Повышение эффективности деятельности Украины на рынке ЕС выходит далеко за пределы сугубо коммерческой утилитарности. Это важный компонент общей стратегии интеграции страны в ЕС и в то же время — индикатор, позволяющий оценивать результативность внутренних экономических реформ в Украине и ее евроинтеграционного курса.
Эти проблемы стали предметом обсуждения во время профессиональной дискуссии, организованной Центром Разумкова в декабре прошлого года с участием народных депутатов, представителей министерств и ведомств, сферы бизнеса, ведущих научных учреждений и исследовательских центров.
Современное состояние
и тенденции
Присутствие Украины на рынках ЕС регулируется как общими для всех стран элементами торгового режима, так и многочисленными выборочными регуляторами, применяемыми к странам с нерыночной экономикой и странам — не членам ВТО, к которым до сих пор относится наше государство.
В целом рынок ЕС имеет довольно либеральный торговый режим, характеризуемый невысоким уровнем среднего импортного тарифа (4,4% в 2002 году и 4,1% в 2004-м) и немалой долей (около 1/4) импорта без взыскания таможенной пошлины, что усиливается действием Генеральной системы преференций (ГСП), которой может (хоть и ограниченно) пользоваться Украина.
В то же время в отдельных «чувствительных» секторах, представляющих интерес для украинских экспортеров (сельское хозяйство, рыболовство, металлургическая промышленность), применяются протекционистские меры. В частности, в отрасли сельского хозяйства наблюдается значительная доля так называемых пиковых (то есть выше 15%) тарифов, иногда достигающих 75-процентной отметки. Относительно Украины (как России и Казахстана) действуют количественные ограничения импорта некоторых сталелитейных изделий.
Важной тенденцией является и общее усиление в ЕС значения нетарифного регулирования (особенно технического). Ведь на ЕС в отдельные годы приходится от 20 до 55% от общего количества сообщений о новых технических нормах и стандартах, вводимых в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).
Безусловно, за последние годы происходили определенные положительные сдвиги в аспекте присутствия Украины на рынке Евросоюза. Так, по данным украинской статистики, в течение 1996—2002 гг. внешняя торговля товарами и услугами Украины и ЕС возросла на 3,5 млрд. долл., или в 1,7 раза. При этом экспорт увеличился в 2,1 раза, а импорт — в 1,5. Быстро возрастала и доля стран — членов ЕС во внешней торговле Украины. С 1995-го по 2003-й она увеличилась с 13 до 25%, а с учетом десяти стран, которые станут членами ЕС в мае 2004 года, — до 35,8%.
Уже сегодня рынок ЕС — второй по значению после СНГ, но вследствие расширения Евросоюза в мае 2004 года ЕС станет главным экспортным товарным рынком Украины. Ведь в 2002-м внешнеторговый оборот Украины с десятью странами — кандидатами на вступление в ЕС составлял 4 млрд. долл., при экспорте товаров и услуг из Украины в 2,5 млрд. долл. и импорте — 1,5 млрд.
В общем для торговли Украины со странами ЕС характерно отрицательное сальдо, что обусловлено отрицательным значением товарной составляющей, поскольку экспорт услуг в ЕС в 1996—2002 гг. превышал их импорт. Однако отрицательное сальдо имеет тенденцию к сокращению и в 2002 году составляло всего 133,9 млн. долл. Скорее всего, после расширения ЕС знак сальдо в торговле изменится, ведь с «десяткой» новых членов в течение последних лет Украина имеет постоянное положительное сальдо, которое в 2002 году превысило 1 млрд. долл.
Однако эти, казалось бы, очевидные успехи в развитии торговли не должны вводить нас в заблуждение. Ведь наблюдается асимметрическая зависимость: доля Украины во внешнеторговом обороте ЕС составляет всего около 0,4%. Но даже достигнутая доля ЕС в торговле Украины, по мнению директора Центра европейских и международных исследований Г.Немыри, абсолютно недостаточна для интеграции в Евросоюз, ведь для этого необходимо, чтоб она составляла минимум 60% (Россия после расширения Евросоюза будет иметь более 50%).
