ГРАБЛЕПОКЛОНСТВО К ВОПРОСУ О РАЗНИЦЕ МЕЖДУ Е-GOVERNMENT И GOVERNMENT ON LINE (ЭЛЕКТРОННЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ С СЕТЕВЫМ ИНТЕРФЕЙСОМ)

Поделиться
Эта статья никоим образом не имеет целью обвинить отечественное чиновничество в тупости. Как раз наоборот — она должна предостеречь тех, кто по наивности склоняется к такой мысли...

Эта статья никоим образом не имеет целью обвинить отечественное чиновничество в тупости. Как раз наоборот — она должна предостеречь тех, кто по наивности склоняется к такой мысли. Наши славные государственные кадры не зря проходили закалку в советском аппарате (или, кто помоложе, учились и перенимали методы работы у зубров партократии, устремившихся в педагогическую деятельность).

Ибо совсем не тупостью чиновников вызвана очевидная топорность «информатизационных процессов», декларированных как начальный этап формирования в Украине информационного общества. В частности, об исполнении указов Президента и постановлений правительства по поводу обязательного создания и поддержания в рабочем состоянии сайтов областных администраций, министерств и ведомств, и самое главное — о создании правительственного портала, интегрирующего все (или практически все) официальные ресурсы ua-нета. Не тупостью, а глубокой житейской мудростью, точнее — инстинктом самосохранения.

Начнем с того, что Украина — далеко не пионер внедрения электронного правительства, равно как и бизнес-реинжиниринга государства, ей не приходится шагать в неизвестность (по крайней мере, на первых порах). Кроме того, Украина — не Индия, и даже не Румыния, мы чрезвычайно гордимся (и не без основания) своим научным, образовательным и инновационным потенциалом; у нас действительно пока ещё мощнейшая теоретическая и технологическая база в сфере хай-тэка. И даже в том, что наши мозги виртуально ли, физически ли, утекают за границу, есть положительный аспект — они вникают в самые передовые разработки отрасли, не плесневеют, мало того что без зарплаты, так ещё и без работы. Отлично, что почти весь упомянутый потенциал сосредоточен в бывшем военно-промышленном комплексе — Интернет и, как следствие, всё информационное общество в целом является продуктом деятельности ребят в хаки. И даже оставшегося кадрового потенциала Украине хватит на то, чтобы если уж не оказаться «впереди планеты всей», то надёжно, практично и дёшево (что главное) построить и электронное правительство, и информационное общество.

А ведь, ко всему этому, практически все страны «с той стороны» цифрового разрыва рвутся нам помогать — коли не деньгами, то советами. Понимая, что информационное общество может быть только глобальным, мировые политические деятели искренне заинтересованы в том, чтобы мы не повторяли их ошибок, не тратили времени и средств на заведомо неэффективные решения. Нам подробно объясняют, где и почему именно мы потеряем деньги, какие пути не следует избирать, вовлекая правительственные структуры в процесс цифровых преобразований.

Так, нас предостерегают от сползания в онлайновый формализм, когда под лозунгом э-правительства существующая структура госорганов просто «разукрупняется», становясь ещё более громоздкой, дорогостоящей и самодостаточной (в смысле, что для осознания успешности своей деятельности ей достаточно себя самой, а все прочие структуры общества превращаются исключительно в источник наполнения бюджета). Бюрократическая опухоль выбрасывает метастазы в виртуальное пространство, вещая о пользе и удобстве для граждан возможности обратиться к государственным службам через Интернет. То есть, приобретая электронный интерфейс, правительственные структуры не становятся электронным правительством — они лишь создают иллюзию этого. Иллюзию, рассыпающуюся при первой же попытке не полюбоваться, а воспользоваться правительственными интернет-ресурсами.

Нас предупреждают: не суйтесь сразу в сеть со свежеиспеченными сайтами. Сначала проведите просветительскую работу с чиновниками, дайте им возможность освоить новые технологии и главное — новые принципы работы. Отсейте тех, чья «э-готовность» ниже определённого уровня. Объявите конкурс на замещение освободившихся вакансий. примите цифровое законодательство (о цифровой подписи, электронном документе и проч.). Разработайте, спустите на места и запустите в практику служебные инструкции, соответствующие новым схемам работы госструктур. Отладьте до автоматизма порядок осуществления контроля и служебных взысканий вплоть до увольнения и уголовной ответственности госслужащих любого уровня, замеченных в коррупции, саботаже, недобросовестности, а также несоответствующих сугубо профессионально занимаемой должности. Проведите просветительскую работу в школах, вузах, жэках; издайте соответствующие брошюры и листовки «в каждый почтовый ящик».

И уже после этого начинайте цифровое преобразование правительства. Тогда электронный интерфейс будет всего лишь одним из инструментов э-правительства, эффективным атрибутом осуществления диалога между государством и его гражданами.

Однако, если судить по действиям нашего правительства, создаётся впечатление, что ему ближе политика не очень умного человека, предпочитающего учиться на собственных ошибках, игнорируя опыт соседей.

Быть может, подобные действия украинского правительства отражают глубокую жизненную философию: шишки на чужих лбах ещё не являются доказательством объективного существования грабель? И правительство доказывает себе реальность — как грабель, так и собственную — наступая на каждые грабли лично? Такая вот форма религиозного самосознания...

Однако это не так. На самом деле упорное нежелание находить эффективные решения — выбор осознанный, продиктованный инстинктом самосохранения. Потому что иначе слишком высоко поднимется планка требований к рядовому (и нерядовому) чиновнику. И слишком усложнятся условия «работы» — документы не спрячешь, не потеряешь, не подправишь незаметно, не создашь из ничего хорошее впечатление у начальства, не продавишь своего человечка... То есть не заработаешь ни копейки. А жить тогда как (сохраняя привычный образ жизни)?

И трижды прав цитируемый «ЗН» делегат от Великобритании на паневропейской конференции министров по проблемам информатизации общества, когда говорит: «чтобы правительство могло работать в онлайне, надо быть готовыми сменить его». До последнего клерка.

В итоге, как ни печально констатировать, украинские чиновники так же далеки от «коренного переосмысления своей роли в государстве в соответствии с ценностями информационного общества», как мы, его граждане, — от уверенности в реальной возможности их поголовной замены.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме