Когда мы говорим об экономике, то чаще всего имеем в виду металлургию, машиностроение, сельское хозяйство и проч. Между тем XXI век, в который вступило человечество, является эрой информационных технологий. Именно от уровня их развития, от того, насколько они будут развиты и освоены, и будет зависеть местоположение страны в мировой системе координат. Будет ли она и дальше влачить существование сырьевого придатка более продвинутых стран или сможет занять достойное место в мировом разделении труда.
Давно известно: кто владеет информацией, тот владеет миром. Государства, которым удастся добиться успеха в создании «цифровых нервных систем», расширяющих возможности граждан и предприятий и повышающих качество образования, получат и преимущество в экономическом соревновании за новые глобальные рынки.
Являясь частью европейского и мирового сообщества, Украина не сможет игнорировать основные тенденции его развития. Между тем вследствие грандиозного технологического скачка, происшедшего в течение прошлого десятилетия, в мире все четче вырисовываются контуры новой экономики — электронной или цифровой и общества нового типа — информационного.
Информационное обще-
ство — термин, характеризующий системные изменения в социальной, экономической, политической, правовой, культурной структурах общества. Это проект планетарного масштаба, в котором каждая нация должна будет рано или поздно выступить в роли соавтора, привнести собственные идеи и культурные особенности. И украинский культурный, научный, мировоззренческий вклад также важен для реализации проекта информационного общества, как и вклад других наций.
Поэтому нашей главной целью должно стать превращение Украины в государство с информационным обществом.
Для этого необходимо пересмотреть бюджетные ассигнования на науку, разработку, стандартизацию и внедрение информационных технологий (ИТ), на обучающие программы как для школьников и студентов, так и для представителей старшего поколения
В процессах построения информационного общества будет очень велика роль государства. Ведь одной из его задач является создание максимально прозрачной и эффективно функционирующей, а главное — доступной и понятной своим гражданам системы управления страной. И именно в силу своей масштабности и глубины необходимые изменения могут быть реализованы только при активном содействии государства и его органов. В силу своих функций государство координирует все процессы, затрагивающие общество в целом, преобразующие его основы.
То же касается информационного преобразования экономических отношений, систем образования и здравоохранения, перехода органов власти всех уровней на «онлайновый режим» взаимодействия с гражданами, других изменений, связанных с широким внедрением ИТ.
Государство приветствует частную и общественную инициативу во всех отраслях, включая вышеперечисленные, но всё же именно на нем лежит главная ответственность за принятие стратегических решений, выбор тактики, за гарантии безопасности для общества в целом и каждого гражданина, соблюдение принципов социальной справедливости и сохранение общественного согласия.
Основой политики Украины в отношении широкого внедрения ИТ является дальнейшая либерализация экономических отношений в отрасли, перенесение акцентов в вопросах управления ею именно в сферу рыночных решений. В частности, это относится и к приватизационным процессам, в том числе в «Укртелекоме». Что же касается роли государственного управления, то Государственный комитет Украины связи и информатизации должен превратиться в исключительно регуляторный орган.
Впрочем, роль государства все равно останется значительной. Оно представляет интересы украинского общества на международной арене, в частности при подписании программных, нормативных и прочих документов. А также выступает координатором всех действий, предпринимаемых в Украине в направлении участия в международном движении по гармонизации национальных правовых систем в соответствии с требованиями цифрового общества.
Общественным же организациям в области права, профессиональным объединениям и государственным профильным подструктурам отводится роль реализаторов принятых на государственном и международном уровнях программ и проектов. Крупным шагом в этом направлении является подписание Парижского меморандума взаимопонимания относительно развития информационного общества. Согласно ему, высокий приоритет в отношениях между Еврокомиссией и нашей страной отныне принадлежит построению в Украине информационного общества.
Основы для его создания есть. Несмотря на все экономические проблемы, Украина за годы независимости совершила серьезный скачок в области информационных технологий, в первую очередь в сфере телекоммуникаций. И дело не только в том, что мы уже привыкли к возможности свободно позвонить с обычного домашнего телефона в любую точку земного шара.
Выросли как качественные, так и количественные параметры связи. Только за последние четыре года количество телефонов в Украине выросло с 9,3 до 11,7 млн. единиц, что дало возможность довести плотность телефонных номеров до 20,8 на 100 жителей. Впрочем, достигнутым показателем не стоит обольщаться. Телефонная плотность, достигнутая в Украине, все еще более чем в два раза ниже среднеевропейского уровня.