Более того, для торговли Украины с ЕС характерна значительная концентрация на небольшой группе стран. Так, в 2002 году на Германию, Италию и Великобританию приходилось почти 3/5 внешней торговли Украины со странами ЕС. Аналогична ситуация и в торговле со странами, вступающими в ЕС. Крупнейшими торговыми партнерами Украины среди них в 2002 году были Польша, Венгрия и Словакия, на которые приходилось почти 2/3 нашей внешней торговли товарами со странами-кандидатами.
Товарная структура торговли Украины и стран ЕС свидетельствует о чрезвычайной узости ее ассортимента. Так, в 2000—2002 гг. в общем объеме украинского экспорта в ЕС более четверти (26,7%) составляли недрагоценные металлы и изделия из них (в т.ч. 18% — черные металлы), 16,3% — минеральные продукты, 12,3% — продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности, 15,1% — легкой промышленности. В целом на эти группы, репрезентующие отрасли с незначительным уровнем технологичности и производства добавленной стоимости, приходилось более 70% от общего объема экспорта Украины в ЕС. В то же время доля машин, оборудования, приборов составляла всего 10,3%.
В товарном импорте из стран ЕС, наоборот, преобладают машины, оборудование, механизмы, приборы и транспортные средства (в среднем 38,8% от общего объема импорта товаров из стран ЕС в 2000—2002 гг.), продукция химической промышленности и связанных с ней отраслей, включая полимерные материалы и каучук (21,5%), а также продукция легкой промышленности (10,2%). Привлекает внимание неустойчивость ключевых товарных групп украинского экспорта на рынке ЕС, в то время как структура импорта достаточно стабильна, и это, на наш взгляд, говорит о неустойчивости конкурентных позиций украинских экспортеров на рынке ЕС.
Наибольший удельный вес в общем объеме украинского экспорта услуг в ЕС в 2000—2002 гг. имели транспортные услуги (в среднем 80,8%), а импорта — различные деловые, профессиональные и технические (21,5%), транспортные (21,5), государственные (17,3) и финансовые (10,2%) услуги. Таким образом, импорт Украиной услуг является значительно более диверсифицированным, а экспорт — монокультурным. Присутствие Украины в наиболее динамичных сферах услуг — туристической, информационной, инженерной, научно-технической, финансовой, управленческой — незначительно.
В целом структурные особенности внешней торговли Украины, отражающие структуру конкурентных возможностей отечественной экономики, стратегически проигрышны для страны. Такая структура торговли является неблагоприятной для ускоренного вхождения Украины в экономическое пространство ЕС и требует существенных изменений.
Проблемы деятельности Украины на рынке ЕС
Более динамичному и эффективному развитию торговли Украины на рынке ЕС препятствует сложный комплекс проблем. Ключевую роль среди них играет отсутствие положительных сдвигов в отраслевой структуре украинской экономики. Сегодня товарный обмен между Украиной и ЕС происходит преимущественно на межотраслевой основе, что в значительной степени ограничивает реальную экономическую интеграцию, которая, как свидетельствует мировой опыт, развивается преимущественно на основе внутриотраслевых экономических связей.
Для Украины характерны крайне низкие показатели экспорта высокотехнологических товаров и услуг, обусловленные формированием типа международной конкурентоспособности, который базируется на ценовых факторах и сравнительных преимуществах в стоимости природных ресурсов и рабочей силы. Имеющиеся предпосылки для формирования высокотехнологического типа конкурентоспособности не используются должным образом, о чем свидетельствуют разрывы в уровнях патентования и роялти, лицензионных платежей и высокотехнологического экспорта. Так, если по уровню патентной активности резидентов (в расчете на 100 тыс. населения), отражающей относительный уровень развития научно-технологического потенциала, Украина уступает странам ЕС в среднем лишь в четыре раза, то по уровню развития высокотехнологического экспорта — в 36 раз. Таким образом, в Украине одно запатентованное технологическое решение создает в среднем в девять раз меньшую стоимость высокотехнологического экспорта, чем в странах ЕС.
Значительны также инфраструктурные проблемы. Так, в развитии информационной инфраструктуры отставание выглядит сверхкритическим: в 2001 году в Украине на 100 тыс. населения приходилось всего 1222 пользователя Интернетом и 0,1 надежных интернет-серверов, тогда как в ЕС, соответственно, 32315 и 5,2; то есть отставание составляло 26,4 и 52 раза.
