Не знаешь — научим, а не хочешь — найдем другого. Бизнес с молодыми кадрами

15 мая, 2015, 00:00 Распечатать

Украина переживает значительный дефицит рабочих и инженерных кадров. В то же время более половины (51%) выпускников высших учебных заведений, потенциально перспективных молодых кадров, после завершения обучения встают на учет в центрах занятости. Среди причин специалисты называют как общее состояние экономики, так и неспособность молодежи конкурировать на рынке труда. Этот печальный факт — следствие оторванности высшего образования от практических нужд как бизнеса, так и в целом экономики Украины.

 

Украина переживает значительный дефицит рабочих и инженерных кадров. В то же время более половины (51%) выпускников высших учебных заведений, потенциально перспективных молодых кадров, после завершения обучения встают на учет в центрах занятости. Среди причин специалисты называют как общее состояние экономики, так и неспособность молодежи конкурировать на рынке труда. Этот печальный факт — следствие оторванности высшего образования от практических нужд как бизнеса, так и в целом экономики Украины.

Раствор — кельмой!

"Сейчас сотрудничаю с одной из самых крупных по мощностям в Европе фабрик с современнейшим немецким и итальянским оборудованием. Там есть работники с 10–12-летним стажем работы, которые многое умеют и знают. Но когда на предприятии начинаются какие-нибудь изменения, они их не воспринимают", — рассказывает руководитель одной из львовских фирм Олег Доскач.

По его мнению, это касается инженеров, технологов, строителей. Технологии продвинулись вперед, а некоторые и дальше хотят "бросать раствор кельмой".

У молодых специалистов здесь значительные преимущества. Им легче приспособиться к изменениям — они выросли в них. С ними очень легко работать. Их преимущество перед старшим поколением — знание современных технологий. Такое же отношение к изменениям на производстве и у людей, побывавших за границей на строительстве или на некоторых других работах. У них ментально сформировалось понимание, что деньги — это время, а время — это деньги!"

Аналогичного мнения о роли современных знаний профессор кафедры права и предпринимательства Львовского национального аграрного университета Юрий Губени.

"Когда-то геодезист приходил на место будущего строительства и мог определить точку установления теодолита. Теперь приходит инженер, ставит современный прибор с GPS-привязкой, и больше ничего не надо. Как признался знакомый польский предприниматель, знания, которыми владели его дед и отец, сейчас стали ему не нужны в ведении хозяйства. Иногда опыт — бесполезное бремя. Это смешно, но в старину, чтобы узнать, когда надо сеять гречку, люди наблюдали за появлением первого инея на деревьях. Нынешние технологии позволяют сеять любую культуру без точной привязки к погоде. Знания стали другими. И бизнес нуждается именно в этих знаниях. Молодых людей часто берут на "прорывные" участки работы, ответственные направления, интересные проекты. Ищут людей, которые были бы готовы решать эти задачи".

Чтобы бизнес заработал, иногда надо вводить "молодую кровь". Но, как говорят представители бизнеса, они еще не видели молодого человека, который бы пришел в бизнес и смог сразу же задавать тон в работе. Такие люди самодостаточны, преимущественно создают собственный бизнес. Поэтому очень важно не разогнать хороших работников, поскольку создать коллектив, настроенный на результат, — очень сложно. Если умелому и добросовестному работнику не хватает знаний, его можно научить. Например, за рубежом немало людей поступают в вузы уже в зрелом возрасте. Студент, которому 40 и больше лет, там, особенно на уровне магистра, не редкость.

Почему молодо-зелено?

В мире бизнес перестал верить образованию. Оно сейчас малопригодно для бизнеса. Лучшие студенты не являются лучшими работниками. Иногда троечники — успешнее, они находят выход из любой ситуации. Недаром же столпы бизнеса — Марк Цукерберг, Билл Гейтс, Стив Джобс — не были отличниками. Один из банковских руководителей Львовщины как-то признался, что долго присматривался, из какого вуза в банк приходил тот или другой работник. Но со временем понял, что напрасно. Поэтому во время собеседования начал просить претендента ответить на ряд конкретных вопросов по финансам, менеджменту, ведению документов и т.п. Если человек знал, как практически решаются вопросы, он ему подходил. Если же знания претендента ограничивались хоть и глубокой, но только "чистой" теорией, человека благодарили и прощались с ним.