Быстро развиваются такие новые для нас виды связи, как Интернет и особенно — мобильная связь. Последняя завоевывает в Украине все более стабильные позиции: в 2000 году количество абонентов операторов мобильной сотовой связи увеличилось, по разным оценкам, более чем вдвое (на 111%), превысив 800 тыс. человек.
Однако наиболее массовой остается все же стационарная телефонная связь. Именно здесь государство несет наибольшую ответственность за соблюдение социальной справедливости и принципа равного доступа. В этом контексте Государственный комитет связи и информатизации в 2000 году на 17% уменьшил тариф на междугородние переговоры со странами дальнего зарубежья.
Всего же связисты обеспечили в прошлом году 7,1% совокупного дохода экономики Украины.
Отдельно я хотел бы оста-
новиться на одном сегменте рынка, занимающем сейчас слишком скромное место, за которым, однако, я уверен, — будущее не только нашей отрасли, но и всего общества. Речь идет об Интернете.
Конечно, 350 тыс. постоянных пользователей, даже если прибавить к ним еще 300 тыс. человек, которые пользуются им эпизодически, — это очень немного. По этим показателям мы занимаем 28-е место в Европе и 45-е — в мире, что говорит само за себя. И все-таки Интернет входит в нашу повседневную жизнь. Число пользователей украинского сегмента Сети за последние два года увеличилось более чем втрое.
Положительную динамику роста Интернета в Украине подтверждают данные роста траффика: если за 1999 год он составил 4%, то в 2000-м — уже 9%.
Средняя цена подключения к Интернету с 1999-го по 2000 год уменьшилась почти в четыре раза (или на 72%), средняя почасовая оплата в дневное время — вдвое (на 48,7 %), а в ночное время — на 38,5 %. Цена использования Интернета без ограничения времени уменьшилась в среднем на 35%. Все это стало для граждан хорошим стимулом к более широкому использованию Сети.
По состоянию на декабрь 2000 года доступ пользователям к услугам сети Интернет предоставляли более чем 260 операторов (провайдеров услуг Интернет). Их доходы от предоставления компьютерной связи за прошлый год увеличились на 76% по сравнению с 1999-м и составили 151,1 млн. гривен. Общая пропускная способность внешних каналов, которые использовались украинскими операторами для доступа к зарубежным информационным ресурсам, превысила 90 Мбит/с.
И все-таки в сумме Интернетом пользуются менее 2% взрослого населения страны. То, что является значительным прогрессом в относительных оценках, выглядит весьма скромно в показателях абсолютных.
Тем более что пока большая часть пользователей проживает в крупных промышленных центрах. Сегодня украинский рынок Интернета практически сосредоточен в семи городах: Киеве (76%), Одессе (свыше 5%), Днепропетровске (около 5%), Донецке (около 3%), Львове (свыше 2%), Запорожье (свыше 1%) и Полтаве (почти 1%). Остальные области дают в сумме 9%. А это означает, что мы до сих пор не полностью используем такое уникальное преимущество Сети, как обеспечение доступа ко всем ее ресурсам вне зависимости от того, где находится ее пользователь — в столице или отдаленной сельской школе.
Для того чтобы эффектив-
но реализовать возможности глобального информационного общества, Украинским государством должна быть проделана серьёзная работа. Когда в столь масштабный социально-экономический процесс, как внедрение ИТ, вовлечена значительная часть населения, возможные последствия каждого шага, предпринятого на государственном уровне, отразятся на ситуации во всем государстве.
Важнейшей для формирования информационного общества компонентой является подготовка каждого человека к «цифровой» жизни. И для начала следует развернуть широкую агитационно-разъяснительную, просветительскую работу в масштабах страны. Каждого — от школьника до пенсионера— следует убедить в необходимости внедрения ИТ, в важности для его частной жизни и для жизни общества в целом использования преимуществ информатизации.
Причем основными проблемами, требующими скорейшего комплексного решения, являются расширение социальной базы использования информационных компьютерных технологий и повышение их социальной востребованности. То есть продемонстрировать, где и почему следует использовать достижения ИТ, и подтолкнуть к этому как можно большее количество людей.