Существует множество проблем и в отрасли грузоперевозок с регионом ЕС. Крупные украинские компании, имеющие 50 и более современных автопоездов и по качеству оказания транспортных услуг приближающиеся к европейским стандартам, пока занимают едва пятую часть рынка. Мелкие же игроки на этом рынке используют откровенный демпинг, из-за чего может пострадать вся отечественная система международных перевозок.
Рейтинги международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума в Давосе свидетельствуют о значительном отставании Украины как по индексу конкурентоспособности роста, так и конкурентоспособности бизнеса. По этим показателям Украина в 2003 году занимала, соответственно, 84-е (из 102 квалифицируемых стран) и 71-е (из 95) места в мире, в то время как худшие позиции среди членов ЕС — соответственно 41-е (Италия) и 39-е (Греция), а среди стран-кандидатов — 45-е и 47-е (оба — за Польшей). Вообще, нельзя не согласиться с мнением президента всеукраинского объединения «Новая формация» В.Кредисова о том, что украинский бизнес пока слишком слаб, чтобы эффективно играть на рынке ЕС.
По данным Минэкономики, в нашем государстве лишь немногим более 1400 национальных и межгосударственных стандартов гармонизированы с международными и европейскими — из около восьми тысяч существующих в ЕС. А по данным начальника департамента международной интеграции, инвестиционной политики и развития аграрного бизнеса Министерства аграрной политики Украины В.Письмака, сегодня в Украине нет ни одной лаборатории стандартизации, соответствующей мировым требованиям.
Несоответствие стандартам ЕС будет все ограничительнее влиять на торгово-экономическую деятельность Украины на рынке Евросоюза. Так, Совет ЕС подготовил проект Регламента по осуществлению официального контроля над производством пищевых продуктов и сырья и их импортом из третьих стран. До 2005 года в ЕС и в каждой из стран-импортеров необходимо создать единые контрольные органы по надзору над производством продуктов питания. Поэтому украинское правительство должно будет систематически публиковать отчеты о контроле над пищевыми продуктами и сырьем на своем вэб-сайте, а также передавать их в Еврокомиссию, иначе ЕС откажется от пищевого импорта из Украины.
Процесс развития торгово-экономических отношений Украины с ЕС сдерживается и комплексом проблем, связанных с режимом доступа украинских экспортеров на его рынок. Хотя в октябре 2000 года было заключено Соглашение о торговле текстильной продукцией, которым предусмотрено ее осуществление на бесквотной основе, в сфере поставок отдельных металлургических изделий квоты применяются до сих пор. Ситуация усложняется тем, что 31 декабря 2001 года предыдущее Соглашение о торговле некоторыми сталелитейными изделиями потеряло силу, а новое, предусматривающее регулирование торговли на период 2002—2004 гг. в объемах, увеличенных на 35%, не подписано в связи с обвинениями в адрес Украины со стороны ЕС во введении ограничений на экспорт металлолома.
Еще более усложнит ситуацию распространение системы квот на импорт украинских сталелитейных изделий странами-кандидатами с момента их вступления в ЕС в мае 2004 года. По данным Минэкономики, неурегулированность с ЕС условий торговли и отсутствие соответствующего соглашения могут привести к потере части рынка сталелитейных изделий в этих странах (до 52 млн. долл.). В соответствии с действующей квотой ЕС экспорт отдельных видов продукции не может превышать 180 тыс. тонн, тогда как по итогам 2002 года поставки в десять стран-кандидатов аналогичной металлопродукции достигли 800 тыс. тонн.
Серьезным препятствием на пути к рынку ЕС стали антидемпинговые меры. За период с 1 января 1995 года по 30 июня 2003-го на ЕС приходилось восемь из 48 (17%) инициированных против Украины антидемпинговых расследований и девять из 43 (21%) принятых против нее антидемпинговых мер. В целом на Украину приходится 3% инициированных ЕС против других стран антидемпинговых расследований и 5% реализованных ЕС антидемпинговых мероприятий, что при нашей доле в торговле ЕС в 0,4% является чрезвычайно высоким показателем. Общий объем украинской продукции, подпадавшей под антидемпинговые мероприятия со стороны ЕС и десяти стран-кандидатов, оценивался в 2002 году в 41 млн. долл.