"Развивать компанию, а особенно строить бизнес теперь можно только на молодых кадрах. Старшее поколение в этом мало понимает, — признался ректор одного из учебных заведений. — Они не знают, что такое маркетинг, дизайн, не хотят работать с компьютером, высокоточными приборами, не понимают их и боятся. Поэтому немало моих знакомых просят посоветовать молодого специалиста, а мне бывает очень непросто сделать это. Большинство студентов разочарованы, не хотят учиться". Самое слабое звено — отсутствие практического опыта и желания работать. Из-за этого молодежь нередко теряет возможность заработать деньги, сделать карьеру.

Бывшее советское выражение: "Не умеешь — научим, не хочешь — заставим", сейчас звучит несколько иначе: "Не знаешь — научим, а не хочешь — найдем другого". Теперь никто ни с кем не хочет играться. Это дорого стоит, забирает много времени. Кроме того, гарантий, что из этой затеи получится что-нибудь хорошее, нет. Начинать надо было, говорят, со студенческой скамьи.

Тема дипломной — абстрактная

Как сообщил директор Львовского городского центра занятости Олег Рисный, в центре занятости полно дипломированных специалистов с теоретическими знаниями, но им остро не хватает практических навыков и опыта работы. В этом нет ничего удивительного. Темы дипломных работ — абстрактные, стажировка, практики — формальные, никак не связанные с производством. И это при том, что они занимают очень незначительную часть в учебном процессе. Сегодня в мире вводят индивидуальное образование, где частично обучение проходит на предприятиях работодателя, связанных с практической сферой. У такого образования есть будущее.

По его словам, каждый вуз должен прежде всего выпустить не просто специалиста, за которого заплатят он сам или государство, а такого, который сможет устроиться на работу. Более того, за рубежом рейтинг высшего учебного заведения напрямую зависит от того, сколько его выпускников работает в бизнесе, возглавляет крупнейшие мировые компании с высокой оплатой труда. На эти вузы ориентируются работодатели. 

У нас такая тенденция закладывается еще в школе, где родители и учителя агитируют школьников идти в старшие классы, а потом — и получать высшее образование. При этом никто не задумывается, настолько это образование актуально для государства, каждого ребенка. Результат — сейчас на рынке труда 75% всех безработных — люди с высшим образованием. А более половины вакансий — рабочей направленности. В соответствии с мировой практикой, лучший инженер — тот, у которого профессионально-техническое образование. То же самое — на других направлениях деятельности. В Украине, где профессионально-техническое образование считается маргинесами, родители боятся посылать туда детей.

Как считает заместитель директора Центра поддержки бизнеса НьюБизнет, руководитель тренингового департамента Ульяна Терлецкая, в Украине отошли от советского опыта, а новой системы сотрудничества не создали. Это особенно ощутимо сейчас, когда происходит переориентация спроса с менеджерских на рабочие и инженерные кадры. Промышленности и бизнесу нужны квалифицированные электросварщики, токари, слесари, строители. А ПТУ, готовивших их раньше, уже нет. Единственное, что осталось на Львовщине, — гостинично-ресторанный бизнес, но и там теоретические знания слабо подкреплены практическими навыками.

Сейчас рынок труда динамично меняется, а вузы — все еще громоздко-бюрократические. Они не учитывают динамичности изменений. И, соответственно, значительная часть их выпускников — не востребованы на рынке. Вместе с тем кадры, нужные бизнесу и промышленности, не успевают готовить. В результате, предприятиям самим приходится организовывать их обучение и переобучение.

"Теперь вся молодежь хочет иметь высшее образование, — говорит Олег Доскач. — Даже не получить знания, а получить документ о высшем образовании. И в этом беда. Поэтому, когда человек приходит на работу, его приходится многому учить. Но есть риск, что человека можно научить, а он с этими знаниями пойдет работать к твоему конкуренту. Как здесь быть — не знаю, но менять ситуацию надо".