Здесь мы можем опереться на международный опыт. За последнее десятилетие в мире наработан немалый опыт по социально-психологической адаптации населения к повсеместному внедрению цифровых технологий, причем это касается как развитых стран, так и развивающихся и даже стран «третьего мира», которые также пришли к выводу о чрезвычайной выгодности для себя технологий информационного общества.
Именно этим не в последнюю очередь объясняется важность для Украины широкого международного сотрудничества. Стимулом к совместной работе с зарубежными, международными и всемирными организациями является определяющее свойство информационного общества — его глобальность. Сеть только тогда сможет раскрыть свой поистине неисчерпаемый потенциал, когда она охватит всю планету, не оставляя на карте мира ни одного селения, пять ли в нем живет человек или пять миллионов, без связи с остальным человечеством, без доступа к всепланетным информационным ресурсам.
Поэтому для Украины, как и для других стран, вырабатывающих в настоящее время национальные концепции построения информационного общества, важны такие аспекты международного сотрудничества, как согласование и выработка стандартов, создание проектов законодательных и регулирующих актов относительно деятельности в Сети. Ну и, конечно же, разработка просветительских и обучающих программ, новых технологических и программных решений, противодействие сетевой преступности и другие аспекты.
Безусловно, одним из основных катализирующих моментов в этом процессе является указ Президента Украины «О развитии национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечении широкого доступа к этой Сети в Украине». На его основе разработан проект Государственной программы развития сети Интернет в Украине.
Сейчас значительно возрос объем информационных ресурсов о нашей стране, доступных благодаря Интернету. Если по состоянию на начало 1999 года такие ресурсы размещались на 1400 веб-серверах, то в конце 2000-го — на 9 268. Т.е. за два года количество увеличилось почти в семь раз…
В украинском сегменте Интернета зарегистрировано 36 тыс. хостов, около 9 тыс. серверов и 16 тыс. зон в домене «ua» (т.е. Украина). Содержащаяся здесь информация множится буквально изо дня в день.
С другой стороны, при наличии большого количества сайтов возникает проблема соотношения их информационных ресурсов.
Так, самой распространенной в украинской части Интернета является информация о деятельности субъектов хозяйствования — 47%, информационно-справочные ресурсы — 17%, информация развлекательного характера — 15%, информация о деятельности научно-исследовательских учреждений, учебных заведений разной степени аккредитации — 4,4%. На 6% серверов размещаются электронные версии средств массовой информации.
А вот информация о деятельности органов государственной власти и правительственных организаций расположена всего на 1,3% серверов. Для эффективного же развития информационного общества соотношение должно быть как раз иным. И наиболее важным элементом является именно широкое внедрение виртуальных государственных органов и служб. Перенесение деятельности в гиперпространство должно охватить сегмент государственной деятельности, достаточный для изменения, масштабной модернизации принципов функционирования всего Украинского государства.
В работе следует постоянно учитывать, что, как и любое новшество подобного масштаба, информационные технологии являются палкой о двух концах. Печать, телевидение, а теперь Сеть одновременно и раскрывают перед человеком новые возможности, делая знания более доступными, и провоцируют новые социальные конфликты, вызванные их распространением, преимущественно неравномерным, особенно на первых порах. Внедрение информационных технологий является оптимальным решением многих насущных проблем Украинского государства. Но при отсутствии достаточно разработанной государственной стратегии и тактики в отношении процесса создания информационного общества в Украине общество столкнется с неизмеримо большими сложностями. Именно поэтому государство должно позаботиться о разработке локальных проектов в области культуры, науки, образования, юриспруденции, социальной защиты, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, работы государственных учреждений, в области информационной безопасности и международного сотрудничества. Если из списка преобразовываемых социальных структур выпадет хотя бы один пункт, это немедленно скажется на процессе в целом. И скажется, несомненно, негативно.
Однако начать можно с малого — с налаживания эффективной параллельной работы государственных и коммунальных органов, публичных учреждений и в электронном, и в привычном физическом виде. Это, кроме всего прочего, позволит разгрузить приемные чиновников и залы библиотек, уменьшить время и увеличить качество обслуживания в ЖЭКах, органах налоговой администрации и автоинспекции.