Отсутствие у Украины статуса страны с рыночной экономикой приводит к проведению антидемпингових расследований против отечественных производителей по дискриминационным процедурам, не учитывающим реальные затраты на производство продукции. При этом стоимость продукции рассчитывается по методу аналогий с так называемой «суррогатной» страной. В результате украинский производитель получает заградительную таможенную пошлину в 100—200%. На середину 2003 года относительно импорта в ЕС украинской продукции действовали девять антидемпинговых мер. Ставки антидемпинговой таможенной пошлины для Украины, как правило, являются самыми высокими, что повлекло за собой закрытие рынка ЕС для украинских экспортеров по большинству названных позиций. При этом, по свидетельству вице-президента корпорации «Интерпайп» А.Гончарука, Украине не удалось использовать возможности избежания нерыночного статуса отдельных отраслей экономики, предоставленные решением ЕС от октября 2000 года. Вместо того чтобы решать конкретные торгово-экономические вопросы, Украина «немного забежала вперед» с подписанием двухстороннего протокола с ЕС об условиях доступа на рынки товаров и услуг в рамках процесса присоединения к ВТО.
В последнее время возникли новые дискриминационные протекционистские тенденции в отрасли аграрного импорта в связи с тем, что в 2003 году Еврокомиссия ввела новые импортные тарифы на зерновые. При этом на пшеницу среднего и низкого качества (которую при нынешних условиях производства Украина может экспортировать на рынок ЕС) и ячмень они значительно возросли — до 93—95 евро за тонну, если поставки осуществляются за пределами установленной ЕС тарифной квоты. А еще в декабре 2002-го Совет Министров ЕС принял решения о введении с 1 января 2003 года тарифной квоты на рынке зерновых с применением более благоприятного режима для США и Канады, тогда как Украина, вместе с остальными потенциальными экспортерами, вынуждена действовать «на общих основаниях». Конечно, сейчас из-за неурожая эта проблема отошла в тень. А что будет завтра, если мы соберем урожай на уровне 2002 года?
Следует, однако, отметить, что не все специалисты разделяют озабоченность наличием торговых ограничений ЕС относительно украинского экспорта. Например, президент Центра рыночных реформ, бывший вице-премьер В.Лановой считает, что с учетом нынешней структуры экспорта Украины в Евросоюз дискриминационные меры — это хорошо, поскольку они блокируют дальнейшее ухудшение этой структуры. Близкое к этому мнение высказывает и заместитель директора Института международных отношений О.Шнирков.
Но проблемы доступа существуют не только в сферах традиционного экспорта на «чувствительные» рынки Европейского Союза, к которым относятся рынки аграрные и сталелитейных изделий. Применение ЕС механизмов политических преференций существенным образом ограничивает доступ украинских производителей на рынок даже в тех сегментах, где Украина изготавливает вполне конкурентоспособный товар (например, грузовые самолеты). Страны—члены ЕС отдают преимущество и непосредственному привлечению подготовленных в Украине специалистов в высокотехнологических сферах, нежели развитию кооперации с нашими компаниями и научно-исследовательскими организациями. Да разве Украина должна входить в Европейское исследовательское пространство?
Впрочем, в немалой степени мы сами виноваты в неудачах при овладении европейскими рынками высокотехнологических изделий. В частности, одним из серьезных недостатков торговой деятельности Украины на рынке ЕС можно считать чрезвычайно слабую связь собственно экспортных операций с инвестиционными процессами. На начало 2003 года только в отдельных странах ЕС присутствовали мизерные украинские инвестиции. Украина инвестировала в ЕС-25 всего 17,6 млн. долл. При таких объемах легального инвестирования за границу невозможно создавать эффективно действующие сбытовые и сервисные сети, постоянные точки коммерческого присутствия для предоставления услуг зарубежным потребителям, развивать производственную кооперацию.
Из Евросоюза в Украину поступило лишь около 1,9 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций. Вместе с тем страны ЕС на конец 2002 года накопили у себя 2623,9 млрд. долл., а экспортировали в иные регионы и страны мира 3434,3 млрд. То есть часть Украины в совокупном объеме экспортированного ЕС капитала составляет всего 0,06%, а доля ее легально вывезенного капитала в ЕС — 0,0007%. Практически нет масштабных инвестиций в экономику Украины со стороны ведущих западноевропейских ТНК, следовательно, и речи нет о каком-либо вхождении Украины в их международные распределительные системы.