По его словам, для предприятия сегодня самое важное подобрать человека, использовать его потенциал, чтобы он работал с полной отдачей. Тогда в коллективе происходит полная синергия усилий. Современная молодежь часто ориентирована на себя и на удовлетворение собственных амбиций. Многие приходят на предприятие и сразу требуют хорошего заработка, оборудованного рабочего места и четкой должностной инструкции. Другая часть молодых людей, которые сами выбрали себе профессию, хочет строить карьеру. Еще студентами они приходят в компанию и просят взять их на стажировку.

Но если украинские компании нередко отказывают студентам, то за рубежом их берут охотно. В прошлом году на одном из таких предприятий побывала студентка третьего курса экономического факультета Львовского национального аграрного университета Оля Семенюк.

По ее словам, хотела поработать в современной фирме. А еще — услышать немецкий язык в реальной жизни. "Я попала на практику на семейное предприятие, которое выращивало органические овощи для оптовой поставки. Оно размещено около города Штутгарта. На предприятии работает семья из шести человек. В их собственности около 25 гектаров земли. Почти все работы выполняются с помощью техники, ручного труда мало. Также у них есть магазин, который, по рациональным соображениям, работает дважды в неделю. Немцы пунктуальны, они очень рационально используют свои средства. Пребывание в семье немецких фермеров было очень полезным".

Группа студентов из этого же университета в прошлом году училась в Чешском сельскохозяйственном университете. У каждого из них много впечатлений. "По специальности могла бы быть бухгалтером, но после учебы в Праге меня заинтересовал менеджмент. Теперь хотела бы работать в тренинговой компании", — призналась студентка третьего курса Оля Шийка. Студент Юрий Иваницкий мечтает возглавить известную европейскую компанию, но сначала хотел бы стать менеджером на каком-то предприятии. А вот студентку шестого курса Софию Губени привлекла ранняя и сквозная специализация обучения в Чехии. "Специализация заставляет студента сосредоточить свое внимание на том, чем он должен заниматься на практике после окончания университета. Отрезать лишнее". По ее мнению, в Украине студенты изучают массу предметов, которые им не нужны.

Как считают наши ребята и девушки, обучение в Чехии больше приспособлено к студентам. Там у них свободный и гибкий график занятий, который дает возможность рациональнее использовать собственное время, да еще и при необходимости работать. Преподаватели сбрасывают студентам лекции, методички через интернет. Чешским студентам сложно понять, что такое "курсовой проект", но они едва ли не каждый день на занятиях работают над решением практических ситуаций, трудясь по методу проектов.

Ода физике

"Сегодня среди молодежи очень трудно найти людей, знающих производство, — говорит Олег Доскач. — Потому на нем работают преимущественно представители старшего поколения. В сфере профессионально-технического образования, техникумов Украина очень много потеряла. Во времена Советского Союза система профтехобразования была понятной, простой, давала невероятный результат. Ее ценили даже за рубежом. По этому поводу рассказывают быль. В 1950-е годы в Японии внедрили принцип экономного производства. Знаете, где они взяли этот опыт? В 1930-е в Союзе было основано течение, называвшееся научная организация труда.

Это было не просто образование, оно содержало очень много практических занятий. У новичка был старший наставник, который обучал молодого ученика трудиться, воспитывал его. Что позволяло молодым идти после школы на производство и работать. Теперь все сложнее. Не всегда старшее поколение хочет передавать свои знания, потому что боится потерять работу. Нередко объясняешь такому работнику, что никто ничего у него забирать не хочет, есть элементарная взаимозаменяемость. Он может заболеть, а работу кто-то должен выполнять. Такой практичностью отличалось и обучение в вузах.

