Пятнадцатого ноября 2010 г. в Пунта дель Есте (Уругвай) откроется IV сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции ВООЗ по борьбе против табака 2003 г. (РКБТ). В конференции примет участие и Украина, в числе первых ратифицировавшая РКБТ. Странам-участницам предстоит принять ряд документов, которые будут иметь последствия для Украины. В частности, руководящие принципы по внедрению ст. 9 Конвенции «Регулирование составляющих табачных изделий» и Протокол по противодействию незаконному обороту табачных изделий.
Форма рамочных конвенций в международной договорной практике используется, когда страны не могут прийти к консенсусу по необходимым мерам решения проблемы. Разработка конкретных и обязательных для выполнения положений — это длительный процесс переговоров, который реализуется путем подписания и ратификации соответствующих протоколов. До их подписания страны могут в рабочем режиме составлять расширенные списки предложений, руководств и рекомендаций, лучшие из которых со временем найдут отражение в протоколах. Это делается, чтобы страны-участницы имели время «примерить» на себя предлагаемые нормы, «подогнать» их к своим внутренним реалиям, не нарушая основного принципа международного права pacta sunt servanda (договоры должны исполняться). Т.е. чтобы все имели право принять или отказаться от определенных норм без серьезных последствий для своего суверенитета.
Важно понимать, что, в соответствии со ст. 7 Конвенции, «руководящие принципы», которые разрабатываются на конференциях РКБТ, носят рекомендательный характер и не создают юридических обязательств для стран-участниц. В случае их принятия государства могут (но не обязаны!) принять их к сведению и руководствоваться ими — в зависимости от национальных интересов и особенностей внутреннего законодательства.
Увы, в Украине руководящие принципы часто позиционируются как императивные документы. И это уже привело к появлению законопроектов, которые дословно копируют все руководящие принципы предыдущих конференций сторон РКБТ. Так, авторы этих инициатив предлагают запретить все формы коммуникации табачных изделий. Хотя конкретный перечень мероприятий, необходимый для имплементации ст. 13 РКБТ, которая регулирует ограничения рекламы табака, не определен. Кстати, согласно п. 3
ст. 13, государству не обязательно вводить полный запрет на рекламу табака, если это противоречит его конституции и законам. Речь идет именно об ограничении, а не о полном запрете рекламы.
Более того, авторы законопроектов пытаются ввести запрет даже не на рекламу, а на распространение информации о сигаретах. При том, что ст. 13 РКБТ не требует полного запрета на распространение информации о продукте, которую производитель предоставляет своим торговым партнерам, и в местах реализации табачных изделий потребителям, достигшим 18-летнего возраста. Статьи 15 и 42 Конституции Украины, ст. 5 Хозяйственного кодекса и ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» указывают на невозможность таких запретов, поскольку они ограничивают конкуренцию и нарушают право потребителя на информацию о потребляемом продукте. Право на получение и передачу информации без вмешательства госвласти гарантируется и ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Но ограничение рекламы сигарет — не единственная рекомендация Конференции сторон, которая воспринимается в Украине как императивный документ. Проект рекомендаций по реализации ст. 9 РКБТ IV Конференции сторон в Уругвае включает предложение запретить использование любых добавок в составе табачных изделий. Проблема в том, что без некоторых добавок процесс производства большинства сигарет в Украине технологически невозможен. Не вдаваясь в вероятные экономические и дипломатические последствия данного шага (например, ухудшение отношений с рядом развивающихся стран) и не описывая детально его влияния на здоровье страны (нет научных оснований полагать, что сигареты с добавками более вредны, чем сигареты без добавок), лишь напомним, что данные рекомендации не имеют обязательного характера, и Украина может принять их к сведению, но не обязана имплементировать в национальное законодательство.