В отношениях с ЕС Украина проигрывает конкурентам из-за визовой политики, установленной Шенгенскими соглашениями. Следует ожидать значительного обострения этой проблемы вследствие расширения ЕС, что может привести к росту трансакционных затрат (особенно для сферы малого и среднего бизнеса, который будет действовать на рынке новых членов ЕС), введения жестких мер контроля при пересечении границы, а также ограничений доступа к рынкам труда ЕС.
Эффективному регулированию торговли украинских компаний на рынках ЕС мешает теневой характер некоторой ее части, о чем свидетельствуют расхождения в данных торговой статистики Украины и Евростата (см. табл.).
Так, отечественные статистические показатели объемов украинского экспорта и импорта постоянно занижаются: экспорт, как правило, на 10—22, импорт — на 15—30%. Это свидетельствует о тенденции нелегального экспорта капитала путем манипулирования экспортными ценами и о масштабном использовании импортных операций для нелегального вывоза капитала и уклонения их от налогообложения посредством преднамеренного занижения таможенной стоимости товаров.
В сфере услуг существуют такие же, если не большие, тенденции сокрытия реальных объемов операций, учитывая их «невидимость». Трудно оценить объемы предоставления услуг субъектам экономической деятельности в странах ЕС работающими в них мигрантами из Украины, поскольку большинство из них являются нелегалами. Например, в Португалии, по оценкам экспертов, на сезонных работах заняты почти 100 тыс. граждан Украины, и только 45 тыс. из них получили разрешение на работу. Есть основания утверждать, что в странах ЕС и тех, которые вскоре к нему присоединятся (Польше, Чехии, Словакии и Венгрии), на сезонных работах заняты несколько сот тысяч украинских граждан, а возможно, и свыше 1 млн. чел.
В общем эффективной деятельности украинских компаний на рынке ЕС препятствует сложный комплекс негативных факторов торгово-политического и структурно-экономического плана, коренящихся в проблемах международной конкурентоспособности украинских производителей и стратегиях их корпоративного развития. Их преодоление требует системного подхода и станет возможным в случае осуществления коренных структурных преобразований в украинской экономике, качественного улучшения ее государственного регулирования.
Наша перспектива
В концепции отношений ЕС с восточными и южными соседями «Расширенная Европа — соседство», одобренной Еврокомиссией в марте 2003 года, определены направления сотрудничества с соседними странами, в частности, с Украиной. Наряду с развитием существующих отношений соседям Евросоюза предложено более тесное приближение к ЕС по некоторым конкретным направлениям, а именно: преференциальные торговые отношения и открытие рынков; перспективы законной миграции и передвижения людей; интеграция в транспортную, энергетическую и телекоммуникационную сети и европейское исследовательское пространство; новые инструменты защиты и содействия инвестициям; поддержка интеграции в глобальную торговую систему. Важное значение имеет предложение ЕС по доступу в перспективе стран-соседей (а следовательно, и Украины) к внутреннему рынку Евросоюза, но без предоставления права участия в деятельности институтов ЕС.
Тем не менее реализация указанных предложений скорее всего — вопрос более отдаленной перспективы. А в ближайшем будущем на развитие торгово-экономических отношений с ЕС существенным образом будет влиять процесс расширения Евросоюза в мае 2004 года. По оценкам отечественных экспертов, при этом улучшатся условия доступа украинских экспортеров на отдельные товарные рынки новых членов ЕС — вследствие преимущественного снижения уровня тарифной защиты и повышения качества конкурентной среды в этих странах. Внедрение в странах-кандидатах институтов рыночного регулирования ЕС должно привести к некоторому сокращению объемов контрабандной торговой деятельности, нелегальной миграции и иных форм теневых операций, что окажет положительное влияние на госбюджет Украины. Дополнительные стимулы получит приграничное сотрудничество с новыми членами ЕС, что будет способствовать как увеличению объемов приграничной торговли, так и реализации совместных проектов. Украина может усилить свои конкурентные преимущества в секторах, чувствительных к конкуренции по ценовым параметрам, поскольку в новых членах Евросоюза будет возрастать стоимость производства из-за введения социальных стандартов и норм защиты окружающей среды ЕС.