Как рассказал Олег Доскач, на факультете экономики и управления в строительстве НУ "Львовская политехника" работал доктор наук, профессор, член АН Украины Степан Процик. Экономику строительства он мог объяснить на трех пальцах. Лаконизм его изложения был фантастический. В отличие от Львовского университета имени Ивана Франко, "Львовская политехника" давала технические знания. Студенты должны были собственноручно чертить проекты производственных помещений, делать все расчеты. Для этого необходимо было вникнуть в их суть. Здесь техничность сочеталась с экономикой, что наиболее интересно. Позже со строительства было легко переключиться на любое производство. 

Теперь Олег Доскач сделал для себя один важный вывод: там, где есть сочетание технических и гуманитарных дисциплин, люди знают намного больше. Однако в бизнесе очень трудно работать с людьми, которые являются исключительно гуманитариями. Правда и то, что люди с техническим и технологическим образованием мыслят преимущественно узкотехнически, не умеют посмотреть на проблему комплексно. Как ни парадоксально, но самые успешные в бизнесе — физики! Почему? Да потому что физика, фактически, объединяет все науки, потому что изучает явления — от оптики до проводимости. Это дает возможность видеть все комплексно и системно. От системы учета — и до разных схем в производстве: планирование, снабжение, логистика и т.п. Это то, чего сегодня наиболее не хватает нашему образованию.

Комментарии

Ирина Костецкая, доцент кафедры права и предпринимательства Львовского НАУ:

— Одним из способов приблизить обучение к реальным проблемам экономики является использование ситуационных упражнений — "кейс-метод". Конкретную и, что важно, не выдуманную, ситуацию в деятельности предприятия оформляют в ситуационное упражнение (в англ. варианте — кейс). Когда-то в сотрудничестве с Консорциумом CEUME наша кафедра разработала пакет таких кейсов, — и мы убедились, что студентам это интересно, а учебному процессу — полезно. Обычно такой кейс не имеет однозначного и единственно правильного решения, и это заставляет думать, дискутировать, аргументировать. Университет и его преподаватели должны выйти из аудиторий.

Богдан Игнатович, частный предприниматель:

— Найти хорошего специалиста, особенно в каком-то узком деле — нелегкая задача. Это сложное "производство", "сырьем" в котором являются выпускники учебных заведений. Перебирать тонны "породы" — дорого и неэффективно. Как отобрать человека, который сможет работать, который научится, будет честным и порядочным — пока в этом полагаемся на интуицию. Обучение не заканчивается студенческой аудиторией.

Марьяна Луцишин, координатор ЕБА:

— Как по мне, украинские вузы должны выпускать тех специалистов, в которых нуждается рынок. Если предприятия не находят их среди выпускников — готовят непосредственно на производстве.

Считаю, что вопрос прохождения производственной практики на предприятиях нужно решать на общеукраинском уровне. Например, в Польше студенты уже со второго курса начинают писать магистерскую работу, но это не абстрактные темы: они вызревают на реальных предприятиях, где студенты проходят практику. В течение трех-четырех лет они изучают тему, нарабатывают конкретные рекомендации. В результате — в совершенстве овладевают темой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Vinjk Vinjk 21 травня, 20:26 /Україна переживає значний дефіцит робітничих та інженерних кадрів./ А де цим кадрам взятися, якщо в голови молоді грузять постмодерні несенітниці, що цитую:"Часом трієчники — успішніші, знаходять вихід із будь-якої ситуації." Чи може трієчник недоучка виробити процесор Intel або AMD, і чого вартий Windows(створений завдяки маминим зв'язкам і грошам) без цих процесорів(в світі тіки ДВА виробника процесорів і більше десятка ОС)? Чи може трієчник недоучка спроектувати і побудувати DATA центр де розміщується Web-сайт FB(в світі тіки ДВА виробника HDD і близько десятка соціальних мереж)? Чи міг трієчник недоучка запустити в серійне виробництво Palm, який почав слугувати людям на 15 років раніше за iPad? Чи може трієчник недоучка винайшов мобільний зв'язок, розщепив атом, клонував вівцю Долі, відправив в космос людину і т.д.? Гидко, коли трубадури постмодерна, агітуючи за Митрофанушек, спотворюють реальність. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно