004 года уволился оттуда в связи с реорганизацией. Также участник оранжевой революции.
С персональным составом определились. Как и когда теперь приступать к работе? История НКРС настолько многострадальна, что сегодня, по старой памяти, как-то и не верится, что она наконец начнет действовать. Люди назначены, однако предстоит решить массу организационных вопросов — открывать офис, осуществлять его техническое оснащение, разработать, наконец, регламент работы Комиссии, штатное расписание и другие нормативные документы. Зная менеджерские способности Олега Гайдука, можно опасаться, что это затянется даже не до 2006 года.
С другой стороны, Комиссия — орган коллегиальный, и тандему «Довгий—Гайдук» диктовать свою волю остальным ее членам вряд ли получится. А вот создавать патовые ситуации — вполне. Поэтому вопрос «зачем нам нужна такая Комиссия?» может еще не раз всплыть в правительстве.
Ну и наконец, отдадим должное непостижимой кадровой мудрости Президента. Утвердив вполне работоспособный состав Комиссии, он «удовлетворил» и Станислава Довгого, за последние месяцы утомившего новую власть лоббированием своего человека хоть на какой-нибудь пост в отрасли. Хотел пост — получай. И делай с ним что хочешь. Хоть ничего. Кстати, по некоторым признакам, так оно может и получиться.