По оценке Минэкономики, отрицательными последствиями расширения ЕС для Украины могут быть, в частности:
— сокращение экспорта в страны Балтии на 15—20% и удорожание экспортных и импортных товаров ввиду прекращения действия соглашений о свободной торговле, заключенных с этими странами;
— ухудшение конкурентных позиций Украины по экспорту некоторых товаров средней технологичности вследствие распространения на новых членов ЕС европейских соглашений по либерализации торговли, а также таможенных преференций, предоставляемых развивающимся странам;
— внедрение новыми членами ЕС нетарифных ограничений, технического, санитарного, фитосанитарного, ветеринарного контроля, что для отечественной сельскохозяйственной продукции может повлечь полное закрытие этих рынков;
— потеря традиционных рынков сбыта в новых странах-членах вследствие распространения на них антидемпинговых мер ЕС, касающихся Украины;
— определенные транспортные проблемы и уменьшение объемов пассажирских перевозок вследствие введения визового режима с новыми членами ЕС;
— повышение требований к техническому состоянию транспортных средств, въезжающих на территорию новых членов ЕС, устранение отдельных украинских перевозчиков с их рынка;
— введение более сложных технологических схем пропуска через государственную границу людей, транспортных средств, грузов;
— уменьшение объемов экспортных и транзитных грузов вследствие неконкурентоспособности товаров соседствующих с Украиной стран СНГ;
— уменьшение объема торговли товарами военного назначения и оказания услуг по их ремонту и модернизации;
— усложнение условий для контактов между представителями деловых кругов, что может привести к частичному сворачиванию торгово-экономических связей и уменьшению туризма;
— ограничение доступа рабочей силы из Украины на рынки труда новых стран-членов, возникновение проблем с трудоустройством наших граждан в этих государствах.
По мнению советника председателя УСПП Т.Степанковой, при расширении ЕС мы рискуем утратить динамику торговли, ведь до сих пор нет соответствующих компенсационных мер, которые смягчили бы его отрицательные последствия.
С другой стороны, процесс продвижения к режиму свободной торговли в отношениях Украины и ЕС, который на сегодняшний день некоторые специалисты предлагают как панацею для решения комплекса торгово-экономических проблем Украина—ЄС, очевидно, должен быть поэтапным и асимметричным, то есть либерализация рынка ЕС должна опережать либерализацию импорта со стороны Украины. Именно такой вариант может быть приемлем для экономики Украины, все еще недостаточно готовой для жесткого международного соперничества.
Как отмечалось выше, в процессе рыночных трансформаций следует кардинально изменить структурные характеристики отечественной экономики. Особенно важны в этом смысле значительное развитие высоких технологий и включение Украины в глобальный высокотехнологический обмен. Насущным является обеспечение ускоренного развития научно- и технологичноемких отраслей, способных эффективно конкурировать на международных рынках и стать «локомотивами» высокотехнологического роста.
Перспективы развития внешней торговли услугами Украины со странами ЕС в значительной степени связаны и с реализацией потенциала в отрасли транзита энергоносителей. По прогнозам, европейский рынок грузоперевозок в направлении Восток—Запад до 2010 года составит 158 млрд. долл., значительная часть которых может поступить в Украину. Важную роль могло бы сыграть заключение между Украиной и ЕС соглашения об использовании украинского потенциала в области авиационных транспортных перевозок.
Вместе с тем, перспективы создания лучших условий для деятельности Украины на рынке ЕС в немалой степени будут определяться содержанием Плана действий, который конкретизирует шаги по реализации возможностей, предложенных посланием Еврокомиссии «Расширенная Европа — соседство», а также успешностью устранения существующих между Украиной и ЕС торговых разногласий, без чего торговые уступки со стороны ЕС будут просто невозможны. Причем, как отметил во время дискуссии директор департамента европейской интеграции МИД Украины Е.Перелыгин, для нас более важны не четыре свободы, предоставленные через 10—20 лет, а реальное продвижение в этом направлении в течение двух-трех лет.