То есть, в выигрыше окажутся и те, кто имеет доступ к электронным информационным ресурсам, и те, кто его не имеет. Причем в интересах демократического государства всеми доступными средствами увеличивать количество первых. Наиболее действенным в этом отношении зарекомендовал себя проект «общественных электронных киосков» — общедоступных, как телефоны-автоматы или банкоматы, и при этом недорогих.
Языковая политика государства должна быть распространена и на информационное пространство. Поэтому мы изучаем опыт Франции, которая организовала бесплатный ресурс для всех французских и франкоязычных преподавателей с предоставлением бесплатной электронной почты каждому. Это делается с целью увеличить процент национального контента в Сети.
Я перечислил лишь немно-
гие из задач, однако этого достаточно, чтобы сделать вывод — ответственность за формирование в Украине основ информационного общества несет прежде всего государство. И значительная доля этой ответственности лежит на Государственном комитете связи и информатизации. В частности, это касается вопросов собственно внедрения ИТ и принятия соответствующей нормативной базы в области производства товаров, услуг, оборудования, программного обеспечения, условий предоставления услуг и заключения сделок в гиперпространстве, а также других сопряженных областей отечественной экономики.
В целом, вопросы экономической деятельности являются определяющими в формировании основ информационного общества. Экономика — это телекоммуникационная инфраструктура, это техническая база, это производство и сервисная сфера, а также увеличение занятости специалистов, то есть уменьшение оттока кадров за рубеж и улучшение положения профильных высших учебных заведений.
Безусловно, полностью «оцифрованная» экономика возникнет в Украине не скоро. Однако она уже отвоёвывает позиции у старой, индустриальной, экономической системы. Результаты сравнительного анализа тенденций развития старой (индустриальной) и новой (цифровой) экономик свидетельствуют о постепенной переориентации с материального производства на производство информации и знаний. Программное обеспечение уже сегодня является основным источником дохода для многих крупных компаний.
Однако процесс смещения технологических приоритетов в последнее время несколько замедлился по причине недостаточного правового обеспечения экономической деятельности в Сети. То есть, одной из первоочередных задач является создание законодательных условий для становления электронного бизнеса. Это включает обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод, а также разработку мер, гарантирующих безопасность и надёжность работы Сети.
Украина должна наконец определиться с отношением к электронной экономике: прояснить вопрос льгот и налогообложения, юридической и финансовой ответственности, принципов обслуживания, гарантий информационной безопасности бизнеса.
Однако оценки рынка Интернета в Украине свидетельствуют: государство не в состоянии за счет собственных ресурсов выполнить специальные проекты и должно использовать силы частного сектора, создав для него соответствующие условия. Без выработки основных принципов экономической и любой другой деятельности в гиперпространстве широкое, но непродуманное внедрение ИТ чревато многочисленными осложнениями, наиболее тревожным из которых является разрушение хрупкого общественного согласия, которое удалось достичь в стране за десять лет после обретения Украиной независимости.
Как уже отмечалось выше, в своих усилиях по созданию основ информационного общества наша страна ориентируется и будет ориентироваться именно на глобальность этого общества. На то, что каждое государство-участник, привнося что-то своё в общий процесс развития, должно придерживаться единого для всего мирового сообщества направления. Точно так же взаимовыгодным является активное участие каждой страны в выработке этого общего направления движения. Украина, её правительство считают такое участие своим долгом по отношению как к украинскому обществу, так и к международному сообществу.
Цифровая эра объединит человечество, создаст не только общее информационное, но и культурное, экономическое, политическое пространство. Тем более важно на нынешнем этапе сделать наши страны максимально открытыми, демократичными, правовыми, утвердить в них принципы гражданского общества. Нам предстоит большая работа, но, поддерживая друг друга на этом пути, используя достижения других стран и прежде всего активно развивая собственные человеческие ресурсы, мы построим информационное общество, главной ценностью которого является человек, его знания и способность к творчеству.
И еще раз об ответственности государства. Затраты труда, необходимые для построения упомянутых систем, огромны. Их развитие — это эволюционный процесс, требующий тщательного планирования. Правительства должны проявить изобретательность в распределении нагрузки таким образом, чтобы задача была решена по возможности быстро и эффективно. Наградой им станет интерактивная сеть, объединяющая людей и открывающая новые горизонты в области образования, коммерческой деятельности и в повседневной жизни граждан. Это труд, достойный лозунга «Государство существует для Человека».