Первоочередные шаги
Учитывая наличие указанных выше проблем, представляется целесообразным осуществление ряда мероприятий, а именно:
— проведение парламентских слушаний по вопросам соблюдения Украиной положений 8 базовых Конвенций Международной организации труда, что является условием для предоставления ЕС так называемых социальных преференций в рамках действующей Генеральной системы преференций; с этой же целью — осуществление мониторинга соблюдения в Украине прав граждан в сфере социально-трудовых отношений, определенных ратифицированными Конвенциями МОТ; включение его результатов в ежегодный доклад уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;
— в рамках ежегодных планов действий по поводу реализации приоритетных положений Программы интеграции Украины в ЕС — разработать специальный раздел, касающийся создания надлежащих институционных и инфраструктурных предпосылок деятельности наших компаний на рынке ЕС;
— завершение переговорного процесса об условиях присоединения Украины к ВТО и решение до конца 2004 года всего комплекса вопросов, связанных с организацией вступления;
— активизация переговоров с ЕС о получении Украиной в ближайшее время статуса страны с рыночной экономикой;
— проведение переговоров о предоставлении Украине преференций в торговле с ЕС на основании ГСП ЕС и заключение преференциальных соглашений о торговле товарами и услугами;
— поддержка высокотехнологического экспорта путем содействия продвижению украинской продукции на внешний рынок, упрощения и ускорения процедуры экспортного контроля;
— обеспечение выполнения центральными органами исполнительной власти планов адаптации национального законодательства к законодательству ЕС, европейским стандартам технического, санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического регулирования, защиты прав потребителей;
— ускорение процесса адаптации системы стандартизации и сертификации отечественных товаров к нормам и процедурам ЕС, имея в виду возможность его завершения в основном до конца 2010 года;
— разработка Национальной программы обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей, предусматривающей приоритетность высокотехнологических, наукоемких секторов, в частности, увеличение государственного финансирования и поддержки НИОКР, разработки новых технологий; повышение уровня государственной финансовой поддержки и создание условий для увеличения негосударственных инвестиций в образование для обеспечения приоритетного развития специальностей, которые будут определять научно-технологический прогресс; создание вертикально интегрированных научно-образовательных корпораций;
— предоставление министерствами и ведомствами, являющимися распорядителями бюджетных средств, преимуществ национальным компаниям при размещении госзаказа на программные продукты и информационно-телекоммуникационные услуги;
— внесение в подготавливаемый План действий Украины и Евросоюза положений об отмене со стороны ЕС дискриминационных инструментов торгового режима относительно Украины, а также об ее участии в экономических и научно-технологических программах ЕС;
— изучение предпосылок создания зоны свободной торговли с ЕС и создание необходимых предпосылок для начала переговоров по этому вопросу сразу после обретения Украиной членства в ВТО;
— увеличение численности работников зарубежных представительств Украины, отвечающих за торгово-экономические вопросы;
— введение мер по регулированию экспорта капитала с целью облегчения постоянного коммерческого присутствия за границей украинских компаний; принятие мер, направленных на существенное увеличение легальных инвестиций украинских компаний в страны ЕС с целью преимущественного их использования для развития соответствующих маркетинговых и сервисных сетей и повышения конкурентоспособности отечественных производителей;
— разработка совместных с соответствующими службами ЕС мероприятий по предотвращению манипулирования оценками таможенной стоимости при таможенном оформлении товаров, в частности, путем введения регулярного обмена соответствующей таможенной информацией;
— разработка комплексных технико-экономических обоснований проектов расширения присутствия на рынке транспортных услуг ЕС-25;
— проработка вопроса возможности привлечения дополнительной финансовой помощи ЕС для технологического обеспечения пунктов пропуска через государственную границу Украины;
— изучение вопроса о возможности включения Украины в единые панъевропейские системы телекоммуникаций, имея в виду эффективное использование украинского потенциала в сфере услуг по запуску ракетных носителей;
— проведение переговоров с Европейской ассоциацией по аккредитации относительно взаимного признания результатов оценки соответствия продукции требованиям безопасности;
— разработка региональных программ наращивания экспортного потенциала конкурентоспособных продукции и услуг, обращение особого внимания на пограничное сотрудничество и использование преимуществ участия в деятельности еврорегионов.